19 и 20 декабря в Воронежской области прошли профессионально-экспертные сессии в рамках работы Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей».

19 декабря работа проходила на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова». Программу открыла Дарья Андреевна Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ФГБНУ «ИКП», с установочной лекцией «Научно-методическое сопровождение специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Темой первого дня профессионально-экспертных стала «Организация обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью. Взаимодействие с семьями». Модерировала работу Ольга Владимировна Недорезова, директор государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Д.А. Карпова представила доклад «Реализация федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям». Дарья Андреевна рассказала о проектах, разработанных Институтом коррекционной педагогики, и подробно остановилась на реализации национального проекта, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления материально-технической базы в отдельных общеобразовательных организациях. «Спустя несколько лет коррекционно-образовательные организации превратились в мощнейшие ресурсные центры, которые сейчас показывают очень высокие результаты, в том числе по включенности детей в дальнейшее освоение профессии», – подчеркнула она.

Также Д.А. Карпова обсудила с участниками проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, отметив, что в настоящее время оказание консультаций родителям сводится не только к традиционным беседам на заданную тему. «Сейчас коллеги из регионов в рамках проекта устраивают тематические пикники на открытом воздухе, квартирники, мастер-классы, сессии, онлайн-кейсы для родителей, которые они решают – это очень интересная практика» – сказала Дарья Андреевна.

Продолжила работу Алла Яковлевна Абкович, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н. В своем сообщении она рассказала о работе над профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог».

«Это продукт длительного конструктивного обсуждения, в том числе профессионального и общественного сообществ. Это общий продукт специалистов-практиков, ученых, педагогов высших учебных заведений, где обучают дефектологов, а также профсоюзов», – отметила Алла Яковлевна.

Одной из особенностей введенного стандарта является то, что в нем зафиксированы обобщенные трудовые функции, которые ориентированы на работу с детьми разных нозологических групп, выделены новые, отдельные профили: обучающиеся с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Ольга Геннадьевна Болдинова представила аудитории доклад, посвященный тифлопедагогическим условиям сопровождения дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивном образовании. «Реализация тифлопедагогических условий должна происходить поэтапно и содержание воспитательно-образовательного процесса необходимо реализовывать, постепенно усложняя каждый этап», – подчеркнула Ольга Геннадьевна.

Младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Оксана Петровна Суетина завершила работу сессии сообщением об особенностях адаптации сенсорного материала для групповых занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Оксана Петровна рассказала о методах коррекции расстройства аутистического спектра: игровом методе коррекции аутистических расстройств, разработанном в русле эмоционально-смыслового подхода О.С. Никольской, и методе, направленном на нормализацию аффективного, познавательного, коммуникативного развития ребенка с РАС. В докладе также были представлены этапы коррекционно-развивающей работы, варианты игры с детьми с РАС и приведены примеры тематических игровых занятий.

Во второй половине дня научные сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики к.пед.н. Галина Юрьевна Одинокова и Анна Владимировна Павлова на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида 33» провели для участников Недели мастер-класс «Реализация принципов ранней помощи на консультативном приеме. Очный и дистанционный формат».

20 декабря профессионально-экспертная сессия прошла в казенном общеобразовательном учреждении Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (далее - КОУ ВО «ВЦППРК»). Второй день работы был посвящен теме «Актуальные вопросы организации обучения и воспитания школьников с ОВЗ, с инвалидностью». Модератором выступила Елена Сергеевна Захарова, заместитель директора по коррекционной работе и инновациям КОУ ВО «ВЦППРК».

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась Марина Владимировна Игнатова, директор КОУ ВО «ВЦППРК».

А.Я. Абкович открыла работу сессии сообщением «Организация комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА)». Алла Яковлевна рассказала об особенностях детей с НОДА, о выборе диагностического инструментария при работе с такими детьми, какие факторы должен учитывать специалист, применение каких приемов может облегчить выполнение заданий ребенку с НОДА, и особенности оценки результатов.

Выступление О.Г. Болдиновой было посвящено вопросам разработки и реализации рабочих программ для обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального общего и основного общего образования в рамках внедрения ФАОП. «Работа проводилась целенаправленно, обсуждались программы с Ассоциацией руководителей образовательных организаций для детей с нарушениями зрения», - рассказала участникам мероприятия Ольга Геннадьевна.

Завершающим выступлением стал мастер-класс О.П. Суетиной «Включение младших школьников с ОВЗ в организованные занятия творческой направленности». Был представлен опыт ИКП по организации и проведению индивидуальных и групповых занятий творческой направленности (ИЗО, лепка и др.) и мастер-классов по работе с войлоком в «сухой» и «мокрой» технике, которые проводились на базе детского развивающего центра. Оксана Петровна рассказала об особенностях изобразительной деятельности детей разных нозологических групп и как привлечь ребенка с ОВЗ к организованным творческим занятиям. В докладе также была представлена структура занятий, их особенности.

В завершении дня была организована свободная дискуссия, участники подвели итоги работы двух дней профессионально-экспертных сессий и наметили дальнейшие направления работы.

 

Четвертый и пятый дни работы Недели ИКП «Детство равных возможностей» в Воронежской области будут посвящены образовательным мероприятиям от специалистов Института.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52