В период с 28 февраля по 3 марта, в рамках программы региональных выездов научных сотрудников Института коррекционной педагогики, в столице ЯНАО г. Салехарде, а также в с. Катравож Приуральского района проходят мероприятия Недели ИКП «Детство равных возможностей». В нем принимают участие 10 человек во главе с директором института Т.А. Соловьевой.
Программа Недели реализуется при поддержке Департамента образования ЯНАО, ГАУ ЯНАО «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» и ГАУ ЯНАО «Региональный институт развития образования». От региона в нем принимают участие представители образовательных и специализированных структур и учреждений региона, в том числе Ямальского многопрофильного колледжа, МАДОУ «Детский сад «Виниклюзия» (г. Новый Уренгой), коррекционной школы г. Ноябрьска и др.
В первый день представители ИКП посетили школу с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М. Зверева. Это одна из старейших национальных школ региона, основанная в 1932 году. Сегодня обучение осуществляется на всех уровнях: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Кроме того, лицензия дает право реализовывать программы дополнительного образования и профессионального обучения. Школа является единственным образовательным учреждением в селе, предоставляя возможность обучения и воспитания обучающимся с разным уровнем подготовки, развития, с разными особенностями здоровья.
Сотрудники института познакомились с организацией работы с детьми с особенностями развития в классах-комплектах, провели встречи с преподавательским коллективом, представителями других образовательных организаций и руководителями муниципального образования. Для представителей института была проведена подробная экскурсия «Представление системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной школы».
«Приятно удивил персональный подход к обучению, когда класс открывается под двоих, троих детей с особенностями развития. Дети учатся по индивидуальным программам. Здесь мы увидели цель - помочь каждому ребенку. Это дорого, сложно, но на Ямале, в одном из немногих регионов, это реализовано», - сообщила по итогам поездки директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева.
1 марта на площадке ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» состоялось открытие Стратегической сессии. Ее участников приветствовали представители региональных структур, окружного ППМС-центра.
Исполняющий обязанности директора Департамента образования ЯНАО Сергей Бойченко выразил благодарность коллективу института, отметив уникальность человеческого и социального развития региона. «И мы стараемся, чтобы в системе образования Ямала всем было хорошо учиться и чтобы наши дети имели действительно равные возможности», - подчеркнул он. С.А. Бойченко призвал сотрудников образовательных учреждений максимально воспользоваться возможностью «общения с уникальными специалистами института коррекционной педагогики».
Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО Данило Трубицын в своем выступлении выразил надежду на установление тесных рабочих контактов между регионом и ИКП, направленных на создание необходимых образовательных и консультационных условий в регионе.
Директор ГАУ ЯНАО «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», исполнительный директор Союза дефектологов Георгий Крюков отметил большую значимость для педагогов региона этого мероприятия. «Институт коррекционной педагогики всегда был и остается главным научным центром в области разработок по обучению, воспитанию и сопровождению детей с ОВЗ, специальной педагогики - сказал он. – И мы надеемся на расширение сотрудничества в плане научно-методического взаимодействия и оказания помощи педагогам региона со стороны коллектива ИКП, поскольку специфика Ямала требует создания всего комплекса условий в каждой образовательной точке».
С докладом «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью» выступила Татьяна Александровна Соловьева. В ходе выступления она рассказала о богатой истории и традициях института, итогах 6 ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий, о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.
Т.А. Соловьева также отметила, что проект «Недели ИКП» направлен на выстраивание долгосрочного партнерства с регионами с учетом вопросов и интересов, связанных с развитием регионального специального и инклюзивного образования.
Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности ИКП в сфере проведения общественно значимых мероприятий, развитии проектов по консультированию родителей, в том числе в соцсетях, проинформировала о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, подготовке УМК по предметной области «Технология» и др.
Д.А. Карпова ознакомила участников сессии с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».
Заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Анатольевна Разенкова представила вниманию участников Недели доклад «Результаты научных исследований ИКП для практиков ранней помощи». Она рассказала о разработанной диагностической процедуре анализа матери и ребенка, об изучении взаимодействия ухаживающих взрослых с детьми-сиротами с ОВЗ, а также о разработке комплекса педагогических мероприятий, направленных на преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка с определенным первичным нарушением развития.
О реализации интегрированного подхода в процессе логопедического обследования рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Евгеньевна Грибова. Она предложила 7 основных принципов такого подхода в диагностике, отметив, что его использование «дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень общего и речевого развития ребенка, но и на основе этого «опредметить» зону ближайшего развития ребенка, «привязать» ее к границе между уже сформированными и формирующимися речеязыковыми механизмами и явлениями». О.Е. Грибова также представила две модели организации логопедического обследования и интеллект-карту «Маршрутизация процесса обследования устной речи».
Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования, проанализировав специальные условия в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с НОДА.
Во второй половине дня работа продолжилась в формате научно-методического семинара «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии обновлением программно-методического обеспечения». В ходе активного информирования и обмена мнениями выступили сотрудники ИКП – представители авторских коллективов: зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Мария Михайловна Либлинг, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР Алла Яковлевна Абкович, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Елена Захаровна Яхнина, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Евгеньевна Грибова, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Ольга Геннадьевна Болдинова. В завершение состоялась открытая дискуссия, в ходе которой сотрудники ИКП ответили на вопросы участников сессии.