Глава 2. Уровень начального общего образования

 

Отношения в сфере образования обучающихся с нарушениями слуха на уровне начального общего образования (НОО) регулируются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)[1].

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ разработаны следующие примерные АООП НОО обучающихся с нарушениями слуха[2]:

– примерная АООП НОО глухих обучающихся.

– примерная АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

В каждой из указанных АООП НОО цензовый уровень образования представлен двумя вариантами: 1.1 и 1.2 (для глухих обучающихся), 2.1 и 2.2 (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся).

Кохлеарно имплантированные (КИ) обучающиеся также могут получать НОО по вариантам 2.1 и 2.2 АООП – выбор варианта обусловлен уровнем их познавательного и коммуникативного развития, степенью готовности к социально-коммуникативному взаимодействию со слышащими людьми.

Сроки обучения по вариантам 1.1 и 2.1 АООП НОО не пролонгируются: являются едиными для обучающихся с сохранным и нарушенным слухом.

Также не предусматривается пролонгация сроков получения НОО обучающимися, зачисленными в I отделение и осваивающими АООП НОО по варианту 2.2.

В свою очередь, обучение по АООП НОО по вариантам 1.2 и 2.2 (во II отделении) реализуется в пролонгированные сроки. В результате продолжительность обучения может составлять 5-ть лет, что соответствует 1 – 5-ым классам) либо 6-ть лет (при включении 1-го дополнительного класса, рекомендуемого обучающимся, которыми к началу обучения на уровне НОО не достигнута готовность к его освоению в течение 5-ти лет).

Каждый из указанных выше вариантов АООП НОО подготовлен и требует реализации с учетом особых образовательных потребностей (ООП) обучающихся с нарушениями слуха.

 

2.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха на уровне начального общего образования

Обучающиеся с нарушениями слуха, включая обучающихся с КИ, являются гетерогенной группой. Им присущи определенные ООП, которые могут быть представлены двумя основными группами:

– 1-я группа ООП свойственна всем обучающимся с ОВЗ, включая глухих, позднооглохших, слабослышащих и КИ;

– 2-ая группа ООП присуща только обучающимся с нарушениями слуха.

Первая группа ООП:

  1. в аспекте сроков, устанавливающих начало реализации образовательно коррекционной работы – с момента выявления нарушения.

Это относится и к такой возрастной группе позднооглохших обучающихся, у которых нарушение слуха произошло в школьном возрасте. Этим обучающимся рекомендуется продолжение образования совместно со слышащими ровесниками, но с обязательным оказанием помощи коррекционной/психокоррекционной направленности;

  1. в аспекте определения требований к пространственной и временной образовательной среде – ее особая организация (включая создание и систематическое поддержание слухоречевой среды), обязательное регулярное использование в образовательно-коррекционном процессе звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) разного типа (коллективного и индивидуального пользования). Кроме того, требуется добиваться максимального расширения образовательного пространства, в т.ч. посредством организации мероприятий и видов деятельности за пределами образовательной организации;
  2. в аспекте определения содержания образования – включение в содержание НОО специфических тематических разделов, специальных учебных предметов, а также коррекционных курсов, реализуемых по Программе коррекционной работы (ПКР);
  3. в аспекте систематичности реализации образовательно-коррекционного процесса – его непрерывность, осуществление образовательно-реабилитационных мероприятий не только через содержание учебных предметов, но и в ходе внеурочной деятельности;
  4. в аспекте выбора методов и средств обучения – обеспечение «обходных путей» обучения.

В данном случае подразумевается использование в образовательном процессе специфических (сурдопедагогических) методов и приемов, а также особых средств коррекционного воздействия, к числу которых, помимо прочего, относятся специализированные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

  1. в аспекте персонифицированной направленности образовательно-коррекционного процесса – его индивидуализированная направленность: с учетом возможностей, образовательных достижений и трудностей обучающихся;
  2. в аспекте определения состава участников, реализующих образовательно-коррекционную работу – консолидация усилий всех специалистов (разных профилей).

Именно консолидированными усилиями специалистов можно обеспечить выработку единой профессиональной стратегии и траектории решения специфических задач, включая задачу, касающуюся психолого-педагогической навигации семей.

