30 ноября на базе Института коррекционной педагогики РАО прошла всероссийская конференция, посвященная проблемам современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятие проводилось по инициативе Министерства просвещения РФ.
В работе конференции, проходившей в онлайн-формате, приняли участие более 2000 человек из 240 населенных пунктов Российской Федерации, а также из Беларуси, Болгарии, США, Канады, Нидерландов. Их вниманию были предоставлены 97 выступлений ведущих дефектологов страны.
Открывая это масштабное мероприятие, к спикерам и гостям обратилась директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева. Она отметила, что в ходе конференции планируется обсудить проблемы и пути их решения, причем не только касающиеся вопросов образования, но и сопровождения детей с ОВЗ и их семей, помощи родителям.
В своем выступлении советник министра просвещения РФ Татьяна Владимировна Волосовец сделала акцент на ключевых компонентах государственной образовательной политики и ее реализации в рамках развития программы образования детей с ОВЗ. В частности, она обратила внимание на обеспечение принципа «детствосбережения», рассказав об итогах работы в 2019 году, о более чем 600 новых детских садах, деятельности широкой сети консультационных центров для родителей – 95 центров в 54 субъектах РФ, которые провели более 2 миллионов консультаций. Появилось более 400 кабинетов для педагогов-психологов, информационно-просветительские порталы для родителей, РАО разработана цифровая психо-диагностическая платформа по аккумуляции больших данных и ряд других важных проектов. Т.В. Волосовец проинформировала также о приказе Минпросвещения России №373 от 31.07.2020 г., содержащем рекомендации к изменению штатного расписания специалистов для работы с детьми с ОВЗ, а также об утверждении Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Также она рассказала об особенностях реализации плана мероприятий Десятилетия детства.
Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Вера Валерьевна Хитрук отметила, что в РФ и РБ схожие модели подготовки детей с особыми образовательными потребностями и модели подготовки профильных профессиональных кадров. При этом она подчеркнула важность изначального определения базовых ориентиров такого образования, необходимость четкого учета специфики деятельности каждого учителя-дефектолога. В.В. Хитрук также рассказала о результатах научных исследований, проделанных коллективом ИИО БГПУ в 2020 году, обратив внимание на работы по оценке критериев качества деятельности учителей в коррекционных и специализированных школах, по оказанию комплексной помощи на основе междисциплинарного подхода, по разработке программ для воспитанников учреждений дошкольного образования, по отработке программ коррекционных занятий по социализации детей с РАС и других.
В своем выступлении «Влияние дистанционного обучения на здоровье детей с ОВЗ» директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева рассказала о результатах специализированного исследования, проведенного институтом по поручению Министерства просвещения РФ, которое позволило выявить специфику отражения форматов дистанционного обучения на функциональных показателях обучающихся с ОВЗ. Проведенный мониторинг охватил учителей, родителей и самих детей с ОВЗ из 57 субъектов России. Директор ИКП РАО отметила, что большая часть учащихся (до 63%) в той или иной степени смогли включиться в онлайн-уроки. 46% учеников получили коррекционно-развивающие занятия, но 42% учителей при этом использовали собственные наработки, не прибегая к помощи материалов на онлайн-ресурсах в силу их отсутствия или недостаточного количества там.
Т.А. Соловьева обратила внимание на то, что треть преподавателей не согласились с возможностью использования дистанционного образования для детей с ОВЗ, при этом 50% учителей заявили, что оно не подходит в принципе.
Позиция родителей несколько иная. Несмотря на то, что 55% из них говорят о том, что в ходе дистанционного образования здоровье детей ухудшилось, и 30% подтвердили нарушение режима, менее половины из них говорят о прямом негативном влиянии дистанционного образования на здоровье детей с ОВЗ.
Также директор ИКП РАО проинформировала о начале работы на базе института курсов повышения квалификации по теме «Цифровое образование обучающихся с ОВЗ и проведению совместно с партнерами работ по подготовке научно-методического обеспечения дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Далее в ходе пленарного заседания участники конференции рассмотрели вопросы, связанные с разработкой и реализацией Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ для разных нозологических групп, а также особенности организации коррекционной работы и преподавания английского языка для этой категории обучающихся. Ключевыми спикерами выступили ведущие специалисты ФГБНУ «ИКП РАО», а также крупнейших педагогических вузов Москвы (МПГУ, МГППУ, МГПУ).
В дальнейшем работа проходила по 9 специализированным секциям. Выступавшие сконцентрировались на современных тенденциях развития образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с различными нарушениями, в том числе актуальных вопросах логопедии, тифлопедагогики, образования детей с интеллектуальными нарушениями, вопросах образования, комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, педагогической поддержке одаренных детей с ОВЗ и инвалидностью, дистанционного образования детей и подростков с РАС, вопросах школьного обучения детей с НОДА, образования и абилитации детей с ЗПР, ранней помощи. В частности, были рассмотрены такие темы как особые образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения, работа по социальной-бытовой адаптации школьников с инвалидностью в современных условиях, проблемы выбора образовательного маршрута, развитие коммуникативных умения младших школьников, активизация роли родителей и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ.
Большой интерес слушателей вызвала проблематика, связанная с междисциплинарным подходом в оказании помощи детям с ОВЗ, адаптацией дидактического материала к особым образовательным потребностям таких обучающихся, включением детей с ОВЗ и с инвалидностью в систему дополнительного образования, опытом дистанционного сопровождения детей с РАС и их родителей и дистанционного образования детей с НОДА.
Участники из регионов России проявили также серьезную заинтересованность в обсуждении практики ранней помощи в условиях малого города и психолого-медико-социального сопровождения в регионе.
По итогам конференции запланировано издание электронного сборника материалов.