ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи Комплекта
Образовательная область «Технология» ориентирована на решение ряда задач, стоящих перед современным образованием: реализацию личностно-деятельностного подхода к обучению, овладению жизненно необходимыми знаниями и умениями, развитию творческих способностей обучающихся,
Важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения является диагностика и контроль качества усвоения обучающимися знаний и умений в области «Технология».
Цель комплекта – обеспечить образовательный процесс оценочными (диагностическими) материалами для выявления индивидуальных профориентационных возможностей обучающихся в соответствии с программным материалом и качества овладения начальными профессиональными умениями в осваиваемой области по предмету «Технология».
Задачи диагностики:
- выявить уровень сформированности самостоятельных умений обучающегося при выполнении заданий или при изготовлении заданных знакомых изделий;
- оценка динамики усвоения программного материала обучающимся при освоении предметной области «Технология»;
- оценка уровня усвоения программного материала по конкретной теме (области знаний) (минимальный/достаточный/материал не усвоен).
На основании результатов диагностики необходимо:
- проанализировать причины трудностей и типичные ошибки в работе обучающегося по конкретной теме в области предмета «Технология»;
- определить наиболее эффективные индивидуальные (приемы) виды помощи обучающемуся для эффективного овладения материалом в рамках предмета «Технология»;
- выбрать наиболее доступный вид технологии для обучающегося, с учетом его возможностей для эффективной его профориентации.
Диагностический комплект состоит из 3-х основных разделов
- Целевой раздел посвящен психолого-педагогическим подходам к диагностике достижений и оценке динамики развития обучающихся; в нем раскрыты принципы, цели, задачи, критерии оценки знаний и умений, личностных достижений обучающихся в рамках предметной области «Технология»
- Содержательный раздел включает описание содержания диагностической процедуры по следующим предметам «Технология»
- Швейное дело
- Столярное дело
- Поварское дело
- Строительное дело (штукатурно-малярное)
Диагностические материалы по разделам и темам позволят учителю применять их перед изучением школьниками нового материала, а также для реализации индивидуального подхода на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний.
При начальном, промежуточном и итоговом контроле учитель может сгруппировать задания из разных разделов, тем и по различным уровням. Подбор заданий, при этом, может производиться как для всего класса, так и для отдельных обучающихся, в зависимости от индивидуальных возможностей в обучении.
- Дидактический раздел содержит методическое сопровождение Комплекта, перечень дидактических материалов, а также краткие рекомендации по их использованию.
Все тесты в Комплекте сгруппированы по разделам, отдельным темам и уровням. Для удобства оценки результатов в приложении даны правильные ответы на все вопросы, и каждому заданию присваивается определенное количество баллов в зависимости от способа его выполнения обучающимся.
Представленные в Комплекте задания могут быть использованы на любом этапе обучения: начальном, промежуточном и итоговом контроле.
Результаты начального этапа диагностики достижений позволят учителю спланировать содержание работы на первое полугодие, выбрать методы и учебники для овладения обучающимися программным материалом. Итоги промежуточного этапа помогут учителю реализовать индивидуальный подход к оказанию помощи каждому обучающемуся. Анализ результатов контрольного этапа позволит учителю осуществить выбор профориентационного направления в работе с каждым обучающимся.
1.1.2. Теоретические подходы к разработке содержания Комплекта
и принципы его реализации
Изменения последних десятилетий в системе общего и коррекционного образования Российской Федерации обусловили рост интереса к трудовому обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Трудовое обучение рассматривается не только с точки зрения средства коррекции и развития детей с интеллектуальными нарушениями (Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, Б.И. Пинский, В.А. Шинкаренко), но и с точки зрения средства реабилитации (Г.В. Васенков, А.А. Гнатюк, Г.Г. Зак, В.В. Коркунов, Н.Н.Кузьмина, О.А. Сычугова).
Анализ научной литературы по вопросам трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями показал, что наиболее дискутируемыми остаются две значимые проблемы. Первая проблема - связана с необходимостью расширения профилей трудового обучения, так как уровень развития современного производства отвечает задачам их социально-трудовой реабилитации, и в связи с этим значительно изменился (И.М. Бгажнокова, А.А. Гнатюк, В.В. Коркунова, А.А. Наумова, О.А. Сычугова). Вторая - с совершенствованием организационного и дидактического компонента трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями, учитывающего принцип коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса в образовательных организациях (Е.А. Ковалева, Н.Н. Кузьмина, С.Л. Мирский, В.А. Шинкаренко, A.M. Щербакова и др. ).