 

Вторая группа ООП:

  1. пролонгация в случае объективной необходимости сроков освоения обучающимися НОО на 1 или 2 (при введении 1-го дополнительного класса) года в связи с обучением по вариантам 1.2, 2.2 (во II-ом отделении);

создание условий, содействующих деловой и эмоционально комфортной атмосфере для обеспечения:

качественного образования,

личностного развития обучающихся,

овладения обучающимися способностью к сотрудничеству в процессе учебной и внеурочной деятельности (ВД),

обогащения социально-коммуникативных практик. Это имеет отношение и к практикам взаимодействия с лицами с сохранным слухом,

постепенного расширения образовательного пространства;

реализация целевых установок: как в процессе уроков, так и в ходе ВД, ориентированных на коррекцию/профилактику вторичных нарушений; содействие воспитанию у обучающихся познавательной активности;

организация обучения и оценка достижений обучающихся с учетом специфики освоения ими учебного материала;

обеспечение устранения фрагментарного понимания происходящего как с самим обучающимся, так и с его социокультурным окружением;

оказание обучающимся специализированной помощи, содействующей адекватному осмыслению, упорядочиванию, дифференциации, речевому опосредованию индивидуального жизненного опыта; развитие способности понимать складывающиеся между людьми отношения, а также способности к осознанию собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; формирование способности проявлять внимание к жизнедеятельности близких людей и друзей;

систематическое развитие словесной речи в разных формах: устной, устно-дактильной (У/Д) и письменной;

использование в образовательном процессе такого соотношения устной, У/Д, письменной, а также жестовой речи (ЖР), которое согласуется с особенностями разных групп обучающихся с нарушениями слуха;

стимулирование обучающихся к использованию вербальных и при необходимости невербальных средств коммуникации с ориентацией на ситуацию и задачи общения, а также на партнера коммуникации – с учетом владения им данными средствами коммуникации (использование ЖР предусматривается, прежде всего, в процессе взаимодействия с лицами с нарушенным слухом);

оказание специальной помощи в связи с реализацией коррекционной работы в направлении формирования речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, в т.ч. музыки (посредством ЗУА); развитие умений использовать индивидуальные слуховые аппараты (ИСА) или/и КИ, проводную и беспроводную ЗУА коллективного и индивидуального пользования;

оказание особой (в т.ч. дополнительной) коррекционной помощи обучающимся, имеющим дополнительные первичные нарушения;

оказание (при необходимости) медицинской помощи с учетом имеющихся у обучающихся ограничений здоровья.

ООП обучающихся могут выражены в разной степени. Это обусловлено структурой и спецификой нарушения, уровнем речевого развития и познавательного развития, а также некоторыми иными факторами.

Удовлетворение ООП обучающихся с нарушениями слуха осуществляется при реализации всех учебных предметов, а также в ходе ВД, структурным компонентом которой является коррекционно-развивающая область[3].

Для удовлетворения ООП обучающихся с нарушениями слуха требуется создание специальных образовательных условий.

 

2.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне начального общего образования

2.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) предстает в виде целостной системы, ориентированной на создание условий, необходимых для удовлетворения ООП обучающихся с нарушениями слуха, их успешное обучение, всестороннее развитие и воспитание, инкультурацию, а также социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Комплексный характер сопровождения обеспечивается участием в нем специалистов (бакалавров, магистров) разного профиля. В их число входят учитель начальных классов, учитель-дефектолог (сурдопедагог), учителя-предметники (в частности, физической культуры/адаптивной физической культуры, изобразительного искусства и др.). Кроме того, в данный состав входят и такие узкие специалисты, как воспитатели, специальные психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, тьюторы (при необходимости).

Все перечисленные работники должны иметь соответствующую профильную подготовку. Также к процессу сопровождения целесообразно привлекать медицинских работников.

Кроме того, в комплексном ППС обучающихся целесообразным и важным является участие их родителей/законных представителей, навигация которых, в свою очередь, осуществляется педагогическим коллективом образовательной организации, направляющим свои усилия на формирование реабилитационной культуры семьи.

За счет комплексного ППС обеспечивается возможность своевременного и регулярного обследования каждого обучающегося для уточнения структуры нарушения, конкретизации ООП, определения прогноза развития, индивидуализации (в случае необходимости) образовательного маршрута, проектирования и последующей реализации ПКР и т.д.

Организация (в т.ч. этапы), содержание и обсуждение результатов комплексного сопровождения обучающихся с нарушениями слуха осуществляется в процессе заседаний школьного психолого-педагогического консилиума (шППК).

