27 ноября в рамках Всероссийской конференции «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020 году» состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Доброшкола». Организатор мероприятия – Министерство просвещения РФ, а федеральным оператором выступил ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Торжественная церемония проходила в онлайн-формате.

Напомним, что Конкурс проводился среди образовательных организаций – участников реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель - выявление лучших практик отдельных образовательных организаций по созданию современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ посредством дизайна образовательной среды в условиях обновления инфраструктуры.

В 2020 году в Конкурсе приняли участие 130 образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, из 81 региона России.

Экспертному совету из 11 специалистов в области коррекционной педагогики, дизайна, гигиенистики предстояло выявить победителей в четырех номинациях: «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской», «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий», «Лучший развивающий класс» и «Лучшее развивающее пространство школы».

В начале торжественной церемонии к участникам финала с приветствием обратился заместитель министра просвещения РФ Денис Евгеньевич Грибов. «Сегодня в системе коррекционного образования России современных, привлекательных школ стало больше, - сказал он. – Сегодняшнее мероприятие дает возможность регионам поделиться достижениями, обменяться опытом, потому что многие из них продолжат участвовать в проекте». Д.Е. Грибов призвал участников выступать с предложениями, критическими замечаниями, своими проектами по совершенствованию программы. «И тогда из года в год, реализуя этот проект, мы будем совершенствоваться, избегать ошибок и недочетов». Он также назвал финал «Доброшколы» «важной дискуссионной площадкой», которая объединяет практиков, работающих над развитием системы коррекционного образования.

В свою очередь председатель жюри конкурса, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева отметила, что, несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию этого года, организации-участники проекта, коллективы школ смогли решить все поставленные задачи. «Вы смогли организовать взаимодействие со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса, в том числе с организациями, куда идут ваши выпускники. Вы сотрудничали с Институтом коррекционной педагогики, а мы получали от этого сотрудничества настоящее профессиональное удовольствие. Вы задавали вопросы нам, архитекторам, дизайнерам и получали ответы, которые смогли воплотить в жизнь». Директор ИКП РАО подчеркнула, что проект продолжается и все его участники работают с одной единственной целью – «делать все для блага наших воспитанников, учащихся с ОВЗ и с инвалидностью, их близких и членов их семей». В результате выстраивается система образования, а путь в профессию, к построению жизни и карьеры делается видимым и достижимым. Поэтому реализация общего и профессионального образования должна стать единым взаимосвязанным процессом, - сказала она. А главный редактор журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» Евгения Никитична Крутякова, также отметив важность и своевременность реализации проекта «Доброшкола», призвала участников как можно шире практиковать комплексный подход  и решения в работе с обучающимися с ОВЗ.

Участники конкурса ознакомились с информационным материалом, посвященным «Доброшколе-2020», а затем началась торжественная церемония награждения.

В номинации «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской» места на пьедестале почета распределились так:

3-е место: Калининградская область, Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 1»;

2-е место: Ленинградская область, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»;

1-е место: Калининградская область, Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 7 п. Большое Исаково».

В номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» лучшими организациями стали:

3-е место: Камчатский край, Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»;

2-е место: Красноярский край, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 8»;

1-е место: Брянская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брасовская школа-интернат».

В номинации «Лучший развивающий класс» призовые места заняли:

3-е место: Ульяновская область, город Ульяновск. Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89»;

2-е место: Тверская область, Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская школа-интернат»;

1-е место: Воронежская область, Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Бобровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В номинации «Лучшее развивающее пространство школы» в тройку призеров вошли:

3-е место: Кабардино-Балкарская Республика, Библиотека ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3»Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики г. Прохладного;

2-е место: Калужская область, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Кировская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

1-е место: Красноярский край, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 5».

Победителям и призерам были вручены дипломы, памятные стелы и ценные призы. Также финалисты Конкурса, занявшие первые места, получили специальный приз от партнера оператора, редакции журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - полугодовую подписку на журнал.А Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья получила сертификат на продукцию из каталога «Навигатор ИДТ. Госзакупки» от Ассоциации предприятий индустрии детских товаров за подписью президента Ассоциации А.В. Цицулиной.

По окончании торжественной церемонии для всех участников и гостей прозвучали музыкальные поздравления – популярные эстрадные песни, исполненные «вживую», а также показана специально подготовленная организаторами видеоэкскурсия «Москва современная».

 

Справочно:

Федеральный проект призван обеспечить вхождение Российской Федерации к 2024 году в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, за счет обновления материально-технической базы и вовлечения всех участников системы образования в ее развитие.

В рамках реализации мероприятия, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассчитанного на 11 лет, особое внимание уделено модернизации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно «Современная школа» позволяет обновлять материально-техническую базу более чем 130 коррекционных школ, которых в Российской Федерации 1655, а именно инфраструктуру:

  • мастерских для реализации предметной области «Технология»;
  • помещений для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающимися с инвалидностью;
  • учебных кабинетов и помещений для организации образования (компьютерного класса, спортивного зала/ зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов);
  • помещений для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью.

В 2019 г. в проекте приняло участие 239 коррекционных школ из 43 субъектов Российской Федерации.

В 2020 г. в проект включены 130 школ из 81 субъекта Российской Федерации.

В 2021 г. в проекте примет участие 139 школ из 77 субъектов Российской Федерации.