25 декабря в Российской академии образования проходила научно-практическая конференция с международным участием «Научное наследие В.И. Лубовского и современная специальная психология».

С вступительным словом к участникам Конференции обратился вице-президент РАО, академик РАО Виктор Стефанович Басюк. Он отметил значительные заслуги Владимира Ивановича Лубовского в развитии и укреплении отечественной специальной психологии и дефектологии как особой области научного знания и особой методологии построения системы образования и комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями развития.

С докладом «В.И. Лубовский и его роль в развитии отечественной дефектологии и специального образования» выступила директор Института коррекционной педагогики, д.пед.н., член-корреспондент РАО Татьяна Александровна Соловьева. В ее выступлении была представлена гражданская и творческая биография ученого, описание которой основывалось не только на известных фактах, но и на впервые обнародованных уникальных архивных документах, отражавших путь Владимира Ивановича Лубовского, как участника Великой Отечественной войны и – наиболее подробно – как сотрудника НИИ дефектологии АПН РСФСР (СССР). Докладчиком было отмечено, что именно в этом Институте на протяжении 45 лет В.И. Лубовским создавались научные труды, положенные в основу современного понимания общих и специфических закономерностей аномального развития и современных подходов к диагностике нарушений психического развития в детском возрасте. Особо отмечалась работа В.И. Лубовского в качестве главного редактора научно-методического журнала «Дефектология» ‒ ведущего издания в области изучения и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В совместном докладе Светланы Борисовны Лазуренко, д.пед.н., члена-корреспондента РАО, руководителя центра развития инклюзивного образования РАО, главного научного сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП», и Елены Антоновны Стребелевой, д.пед.н., профессора, главного научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП», был тщательно и многосторонне проанализирован научный вклад В.И. Лубовского в развитие специальной (коррекционной) педагогики, показана роль его исследований в области нарушений интеллектуального развития в детском возрасте, послуживших основой для продуктивной интеграции педагогического и психологического знания не только в содержании и методическом обеспечении образования детей с нарушением интеллекта, но и в подготовке педагогов-дефектологов для работы с такими детьми.

Своими воспоминаниями о В.И. Лубовском поделился один из первых его учеников – д.психол.н. Гайрат Бахромович Шаумаров, возглавлявший в течение ряда лет Министерство народного образования Республики Узбекистан, а ныне являющийся ректором Profi University – крупнейшего ВУЗа Узбекистана. Основной посыл докладчика – значение и роль Учителя в формировании научного и гражданского мировоззрения его учеников.

В докладе Алексея Михайловича Полякова, д.психол.н., профессора Белорусского государственного университета (Минск, Республика Беларусь), отмечалась роль В.И. Лубовского в становлении белорусской научной школы специальной психологии, основанной Еленой Самойловной Слепович, являвшейся одной из первых учениц Владимира Ивановича. Докладчиком были подробно проанализированы основные идеи и конкретные положения концепции В.И. Лубовского, характеризующей специфические особенности детей с задержкой психического развития, феноменологию и механизмы формирования данного вида дизонтогенеза.

С воспоминаниями о В.И. Лубовском выступил его сын – к.психол.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Дмитрий Владимирович Лубовский. Помимо воспоминаний из семейной хроники, он уделил внимание оценке вклада В.И. Лубовского в продуктивную трансформацию идей культурно-исторической психологии в конструкты специальной психологии.

В прениях по заслушанным докладам выступили заместитель директора ИКП по научной работе, д.психол.н. И.А. Коробейников, главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП», д.пед.н., профессор Е.А. Стребелева и В.В. Воронкова, д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАЕ.

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52