СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.    Общие положения

Деятельность обучающихся – это система, имеющая свое строение, внутренние переходы и превращения, развитие. Одна из составляющих частей системы – это контрольно-коррекционная, т.е. проверка правильности выполняемых действий и исправление допущенных ошибок

Тестирование – является необходимым в настоящее время технологическим инструментом измерения результатов педагогического процесса. Тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков обучающихся.

Тестовые задания предметной области «Технология» составлены на основе требований  адаптированной основной образовательной программы (Вариант 1) по предмету «Профильный труд».

         Цель тестирования:

  • выявить уровень базовых учебных действий обучающихся по изученным темам.

         Задачи:

  • оценка динамики учебных достижений обучающихся и жизненных компетенций в области трудовой деятельности,
  • воздействие на учебно-воспитательный процесс с целью повышения его эффективности
  • выявление трудностей в овладении трудовыми умениями и на этой основе – определение направлений и содержания коррекционно-развивающего обучения,

Целевое назначение теста в зависимости от времени проведения тестирования.

Тестирование позволяет оценить:

  • уровень знаний в начале обучения (входное тестирование), срок проведения – сентябрь,
  • усвоения знаний в течение обучения (текущее тестирование), срок проведения – декабрь,
  • базовых учебных действий в конце учебного года (промежуточное тестирование), срок проведения – май,
  • уровень базовых учебных действий в конце обучения (итоговое тестирование), срок проведения – май (9 класс).

Форма организации процедуры тестирования.

Технология проведения тестирования предусматривает одну основную форму организации процедуры тестирования -  бланковую с использованием тест – анкеты.

Для проведения тестирования могут использоваться бланковые тесты 2-х видов:

  • тесты на одноразовых бланках, в которых обучающий заполняет ответы на задания теста,
  • тесты с использованием бланков, предъявляемых отдельно от тестовых заданий. В этом случае сам тест может быть использован несколько раз, а обучающийся будет фиксировать ответы в отдельном бланке.

В тесты включены все основные группы заданий:

  • задания с выбором правильного ответа,
  • задания в открытой форме,
  • задания на установление соответствия.

Каждый тест включает в себя 10 заданий.

 

Структура и содержание тестов.

Тесты, состоят из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются пояснения:

  • из скольких частей состоит тест,
  • какое количество времени дается на его выполнение,
  • что надо сделать, чтобы записать правильный ответ.

Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте, в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные.

Рекомендуемое время выполнения тестов

  • тесты выполняются обучающимися индивидуально, на выполнение теста отводится 25-30 минут.

Система оценивания заданий. Теоретическая часть.

Весь процесс выполнения заданий обучающимся оценивается как качественно, так и количественно.

Качественная оценка осуществляется по следующим критериям:

  • принятие и понимание условий задания, начало действия (действие не выполняет; узнает объект, не всегда узнает объект, не узнает объект)
  • способы выполнения (выполняет действие с частичной помощью, выполняет действие со значительной помощью, выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), выполняет действие по образцу, выполняет действие самостоятельно)
  • степень самостоятельности при выполнении задания

Во избежание формального подхода к оцениванию предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) балльная оценка соотносится с качеством усвоенных знаний.

Количественная оценка качества выполнения каждого задания имеет выражение от 1 до 4 баллов:

  • если обучающийся принял, понял условие задания (т.е. узнает объект) и выполнил его самостоятельно, то результат выполнения задания оценивается в 4 балла,
  • если обучающийся не понял условия задания и ему потребовалась помощь учителя, после которой он справился с заданием самостоятельно (т.е., узнает объект, выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), выполняет действие по образцу, выполняет действие с частичной физической помощью), то результат выполнения задания оценивается в 3 балла,
  • если обучающийся не понял условия задания, но при этом приступил к его выполнению; если ему была оказана помощь в разъяснении условия задания и в способе его выполнения (т.е. выполняет действие со значительной физической помощью), то результат оценивается в 2 балла,
  • если обучающийся не понял условия задания, не приступил к его выполнению (т.е. действие не выполняет; не всегда узнает объект, не узнает объект) после оказания помощи учителя, то результат оценивается в 1 балл.

