11 апреля в Твери начались мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей». В первый день они проходили на площадке ГБУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» в очно-заочном режиме. В зале присутствовали директора коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, представители НКО и родительской общественности.
В приветственном слове министр образования Тверской области Юлия Николаевна Коваленко отметила, что в регионе проводится большая работа по развитию специального и инклюзивного образования. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качественной поддержки детей с ОВЗ в рамках индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечению образовательных учреждений кадрами, подготовкой которых занимается Тверской государственный университет, подчеркнула она. Министр выразила надежду на то, что педагогическое сообщество региона установит самые тесные и взаимовыгодные связи с Институтом коррекционной педагогики для решения актуальных вопросов коррекционного образования.
Делегацию ИКП РАО и участников Недели также приветствовала депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Тверской области Юлия Владимировна Саранова. Она рассказала об основных направлениях взаимодействия представителей законодательного корпуса с федеральным образовательным сообществом, сделав акцент на взаимодействии в сфере профессионального образования и трудоустройства детей с ОВЗ с работодателями родительским сообществом, региональными НКО.
Обращаясь к участникам недели, председатель Благотворительного фонда «Добрый мир» Екатерина Самсонова проинформировала об основных направлениях активности НКО в регионе. Она сделала особый акцент на необходимость взаимодействия с ИКП РАО в сфере методического сотрудничества и консультирования.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность Министерству просвещения РФ, Министерству образования Тверской области, всем организаторам мероприятия, подчеркнув готовность ИКП РАО к самому тесному взаимодействию в развитии коррекционного образования, подготовке кадров, поддержке родительского сообщества. После чего она представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидность».
В ходе выступления Т.А. Соловьева рассказала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она указала на проводимые работы по созданию и развитию диагностических комплексов для исследования детей с расстройствами аутистического сектора, ранней помощи, выявления и сопровождения детей с дисграфией и дислексией, ТНР, нарушениями слуха, зрения.
Особое внимание она обратила на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, проектов по финансовой грамотности, дистанционному обучению детей с ОВЗ. Татьяна Александровна также проинформировала участников мероприятия о начинающихся проектах в сфере издательской деятельности – издании учебно-методических комплексов, учебников для детей с аутизмом и ЗПР, о результатах исследования дистанционного обучения, проведенного в период пандемии COVID-19. Она рассказала и о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере.
В своем выступлении «Непрерывное профессиональное образование в ИКП РАО» заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова проинформировала о деятельности и возможностях института по повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, работе кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.
Она также рассказала о масштабных мероприятиях, проводимых институтом – общественно значимых мероприятиях, в том числе Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог», научно-практических конференциях «Семья особого ребенка», «Образование детей с особыми образовательными потребностями в современном мире» и других, пригласив профессиональное сообщество региона к тесному сотрудничеству и участию в них.
Затем перед участниками Недели ИКП выступила заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО Наталия Викторовна Бабкина. Она ознакомила их с основными направлениями и результатами клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью. «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.
В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светланой Борисовной Лазуренко были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций. А выступление доктора технических наук, ведущего сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Анастасии Валентиновны Голубчиковой было посвящено результатам научно-производственной кооперации по направлению «Игры и игрушки как инструмент реабилитации и абилитации особого ребенка».
Затем ученый секретарь ИКП РАО Екатерина Александровна Кочетова ознакомила участников мероприятия с первыми результатами исследования влияния компьютерных технологий, в том числе виртуальной реальности, на здоровье обучающихся с ОВЗ. Она рассказала о выявленных в результате исследования негативных и позитивных реакциях, функциональных изменениях в состоянии здоровья подростков с нарушениями слуха при использовании компьютерных технологий. Также Е.А. Кочетова анонсировала разработку в 2022 году научными сотрудниками ИКП мобильного приложения для обучающихся с ОВЗ.
В ходе работы стратегической сессии заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович посетила ГКОУ «Тверская школа-интернат №2», где обсудила основные направления сотрудничества учебного заведения и научными сотрудниками ИКП РАО. А и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Ольга Геннадьевна Болдинова провела встречу с коллективом и учащимися ГКОУ «Тверская школа №3» для слепых и слабовидящих обучающихся, а также детей с интеллектуальными нарушениями здоровья.
Во второй половине дня работа была продолжена в формате семинара «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего образования», который вели Т.А. Соловьева и доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор Института педагогического образования и социальных технологий, заведующий кафедрой «Социальная работа и педагогика» ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Игорь Давыдович Лельчицкий. В центре внимания были вопросы, связанные с вступлением в силу нового ФГОС. В ходе открытой дискуссии с участием авторских коллективов разработчиков АООП обсуждались проблемы, связанные с научно-методическим обеспечением системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходами к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатами разработки и апробации АООП, а также разработки учебников для обучающихся с нарушениями зрения. Татьяна Александровна Соловьева ответила на вопросы участников дискуссии, а И.Д. Лельчицкий отметил большую важность не только научной, но и практической составляющей мероприятия, подчеркнув значимость Недели для педагогического сообщества и высшей школы региона.
Завершился первый день «Недели ИКП РАО в Тверской области» проведением «круглого стола» с руководителями образовательных организаций региона, на котором состоялся заинтересованный обмен мнениями по вопросам методического обеспечения, издания специализированной учебной литературы, взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, подготовки научно-педагогических кадров.