4.1. Четвертый вариант АООП НОО

Как мы отмечали ранее, четвертый вариант образовательного маршрута рассчитан на глухих детей, которые в связи с тяжестью и множественностью нарушений не достигают уровня развития, сопоставимого с возрастной нормой. До того, как был принят ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, такие дети считались «необучаемыми» и фактически оказывались вне образовательной системы.

В настоящее время для таких детей разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая является для них обязательной и единственно возможной. Только при условии специальной организации всей жизни ребенка могут быть реализованы их особые образовательные потребности. Важно подчеркнуть, что исключение таких детей из системы образования и изоляция их дома или в учреждении социальной защиты – недопустимы.

В результате проведения психолого-педагогического обследования специалисты определяют наличие у ребенка глухоты и умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, комплекса из трех или более отклонений в развитии, в число которых входит выраженная умственная отсталость.

Общее развитие ребенка.

У детей данной группы выявляет крайне низкий, не сопоставимый с возрастной нормой уровень общего развития; так:

  • обследуемый ребенок не выполняет задания по разным линиям развития для детей 3-4 годов жизни (или для детей младшего возраста), которые предлагаются в доступной для него форме; организовать целенаправленное обучение ребенка выполнению таких заданий, как правило, не удается;
  • ребенок не демонстрирует интерес к предлагаемым заданиям; его действия не направлены на их выполнение, с дидактическим материалом заданий просто манипулирует, применяет силу, отбрасывает и т.п.

Владение социально-бытовыми умениями

У ребенка с глухотой, чье развитие в связи с тяжестью и множественностью нарушений не сопоставимо с возрастной нормой, отсутствует самостоятельность в быту, он во всех отношениях является зависимым от близкого взрослого. Если развитие моторики позволяет, его навыки в этой области могут соответствовать навыкам обычного ребенка первого-второго года жизни.

Коммуникация и речь

Коммуникацией и речью ребенок данной группы чаще всего не владеет.

Обучение и воспитание этих детей осуществляется на основе ПрАООП НОО для глухих обучающихся по варианту 1.4.

Рассмотренный нами образовательный маршрута предусмотрен только для глухих детей с комплексом выраженных дополнительных первичных нарушений. Если слабослышащий ребёнок имеет подобные нарушения: умеренную, тяжёлую или глубокую умственную отсталость или множественные нарушения, при которых уровень его общего и речевого развития несопоставим с возрастной нормой, то следует рекомендовать с учётом его индивидуальных особенностей, структуры и выраженности нарушений (на выбор):

  • обучение по варианту образовательного стандарта 1.4 для глухих детей (для слабослышащих детей, не владеющих речью);
  • обучение по образовательному стандарту для умственно отсталых, слепых, аутичных детей, школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих множественные нарушения (для слабослышащих с легкой тугоухостью в той или иной степени владеющих речью).