2 декабря в Москве начался третий (финальный) этап I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии – 2020. Инициатор и организатор конкурса – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО». В финальных состязаниях, проходящих в онлайн-формате, принимает участие 42 молодых ученых из 25 регионов РФ.
Цель этого уникального научного мероприятия, осуществляемого при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации - стимулирование карьерного, профессионального и личностного роста молодых исследователей, интенсификация инновационных научных разработок в сфере образования и психолого-педагогической абилитации и реабилитации детей и взрослых с ОВЗ и с инвалидностью, укрепление кадрового потенциала ведущего научного центра отечественной дефектологической науки – ИКП РАО.
В программе первого дня работы – пленарное заседание, мастер-классы и культурно-информационная составляющая программы – специально подготовленный сотрудниками ИКП РАО видеосюжет об основателе Института, родоначальнике отечественного дефектологического образования Всеволоде Петровиче Кащенко.
Перед началом работы с приветствием к финалистам конкурса обратились представители Минпросвещения России, Российской академии образования, представители научно-педагогического сообщества. Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Павловна Фальковская отметила высокую актуальность и востребованность этого проекта. «Организаторы выбрали верный вектор работы, - сказала она. - Потому что научно-практические изыскания в области коррекционной педагогики и специальной психологии обладают хорошими перспективами». Она также выразила надежду, что конкурс позволит не только сохранить преемственность в научных исследованиях, но и поможет «оперативно, профессионально и адекватно отвечать на текущие и перспективные вызовы времени, запросы общества, самой среды, в которой живут, обучаются и работают особые дети и взрослые». Это поможет нам преодолевать разного рода трудности, которые испытывают все – дети, педагоги, родители – в нынешних ограничительных условиях, сказала она. Л.П. Фальковская также сообщила о готовности департамента взаимодействовать со всеми финалистами конкурса в их дальнейшей деятельности.
Президент ФГБУ «Российская академия образования», доктор психологических наук, профессор, академик РАО Юрий Петрович Зинченко обратил особое внимание на высокие цели конкурса, подчеркнув принципиальную важность воспитания молодых кадров. «Я думаю, что молодым ученым, педагогам будет интересно работать с детьми с ОВЗ, поскольку они будут учитывать все современные обстоятельства и возможности образовательной системы», - сказал он.
В своем приветствии финалистам конкурса представитель династии педагогов-дефектологов, доктор Светлана Евгеньевна Токмакова (внучатая племянница выдающегося сурдолога и директора ИКП РАО в 1951-1968 гг. А.И. Дьячкова) отметила своевременность и значимость инициативы института, организовавшего этот конкурс. Она также подчеркнула комплексный и междисциплинарный характер многих проектов, их перспективность. «Ваши проекты говорят о том, что дефектологическая наука в России жива, у нее хорошие перспективы», - заявила она.
«Профессия дефектолога очень важная, нужная и гуманная по своей миссии», сказала в своем приветствии кандидат философских наук, внучатая племянница В.П. Кащенко Татьяна Леонидовна Кащенко, пожелавшая участникам конкурса новых побед и успехов на научно-практическом поприще.
Директор Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех», председатель Координационного совета ОНФ по делам инвалидов Иван Владимирович Бирюков также отметил важность инициатив, реализуемых ИКП РАО, в том числе и конкурса молодых исследователей. «Современные технологические решения способны обеспечить совершенно иной уровень качества образования и уровень социализации человека с ОВЗ, - сказал он, - и здесь важно обеспечить информацией и методикой педагогов о новых технологиях». Ключевую роль в этом процессе могут сыграть молодые ученые, считает И.В. Бирюков, которые должны иметь доступ ко всем новым образовательным технологиям и устройствам. Он также выразил надежду на то, что ИКП РАО примет участие в координации необходимых процессов между научным, педагогическим и бизнес-сообществом.