Особую специфику ППС обучающихся с нарушениями слуха приобретает при подготовке и реализации ПКР. В этом случае содержание комплексного ППС будет представлено следующими структурными компонентами:

– проведение психолого-педагогического обследования обучающихся и на этапе зачисления в организацию, и в рамках ежегодной стартовой диагностики в целях установления возможностей, индивидуальных особенностей, ООП обучающихся, последующего проектирования – в соответствии с фактическим уровнем общего и слухоречевого развития – программы индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);

– разработка рекомендаций относительно проектирования программ коррекционных курсов;

– проведение мониторинга, направленного на выявление динамики общего и слухоречевого развития обучающихся, на установление достижения планируемых результатов по ПКР.

Реализация ПКР предусматривается по нескольким направлениям. В их числе – коррекционно-развивающая, а также диагностическая, консультативная, информационно-просветительская, психолого-педагогическая работа.

Основная суть работы по указанным выше направлениям отражена в таблице 1 – с учетом вариантов АООП НОО обучающихся с нарушениями слуха.

 

Таблица 1 – Направления коррекционной работы, реализуемые по разным вариантам АООП НОО

Работа по направлениям Назначение и специфика работы
Варианты 1.1, 2.1 Варианты 1.2, 2.2
Коррекционно-развивающая Удовлетворение ООП обучающихся. Содействие их интеграции в организацию и освоению ими ООП НОО, формированию УУД (по всему спектру).

Систематическое (в учебной и во ВД) психолого-педагогическое наблюдение. Разработка и реализация индивидуального маршрута (ИМ) комплексного ППС обучающегося в соответствии с психолого-педагогической характеристикой, подготовленной на основе результатов изучения его особенностей и возможностей развития, включая уровень владения словесной речью др.

Выявление трудностей овладения содержанием НОО. Установление особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия.

Проведение коррекционных занятий (индивидуально и в групповой форме), в т.ч. для развития восприятия и воспроизведения устной речи.

Консультирование участников образовательного процесса по поводу организации и проведения учебной и ВД. Формирование в организации психологически комфортной среды.

Основное содержание и формы работы:

– ежедневное наблюдение за обучающимися в процессе учебной и в ходе ВД;

– постоянная связь со специалистами (учителями-предметниками, специальными психологами, медработниками, социальными педагогами, администрацией), а также с родителями/законными представителями;

– подготовка психолого-педагогической характеристики обучающегося (с использованием таких методов как наблюдение, беседа, диагностическое обследование);

– подготовка (совместно с психологом, учителями-предметниками) ИМ сопровождения обучающегося. Отражение в ИМ пробелов в знаниях и путей их ликвидации, способов и темпа обучения, направлений коррекционной работы;

– осуществление контроля за успеваемостью и поведением обучающегося с нарушенным слухом в классе;

– формирование в классе и в образовательной организации в целом микроклимата, способствующего психологическому комфорту обучающихся;

– организация индивидуальных занятий и ВД.

Основные функции специалистов.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог). Обучение языку, развитие речевой деятельности, развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, совершенствование навыков речевого общения и т.п. Мониторинг результатов коррекционно-развивающей работы. Отражение результатов мониторинга в слухоречевых картах обучающихся. Консультативная работа. Проведение занятий (индивидуально, малыми группами). Оперативное дополнение (при возникновении у обучающихся трудностей в освоении содержания АООП НОО) структуры ПКР соответствующим направлением работы.

Специальный психолог. Диагностика и коррекция недостатков развития обучающихся. Обеспечение популяризации психологического знания. Консультирование участников образовательного процесса. Проведение занятий.

Социальный педагог. Проведение диагностики социального положения семей и внутрисемейных отношений. Содействие коррекции внутрисемейных и внутригрупповых отношений. Консультирование родителей/законных представителей, а также обучающихся по поводу социального взаимодействия, правовой и социальной защиты. Работа с обучающимися группы риска. Профориентационная работа. Проведение занятий индивидуально и малыми группами, в т.ч. в формате тренингов, бесед и др.

