5 декабря 2024 года на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» состоялось заседание диссертационного совета 33.1.001.01, на котором была рассмотрена диссертация научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Кремневой Екатерины Анатольевны «Формирование социально-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях предметно-игрового взаимодействия», представленная на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 5.8.3 – коррекционная педагогика.
Научный руководитель – д.пед.н., доцент, член-корреспондент РАО Закрепина Алла Васильевна.
Диссертационное исследование выполнено в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Официальные оппоненты:
Екжанова Елена Анатольевна, д.пед.н., профессор, профессор кафедры логопедии департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»;
Царев Андрей Михайлович, к.пед.н., директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
Ведущая организация – ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
В результате проведенного исследования соискателем ученой степени кандидата педагогических наук Е.А. Кремневой было доказано, что социально коммуникативные умения у детей дошкольного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями можно сформировать при создании и реализации специальных педагогических условий, которые включают определенный сценарий поэтапной коррекционно-педагогической работы, с применением алгоритмов игровых действий для обучения детей способам коммуникации с новым взрослым и другим ребенком. Экспериментально доказано, что такие навыки лучше всего закрепляются через игры и игровые ситуации, связанные с коммуникацией.
Е.А. Кремневой в рамках работы над диссертацией получены новые экспериментальные данные о социально-коммуникативных возможностях детей с выраженными интеллектуальными нарушениями при поступлении в дошкольную образовательную организацию. Впервые предметом исследования явились педагогические условия формирования социально-коммуникативных умений у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на начальном этапе их включения в группу сверстников ДОО. В работе доказано, что включение в группу сверстников и преодоление трудностей коммуникации у детей данной категории становится возможным при условии поэтапного коррекционного обучения, направленного на формирование социально-коммуникативных умений в предметно-игровых ситуациях с новыми взрослыми и сверстниками.
С текстом диссертации, авторефератом, отзывами официальных оппонентов и ведущей организации можно ознакомиться, пройдя по ссылке.
Единогласным решением диссертационного совета (за – 13, против – 0) было принято решение присудить Е.А. Кремневой ученую степень кандидата педагогических наук по специальности 5.8.3 – коррекционная педагогика.
Поздравляем Екатерину Анатольевну и желаем ей дальнейших профессиональных успехов!