В свою очередь британский исследователь российской педагогики и психологии, профессор Дарэмского университета Энди Байфорд отметил, что в конце XIX – первой трети XX веков в России была создана своя, уникальная школа изучения особого ребенка и исключительного детства. «Я вижу, что эти традиции живы в России сегодня, - сказал он, - но время не стоит на месте, а потому очень важно, зная достижения прошлого, соединять их с процессом обновления и теоретических знаний, и практики дня сегодняшнего, что с успехом делают участники конкурса».
В ходе начавшегося далее пленарного заседания главный научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Владимирович Кларин рассказал о традиционных и инновационных подходах в дидактике. Он сделал акцент на новых формах и направлениях образования, на новых вызовах и новом инструментарии в дидактике. М.В. Кларин сравнил структуру традиционного обучения и новые подходы, отметив, что современные условия требуют новых моделей обучения. И появившееся семейное образование, частные школы, различные социальные практики, компетентностный подход призваны расширить возможности человека, сформировать у него более широкие умения, которые он сможет использовать на практике в реальной жизни. Сегодня уже существует более 180 систем универсальных навыков для XXI века, но есть три больших группы. Это познавательные, социальные компетенции и компетенции для взаимодействия с собой. Что, по словам М.В. Кларина, уже отражается в образовательном процессе, в т.ч. и во ФГОС. Михаил Владимирович также осветил вопросы соотношения целей и желаний современных детей и подростков, взрослых, давления стандартов социума и те задачи, которые они порождают и ответить на которые может ответить образование нового типа, требующего нового дидактического инструментария. В качестве примера он привел т.н. «перевернутое обучение», отметив необходимость и соответствующей переподготовки педагогов.
Генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Александр Михайлович Кондаков в своем выступлении осветил проблемы конвергентности социокультурной образовательной среды. Он отметил, что сегодня происходит 5-я информационная революция в истории человечества, которая к своему основному содержанию - автоматизация работы с информацией в сетях разного уровня - в условиях взрывного роста объемов информации добавляет новую роль человека, связанную с созданием новой информации. Характер этой революции определяет мобильность, гибкость и адаптивность новой социальной общности, характеризующейся неопределенностью и стремительными изменениями, разнообразием и вариативностью, креативностью, открытостью, высокой динамикой социальных, профессиональных, личныхи иных отношений, их новым содержательным наполнением. Изменяются парадигмы развития науки, появляется междисциплинарный и трансдисциплинарный подход вместо узких специализаций, меняется характер целей гуманитарных наук, и все это формирует запрос на работников нового уровня.
По словам А.М. Кондакова, конвергентная социально-технологическая социокультурная образовательная среда требует и интегративной модели организации образовательного процесса, непрерывного интегративного цикла учения на протяжении жизни. При этом ядро образования должно обеспечивать комплексное моделирование процессов и явлений окружающего мира в совместной деятельности и продуктивном взаимодействии. Реализация этой модели позволит достичь целого ряда эффектов, в том числе персональной образовательной траектории на протяжении жизни, непрерывной актуализации и развития ключевых компетенций цифровой экономики, социальной, образовательной и профессиональной мобильности и др.
Во второй части программы первого дня финалисты смогли познакомиться с видеосюжетом о жизни основателя ИКП В.П. Кащенко, а также дистанционно посетить мастер-классы, которые дали известные специалисты - Ирина Михайловна Яковлева, зав. кафедрой специальной педагогики и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «МГПУ», д.п.н., рассказавшая об этапах исследовательской работы молодого учёного, и Ольга Александровна Величенкова, доцент кафедры логопедии того же университета, к.п.н., осветившая основные принципы организации диссертационного исследования.
3 декабря конкурс продолжит свою работу: пройдут финальные испытания участников, а 4 декабря состоится торжественная церемония награждения победителей.
Материалы первого дня работы можно посмотреть здесь.
Справочно:
Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии проходит в три этапа. В 2020 году на первом этапе было зарегистрировано 896 участников в возрасте от 21 года до 36 лет. Во второй этап вышли 1790 человек, которые соревновались в презентации пилотных исследовательских проектов. В финале (третьем очном) этапе участвует 42 человека, которые представляют 40 проектов в рамках специальной научной конференции. Победители конкурса определяются в 9 номинациях.