Удовлетворение ООП обучающихся, содействие освоению ими АООП НОО; формирование универсальных учебных действий (УУД), включая личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные; формирование эмоционально-волевой и личностной сфер.
Диагностическая Комплексное психолого-педагогического обследование обучающихся для выявления их ООП, изучения динамики развития, успешности освоения ООП НОО, условий семейного воспитания и др. Анализ успешности/изменение (корректировка) коррекционно-развивающей работы.

Комплексное обследование реализуется разными специалистами.

Основные функции специалистов.

Учитель. Осуществляет установление усвоенного обучающимися объема знаний, умений; выявление учебных трудностей и условий их преодоления. Реализует выявление особенностей личности, адекватности поведения обучающегося в разных ситуациях. Взаимодействует с другими специалистами.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог). Осуществляет изучение особенностей развития обучающихся посредством методов сурдопедагогической диагностики, в т.ч. устанавливая уровень общего и речевого развития, состояние слуховой функции, уровень развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, возможности устной коммуникации. С использованием сурдопедагогических методик устанавливает адекватность режима работы ИСА и/или КИ, условия получения обучающимися образования, особенности применения средств электроакустической коррекции для ориентации в неречевых звуках окружающего мира. Реализует консультативные мероприятия со всеми участниками образовательного процесса. Направляет обучающегося (в связи с необходимостью повторного аудиологического обследования) на консультацию в сурдоцентр/кабинет.

Специальный психолог. Осуществляет проведение психологического обследования, анализ результатов, разработку на их основе рекомендаций, предназначаемых для всех участников образовательного процесса. Участвует в подготовке психолого-педагогической и социально-педагогической программы сопровождения обучающегося.

Социальный педагог. Осуществляет проведение социально-педагогического обследования, изучение социальной микросреды, семьей обучающихся. Осуществляет выявление обучающихся, относящихся к группе социального риска. Принимает участие в разработке комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической программы сопровождения обучающихся. Осуществляет взаимодействие с другими специалистами и ведомствами.

Организация и проведение комплексного обследования на этапе поступления обучающихся в образовательную организацию в целях выявления/уточнения ООП. Систематическая реализация мониторинговых мероприятий (по итогам каждой учебной четверти) на предмет выявления успешности достижения планируемых результатов освоения образования на основе АООП, а также в целях установления достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей работы. Изменение коррекционной программы с учетом результатов обследования в соответствии с установленными особенностями и потребностями обучающихся. Изучение социальной ситуации развития.
Консультативная Совместная (специалистами и родителями/законными представителями) выработка единых рекомендаций относительно направлений работы с обучающимися. Консультирование специалистами (сурдопедагогом, специальным психологом, социальным педагогом) педагогических работников относительно выбора приемов и методов индивидуально-ориентированной направленности. Оказание консультативной помощи семье по поводу выбора и использования приемов коррекционного воздействия и стратегии воспитания и обучающегося. Непрерывное специальное ППС обучающихся, их семей по вопросам образования и социализации обучающихся. Активизация участия родителей/законных представителей в образовательно-коррекционном процессе, содействие повышению уровня родительской компетентности.

Совместная выработка специалистами и семьями обучающихся рекомендаций по поводу реализации основных направлений персонифицированной коррекционно-развивающей работы, выбора индивидуально-ориентированных методов и приемов образования и др. Обеспечение родителей/законных представителей консультативной помощью относительно семейного воспитания, образования и проведения коррекционно-развивающей работы во внешкольное время.

Информационно-просветительская Разъяснительная работа (в т.ч. в дистанционная), касающаяся вопросов образования, оказания коррекционной помощи, социальной адаптации, социокультурного развития, коммуникации с обучающимися с нарушенным слухом, их семейного воспитания. Разъяснительная деятельность относительно ООП обучающихся. Содействие социальной адаптации и интеграции обучающихся в общество и др.
Психолого-педагогическая Формирование в организации комфортного психологического климата. Помощь в формировании адекватных детско-родительских отношений, а также адекватных отношений между одноклассниками, родителями/законными представителями, учителями. Профилактика внутриличностных и межличностных конфликтов. Обеспечение обучающимся с нарушениями слуха успеха в доступных для них видах деятельности для предупреждения негативного отношения к учебному процессу и ситуации школьного обучения в целом. Реализация психолого-педагогической диагностики для установления индивидуальных особенностей личности обучающихся, резервов ее развития, познавательных возможностей обучающихся, причин возникновения проблем в обучении и др. Проведение коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики. Содействие личным достижениям обучающихся в доступных для них видах деятельности Реализация здоровьесберега-ющей работы.

