13–14 ноября на площадке ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» проходит VI Всероссийская конференция «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2024 году». Организатор мероприятия – Министерство просвещения Российской Федерации, федеральный оператор – Институт коррекционной педагогики.
В рамках Конференции состоится торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса «Доброшкола», проводящегося в целях выявления лучших практик по созданию современных условий в отдельных общеобразовательных организациях для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ посредством обновления материально-технического, программно-методического обеспечения образовательного процесса и совершенствования дизайна образовательной среды.
Пленарное заседание Конференции открыла заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Ю.М. Сачко, которая выступила с докладом «О государственной политике в сфере общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации».
В начале своего выступления Юлия Михайловна подчеркнула, что, подводя итоги Конкурса «Доброшкола», традиционно не просто выбирается, но и анализируется лучший опыт организации инклюзии. «Сейчас создается единое образовательное пространство, где коррекционные школы объединяются с общеобразовательными. Важно отметить, что министерство стремится сохранить уникальные особенности коррекционных школ, чтобы после интеграции они продолжали выполнять свою важную роль», – заявила спикер.
В своем выступлении Ю.М. Сачко рассказала о новом стандарте ранней помощи, включая коррекционную помощь, о работе ПМПК в регионах и работе ППМС-центров. Особое внимание Юлия Михайловна уделила роли коррекционной школы в системе профессиональной ориентации учащихся.
Также Ю.М. Сачко осветила и положительно оценила работу Института коррекционной педагогики по организации специальных учебно-методических советов и отметила целесообразность внесения в резолюцию Конференции предложений по дальнейшему развитие данной деятельности.
Директор Института коррекционной педагогики, д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева рассказала о перспективных направлениях совершенствования профориентационной деятельности в коррекционных школах. В своем выступлении Татьяна Александровна тщательно проанализировала разницу в подходе к реализации образования детей с ОВЗ в коррекционной и инклюзивной школе. «Мы хорошо понимаем, что в России формируется единое образовательное пространство. И каждая школа реализует свою основную образовательную функцию. Коррекционная школа – не исключение. Но процесс образования в коррекционной школе выстроен иначе. В специальном образовании на результат работает весь коллектив. Создать подобные условия в реальностях инклюзии – гораздо сложнее. Мы будем строить инклюзию, но на наших основаниях и с нашим видением, сохраняя традиции», – подчеркнула директор ИКП.
Д.Р. Макеева, руководитель Национального центра «Абилимпикс», осветила задачи развития профессионального образования и профобучения лиц с инвалидностью. «Задача, которую мы ставим – не обучение ради обучения, а трудоустройство и закрепление на рабочем месте», – сказала Дина Рафиковна. Спикер раскрыла тему трудоустройства участников проекта «Абилимпикс» и призвала образовательные учреждения включатся в совместные проекты.
Темой доклада ведущего научного сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП», к.пед.н О.Ф. Жукова стала разработка адаптированного инструментария оценки и учета физиологических функциональных возможностей обучающихся с ОВЗ в процессе профориентационной деятельности.
Об особенностях реализации учебной дисциплины «Труд (технология)» в обучении детей и подростков с ОВЗ рассказали сотрудники ИКП: А.Я. Абкович, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н., О.Г. Болдинова, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, к.пед.н., Т.Ю. Бутусова, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н., и Т.Ю. Четверикова, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха. Спикеры подчеркнули важность создания особых условий на рабочем месте для выпускников с ОВЗ и/или инвалидностью.
В рамках конференции состоялся Круглый стол «Вопросы повышения качества профориентационной деятельности в отдельных общеобразовательных организациях».
Участниками заседания стали руководители образовательных учреждений среднего специального образования. Координировала дискуссию руководитель Национального центра «Абилимпикс» профориентационной деятельности в отдельных общеобразовательных организациях» Д. Р. Макеева.
В ходе встречи участники обменялись опытом в области организации профориентационной деятельности, обсудили трудности получения лицами с ОВЗ среднего профессионального образования, примерные адаптированные образовательные программы, деятельность базовых профессиональных образовательных организаций и возможное сотрудничество по проведению профориентационных мероприятий.
Во второй половине дня прошел Круглый стол на тему «Профориентация как значимый элемент социализации обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью». Модерировала дискуссию зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП, к.пед.н. Е.Л. Ворошилова.
Участники заседания обменялись мнениями о научных исследованиях и методических разработках в области профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, обсудили результаты организации профориентационной деятельности с обучающимися разных нозологических и возрастных групп, а также проекты «Россия – страна возможностей» и «Билет в будущее».
В завершении Круглого стояла состоялось обсуждение и формирование предложений в проект резолюции Конференции.
14 ноября, во второй день работы Конференции, будут объявлены победители Всероссийского конкурса «Доброшкола» и Конкурса лучших практик профессиональной самореализации выпускников отдельных общеобразовательных организаций.