Одной из важных задач в организации трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями является определение специальных психолого-педагогических условий на основных этапах трудовой подготовки. В целях решений этой задачи важно применять систему оценок индивидуальных возможностей каждого ученика при овладении программным материалом на разных этапах учебного процесса. Это позволит наблюдать динамику развития и психологических достижений возраста, своевременно корректируя содержание индивидуальных программ обучения и индивидуальных приемов обучения.
В процессе наблюдения за динамикой развития и психологических достижений возраста обучающихся полезно использовать тесты для проверки усвоения базового уровня в тематическом контроле, а также в целях анализа ошибок. Тесты позволяют получить объективную картину усвоения учащимися той или иной темы, понятия, оценить эффективность использования педагогической технологии, методики, учебного пособия.
В комплекте диагностических материалов представлена система тестовых заданий, разработанная в соответствии с современными подходами к оцениванию учебных достижений школьников при изучении предметной области «Технология» (5-9 классов).
Информация, полученная в ходе тестирования, служит основанием для корректировки, обновления и совершенствования образовательного процесса, создания психолого-педагогических условий развития личностных качеств каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями.
Основные принципы реализации Комплекта:
- единство диагностики и коррекции развития,
- опора на приоритетные образовательные задачи,
- динамическое изучение достижений в обучении,
- комплексный подход к оценке достижений в обучении,
- объективность в оценке динамики развития,
- индивидуальный подход к оценке личностного развития,
- систематичность проведения оценки достижений,
- деятельностный подход к содержанию оценочных заданий,
- соотношение качественных и количественных полученных данных,
- этический подход к проведению оценок достижений,
- профессиональный подход к оценке академических знаний и жизненных компетенций.
1.1.3. Варианты возможностей в овладении трудовыми умениями обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 – 9 классов
Овладение трудовыми умениями и навыками – длительный процесс, который сопутствует всему периоду коррекционного обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Наблюдаются разные варианты становления трудовых умений у обучающихся изучаемой категории, зависящие от структуры и выраженности интеллектуального нарушения, а также от способа усвоения им общественного опыта.
В большинстве случаев, обучающиеся, которые осваивают АООП, могут успешно овладевать трудовыми умениями, проявляя самостоятельность и интерес к конечному результату действий. Они понимают инструкцию и объяснение учителя, способны при планировании ближайшей операции с опорой на предметно-операционную карту правильно и четко сформулировать пункт плана, дать адекватные пояснения к воспроизводимым действиям, оценить свой результат и сравнить с качеством работы своего сверстника. При возникающих трудностях эти ученики обращаются за помощью учителя, после которой могут самостоятельно выполнить задание. Социальные мотивы трудовой деятельности этих обучающихся выражены достаточно четко. Они относятся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке.
Наблюдается положительная динамика в овладении трудовыми умениями и у обучающихся, которые включаются в трудовую деятельность с непосредственной помощью учителя. Эти ученики понимают и готовы выполнять инструкцию учителя, однако, при выполнении трудовых действий проявляют меньшую самостоятельность и нуждаются в подсказках, в организации и стимуляции трудовых действий. Для многих из этих учеников характерны медленный темп усвоения нового материала, трудности планирования и комментирования выполняемых действий, сниженные критичность и социальная мотивация к выполняемым трудовым действиям. У некоторых обучающихся имеются проблемы в двигательной сфере, в ориентировочной деятельности, сохраняется неустойчивая работоспособность, все, что осложняет в целом процесс овладения трудовыми умениями и требует со стороны учителя постоянного стимульного материала.
Среди обучающихся, которые включены в трудовую деятельность и профессиональное ориентирование, есть те, которые с большими трудностями воспринимают инструкцию и обращенную к ним речь учителя. Недостатки ориентировки в задании, невнимательность и механическое воспроизведение трудовых операций осложняют, в целом, планирование трудовых действий и хода работы: дети переставляют или пропускают большинство операций, повторяют уже имеющиеся, не замечают ошибки и часто некритично относятся к результату своего труда. Для многих из них составляет большую трудность осмысление трудового действия в логике трудовой операции; этим детям трудно выделить общее и определить частное, отделить второстепенное. В процессе трудовых действий они не проявляют активность и самостоятельность, им требуется дополнительное разъяснение и совместные действия при выполнения трудового задания. Несмотря на низкий темп усвоения нового материала и более длительный временной отрезок, они могут запоминать конкретное действие и выполнять его при наличии наглядной опоры или оказания помощи взрослого. Социальные мотивы к труду у этой группы обучающихся в большинстве своем снижены и профессиональная ориентация зависит от дополнительной организованной помощи взрослого и наглядных технических опор.