Психолого-педагогическое консультирование для оказания помощи обучающимся, их семьям, педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, преодоления учебных трудностей, преодоления проблем во взаимоотношениях между обучающимся, родителями, педагогами.

Проведение профилактических мероприятий разной направленности (в т.ч. профилактика внутрилично-стных конфликтов). Развитие психологически комфортных отношений в организации, в семье.

Реализация управленческих процессов в соответствии с результатами мониторинговых исследований психологического климата в организации.

Реализация просветительской деятельности, содействующей повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей/законных представителей обучающихся.

 

Комплексный характер ППС, реализуемого междисциплинарной командой специалистов совместно с родителями/законными представителями, обеспечивает оптимизацию учебного процесса и удовлетворение ООП обучающихся с нарушениями слуха.

 

2.2.2. Организация пространственно-временной среды

Требования к пространственно-временной среде обусловлены нормативами, закрепленными законодательно на федеральном уровне, а также локальными актами организации, подготовка которых осуществляется с учетом структуры нарушения и ООП обучающихся с нарушениями слуха.

Обязательным условием создания полноценной пространственно-временной среды является использование в процессе всего образовательно-коррекционного процесса разных типов ЗУА (коллективного и индивидуального пользования). Предусматривается систематическое (как в процессе уроков, так и во ВД) использование обучающимися 2-ух ИСА; или 1 ИСА и 1 КИ; либо 2-ух КИ.

Бинауральное слухопротезирование цифровыми СА и/или двусторонняя КИ и/или одновременное пользование имплантом и ИСА позволяют повысить эффективность восприятия устной речи и неречевых звучаний, а также локализовать звук в пространстве.

Также необходимы дополнительные технические средства. В их числе – коммуникационные системы (системы FM-радио), программно-аппаратные комплексы (Soft-board, мультимедиа и оверхед-проекторы), видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в т.ч. обеспечивающие осуществление визуального самоконтроля за характеристиками речи.

Особенности организации пространственной среды

Организация рабочих мест обучающихся.

В классах с сокращенной наполняемостью (в связи с организацией обучения по вариантам 1.2, 2.2 АООП НОО) парты расставляются полукругом.

В инклюзивном классе (при реализации АООП НОО по вариантам 1.1 и 2.1) парта обучающегося с нарушенным слухом должна быть размещена так, чтобы он имел возможность видеть лица большинства одноклассников и учителя. Рабочее место требует хорошего освещения. С рабочего места (парты) обучающегося должна иметься возможность прямого доступа к информации, размещаемой на стендах, доске и др.

Все парты регулируются по высоте в соответствии с ростом обучающихся.

Организуя рабочее место обучающегося с нарушенным слухом, администрация и педагогические работники должны руководствоваться особенностями их психофизического развития, состоянием моторики, зрения, наличием/отсутствием дополнительных нарушений. Если обучающиеся с нарушениями слуха имеют нарушения зрения, то их рабочее место определяется с учетом рекомендаций офтальмолога. При наличии у обучающихся с патологией слуха нарушений опорно-двигательного аппарата требуется обеспечить специально оборудованное место.

Особенности организации временного режима обучения

Образование обучающихся с нарушениями слуха организуется в первую смену. В целях сохранения в течение всей учебной недели оптимального уровня работоспособности обучающихся и предупреждения их переутомления предусматривается облегченный учебный день. Он может быть организован в среду или четверг.

На каждом уроке (как правило, в середине) следует предусмотреть проведение физкультурных минуток (динамических пауз). Они должны содействовать коррекции осанки обучающихся, снятию общего мышечного напряжения. Кроме того, обязательны упражнения, способствующие активизации зрительной системы, снятию зрительного напряжения.

При реализации АООП НОО (вне зависимости от вариантов) обучающиеся с нарушениями слуха:

  1. в I-й половине дня посещают уроки;
  2. во II-й половине дня (в рамках ВД) посещают занятия, организуемые в рамках коррекционных курсов, а также дополнительные мероприятия, содействующие оздоровлению обучающихся, удовлетворению их ООП.

При определении режима дня во II-й половине дня должна предусматриваться часовая прогулка.