Таким образом, каждое из предложенных тестовых заданий (всего 10), в том числе, и весь процесс его выполнения, оценивается от 1 до 4 баллов. В этом случае, максимальное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 10 заданиям (M) соответствует 40 баллам.

Итоговую аттестационную оценку (I) вычисляют по следующей формуле:

I = (1+2+3+ …)/M х 100%, где M – максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по всем 10 заданиям.

На основе итоговой оценки определяют вариант объема достижений (результатов и возможностей).

Перевод процентного содержания выполненных тестовых заданий в пятибалльную систему

  • 100% - 85% - 5 баллов (отлично)
  • 84% - 65% - 4 балла (хорошо)
  • 64% - 50% - 3 балла (удовлетворительно)
  • 49% и менее – 2 балла (неудовлетворительно)

 

Оценочная ведомость. Теоретическая часть

Предмет _________________________________

Класс ______________

Ф.И. обучающегося _____________________________________

№  задания Количественная оценка качества выполнения
Обучающийся принял, понял условие

задания (т.е. узнает объект) и выполнил его самостоятельно

Обучающийся не понял условия задания и ему потребовалась помощь учителя, после

которой  он справился с заданием самостоятельно

Обучающийся не понял условия задания,

но при этом приступил к его выполнению,

если ему была оказана помощь в разъяснении

условия задания и в способе его выполнения

Обучающийся не понял условия задания,

не приступил к его выполнению

4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
Общее количество баллов  

 

Образец оформления оценочной ведомости. Теоретическая часть (см. Приложения).

 

Практическая часть. Система оценивания практической работы

Практическая работа выполняется только при проведении промежуточного тестирования (май) и при проведении итогового тестирования обучающихся 9 классов.

Критерии бальной оценки:

  • соблюдение обучающимися техники безопасности при выполнении практической работы,
  • соблюдение последовательности изготовления изделия,
  • соблюдение параметров выполнения изделия в соответствии с образцом,
  • оценка качества готового изделия.

Количественная оценка качества выполнения каждого критерия имеет выражение от 1 до 4 баллов

  • обучающийся выполнил практическую работу самостоятельно – 4 балла
  • обучающийся выполнил практическую работу после дополнительного пояснения (разъяснения) учителя – 3 балла
  • обучающийся выполнил практическую работу только с помощью учителя – 2 балла
  • обучающийся не выполнил практическую работу – 1 балл

Каждое из предложенных практических заданий оценивается по 4 критериями весь процесс его выполнения, может быть оценен от 1 до 4 баллов

В этом случае, максимальное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 4 критериям (M) соответствует 16 баллам.

  • Итоговую аттестационную оценку (I) вычисляют по следующей формуле
  • I = (1+2+3+ …) /M х 100%, где M – максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по всем 4 критериям

Перевод процентного содержания выполненных тестовых заданий в     пятибалльную систему:

  • 100% - 85% - 5 баллов (отлично)
  • 84% - 65% - 4 балла (хорошо)
  • 64% - 50% - 3 балла (удовлетворительно)
  • 49% и менее – 2 балла (неудовлетворительно)

Оценочная ведомость. Практическая работа

Предмет _________________________________

Класс ______________

Ф.И. обучающегося _____________________________________

Критерии оценивания Количественная оценка качества выполнения
Выполнил практическую работу самостоятельно Выполнил практическую работу после дополни тельного пояснения Выполнил практическую работу только с

помощью учителя

Не выполнил практическую работу
4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Соблюдение техники безопасности при выполнении практической работы        
Соблюдение последовательности изготовления изделия        
Соблюдение параметров выполнения изделия в соответствии с образцом        
Оценка качества готового изделия        
Общее количество баллов  

 

Образец оформления оценочной ведомости. Практическая часть (см. Приложения).