1. Актуальность профориентации и социализации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития

 

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволило создать нормативно-правовые условия для охвата образованием всех без исключения детей с ОВЗ и инвалидностью. Образование обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) направлено на «… развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации» [62].

В отечественной и зарубежной научной литературе имеется множество различных определений понятия «социализация», суть содержания которых сводится к процессам, связанным с включением человека в социум [2,6,19,25]. Например, большой психологический словарь даёт следующее определение: «Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе» [2].

Трудовая деятельность человека является общепринятой социальной нормой, важнейшей частью его жизни в обществе. Подготовка и включение человека в трудовую деятельность является задачей социализации. Дети с ОВЗ и инвалидностью нуждаются в специально организованном процессе социализации, вообще, и в процессе подготовки и включению в трудовую деятельность, в частности.

С точки зрения Российского и международного законодательства все люди, включая лиц с инвалидностью, имеют равные права на труд. Помимо общих со всеми людьми прав, законодательство определяет для людей с инвалидностью дополнительные гарантии их достойной жизни в обществе. Так, статья 27 Международной Конвенции о правах инвалидов определяет обязанность государства признать право инвалидов на труд наравне с другими, а рынок труда и производственная сфера определяются как инклюзивная и доступная для инвалидов среда [35].

Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» гарантирует поддержку общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов, направленного на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество [64].

Вследствие тяжелых нарушений развития люди с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР всегда будут в большей или в меньшей степени нуждаться в сопровождении. Потребность в посторонней помощи при решении жизненных задач (включая трудовые) будет зависит от того, насколько сформированы жизненные компетенции. Чем раньше начинается их формирование в детском возрасте, тем больше шансов, что взрослому человеку понадобится меньший объем сопровождения. В связи с этим важно выстраивать систему пожизненного преемственного комплексного сопровождения людей с ТМНР, включающую раннюю помощь, дошкольное и общее образование, профессиональное обучение, сопровождаемую трудовую или социальную занятость и сопровождаемое проживание.

Такая система создана и работает в Псковской области. Она представлена организациями разной формы собственности и разной ведомственной принадлежности. Так, предоставление услуг ранней помощи и образования обеспечивает государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Социальную и трудовую занятость людей с ТМНР организует государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские им. В.П. Шмитца», а услуги в условиях сопровождаемого проживания предоставляет социально-ориентированная НКО Псковская региональная благотворительная общественная организация «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и Ты» [4,5,56,65,66,67,68].

Система сопровождения охватывает все возрастные периоды: раннюю помощь, дошкольное и школьное образование детей с инвалидностью разной степени тяжести. После окончания школы молодые люди с ментальной инвалидностью имеют возможность получить занятость в Производственно-интеграционных мастерских. Мастерские предоставляют трудовую занятость людям с ментальной инвалидностью в производственных отделениях: деревообрабатывающем, швейном, картонажно-упаковочном, в отделении растениеводства, в прачечной, а также в хозяйственном отделении. Тем, кто не может производительно работать, в силу тяжести имеющихся нарушений, мастерские предлагают дневное социальное сопровождение в учреждении. Здесь обеспечивается уход и присмотр, предоставляются психолого-педагогические услуги, направленные на социальную и трудовую адаптацию людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Подобный опыт комплексного сопровождения людей с ментальными нарушениями имеется и в других регионах России. Например, во Владимире и Санкт-Петербурге вопросы социализации эффективно решают некоммерческие организации (АРДИ «Свет» и ГАООРДИ) [22,54]. Модели системы комплексного сопровождения зарекомендовали себя как эффективные средства социализации и включения людей с тяжелой формой инвалидности в жизнь общества, о чём свидетельствуют результаты более чем 20-летнего опыта работы. Данные практики НКО появились в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века и развивались как ответ на родительский запрос о жизнеустройстве детей и взрослых с тяжелой формой инвалидности вне учреждений стационарного обслуживания [3,23].

Таким образом, имеющийся запрос общества, наличие политической воли, законодательных оснований, а также действующих эффективных российских практик свидетельствуют о возможности внедрения системы комплексного сопровождения детей и взрослых с тяжелой формой инвалидности, включая ТМНР, вне учреждений стационарного обслуживания в регионах Российской Федерации. Работа системы направлена на социализацию лиц с инвалидностью и включение их в активную жизнь общества, в том числе в доступную профессиональную деятельность.

Для внедрения существующих практик необходимо создавать нормативно-правовые, материально-технические и кадровые условия в субъектах федерации, решать задачи организационно-методического обеспечения процесса сопровождения для социализации и жизнеустройства людей с ТМНР. Одной из таких задач является организация их профессиональной ориентации и подготовка к трудовой деятельности.

Важно подчеркнуть, что для людей с выраженными нарушениями интеллекта, с ТМНР, профессиональное образование, в большинстве случаев, не доступно вследствие тяжёлой степени нарушения развития, поэтому профессиональное обучение, которое не предъявляет требований к уровню образования, оказывается единственно возможным вариантом их профессиональной подготовки.

Профессиональное обучение является вершиной подготовки человека с тяжелой формой инвалидности к труду. Целевые ориентиры в области подготовки к профессиональной деятельности лиц с инвалидностью вообще, а с ТМНР особенно, диктуют необходимость преемственности различных этапов образования, начиная с дошкольного и заканчивая сопровождаемой трудовой / социальной занятостью. Подготовка к труду начинается с формирования элементарных предметных действий, навыков самообслуживания, освоения инструментальных действий, бытовых и др. При этом решаются задачи постепенного увеличения временного периода, когда ребенок может сосредоточенно выполнять созидательную деятельность; постепенного усложнения и повышения качества получаемого в результате деятельности продукта.

Не все обучающиеся с ТМНР могут быть включены в трудовую деятельность. Сегодняшний уровень развития науки и практики не позволяет нам пока включать в трудовую деятельность некоторые категории людей с ТМНР, например, с нарушениями интеллекта в глубокой степени в сочетании с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций. Вместе с тем, это не значит, что они должны исключаться из процесса социализации. Важно создавать условия для их участия в социальной коммуникации, в мероприятиях, направленных на развитие и абилитацию, т.е. включаться в доступную коммуникативную, предметную, иную деятельность в естественных ситуациях, живя в обществе. В данном случае речь идёт о сопровождаемой социальной занятости людей с тяжелой формой инвалидности. Данное направление не отражено в нашем пособии, но заслуживает отдельного рассмотрения, так как затрагивает вопросы жизнеустройства определённой части людей с ТМНР.