 

2.2.3. Специальные приемы обучения. Адаптация системы оценивания образовательных достижений

Специальные приемы обучения

В образовательной работе предусматривается использование разных приемов. Их спектр довольно широк, а специфика применения в образовательном процессе обусловлена ООП обучающихся с нарушениями слуха, уровнем их когнитивного и речевого развития, учебными достижениями и некоторыми иными факторами.

В работе с обучающимися 1 дополнительного класса (по разным причинам не готовыми к освоению АООП НОО) при реализации образовательно-коррекционного могут быть использованы следующие приемы:

– слушание, слухозрительное восприятие речевого материала и неречевых звучаний,

– приближенное проговаривание речевого материала с переходом к говорению с уточнением, а затем – к говорению с применением отработанных в ходе образовательно-коррекционной работы фонетических элементов;

– глобальное чтение речевого материала с табличек с переходом на аналитическое;

– дактилирование;

– восприятие речевого материала с руки;

– запись речевого материала с опорой на дактилирование и табличку с переходом к самостоятельному письму с дактильным контролем;

– складывание слов из разрезной азбуки: сначала по образцу, а в дальнейшем без его использования;

– приемы, обусловленные спецификой концентрического метода обучения произношению, основанного на использовании сокращенной системы фонем, и др.

В работе с обучающимися 1-5 классов могут использоваться некоторые приемы, указанные выше (с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, образовательных достижений обучающихся). Кроме того, используются следующие приемы:

– воспроизведение готового фразового материала посредством отраженно-сопряженного проговаривания и с опорой на образец;

– самостоятельное продуцирование отдельных фраз и целых высказываний с опорой на спонтанно возникшие и целенаправленно созданные учителем ситуации, на картинный материал;

– выполнение речевых и предметных действий по устной/устно-дактильной инструкции, по письменному плану (алгоритму), по заявке и т.п.;

– выполнение схематичных зарисовок в соответствии с содержанием прочитанного текста;

– установление смысловой связи между речевым и иллюстративным материалом и др.

При реализации образовательно-коррекционной работы по вариантам 1.1 и 2.1 учитель-дефектолог (сурдопедагог) также использует специальные приемы, в т.ч. из числа тех, которые указаны выше. При выборе того или иного приема сурдопедагог руководствуется ООП обучающихся, их индивидуальными возможностями и способностями.

Адаптация системы оценивания образовательных достижений

Система оценки образовательных достижений обучающихся с нарушениями слуха должна обеспечивать возможность оценивания как предметных, так и личностных и межпредметных результатов, что в полной мере относится и к итоговой оценке – по результатам освоения АООП НОО.

Допускается внесение изменений в процедуры, ориентированные на итоговую и промежуточную оценку результатов освоения АООП НОО – в соответствии с ООП обучающихся с нарушениями слуха. Такого рода изменения касаются:

– индивидуализации проведения аттестационных мероприятий (АтМ);

– увеличения (в 1,5 – 2 раза) времени на прохождение обучающимися АтМ;

– адаптации КИМ:

использование инструкций в разных формах, включая устные и письменные,

упрощение формулировок инструкций, их замена аналогичными (доступными пониманию обучающихся) и/или деление на части;

– дозируемой с учетом индивидуальных показателей здоровья специальной психолого-педагогической помощи обучающимся на различных этапах работы.

При реализации образовательного процесса по вариантам 1.1 и 2.1 требуется принимать во внимание возможную неуспеваемость обучающихся по учебных дисциплинам «Иностранный язык» и «Музыка». Поскольку причина неуспеваемости детерминирована нарушением слухового анализатора, то это не является основанием для того, чтобы не аттестовать обучающегося.

В систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна входить оценка достижения планируемых результатов освоения ПКР. С этой целью предусматривается использование метода экспертной группы (ЭГ). В состав создаваемой в образовательной организации ЭГ входят все специалисты, непосредственно участвующие в образовании обучающегося и оказании ему коррекционной помощи. В задачу ЭГ входит деятельность, ориентированная на выработку общей оценки достижений обучающихся в сфере социальной компетенции с учетом мнения семьи.

[1]Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598).

[2]Примерные АООП НОО одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

[3] Коррекционно-развивающая область, реализуемая по варианту 1.2, представлена следующими коррекционными курсами: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия», «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Социально-бытовая ориентировка». Коррекционно-развивающая область, реализуемая по варианту 2.2, представлена следующими коррекционными курсами: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия), «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия).