Глава 1. Уровень дошкольного образования

С учетом особенностей развития детей с нарушенным слухом, присущим им особым образовательным потребностям, их воспитание и обучение в дошкольном возрасте осуществляются на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и трех образовательных программ, разработанных на его основе: Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей и Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей (одобрены Минпросвещения России 04.03.2019 года), а также Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации (одобрена Минпросвещения России 02.06.2020.). Организуя образовательный процесс, важно учитывать, что все Программы являются рамочными, они могут реализовываться при разных подходах к воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, выбираемых образовательной организацией.

В каждой Программе рассматриваются вопросы (ре)абилитации дошкольников с нарушенным слухом (в том числе детей с кохлеарными имплантами):

  1. без выраженных дополнительных отклонений, по уровню общего и слухоречевого развития приближающихся к возрастной норме;
  2. без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы;
  3. с выраженными дополнительными отклонениями в развитии (с ЗПР, легкой неосложненной умственной отсталостью, с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающих от возрастной нормы.

В тех случаях, когда у ребенка отмечается сложный дефект (наличие умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, сочетание трех или более нарушений в развитии, включая выраженную умственную отсталость), и его развитие несопоставимо с возрастной нормой, предлагается разрабатывать для него специальную индивидуальную программу развития (СИПР), либо рекомендуется примерная адаптированная образовательная программа дошкольного воспитания на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В Программах подробно представлены особые образовательные потребности глухих, слабослышащих, позднооглохших и имплантированных дошкольников, на удовлетворение которых они и направлены. В них описаны планируемые результаты (как целевые ориентиры), образовательная деятельность в пяти образовательных областях. Особое внимание уделено раскрытию содержания и методики коррекционной работы, а также организации образовательной деятельности (включая требования к квалификации педагогического персонала) для реализации Примерных адаптированных образовательных программ.

Поэтому в методических рекомендациях, посвященных проектированию дифференцированных условий воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом, мы, как правило, не будем касаться вопросов, подробно раскрытых в Программах. Мы остановимся на возможностях дифференциации организации коррекционной помощи в интересах развития каждого ребенка с нарушенным слухом.

 

1.1. Дифференцированное обучение детей в зависимости от степени снижения слуха

Как уже отмечалось, дети с нарушениями слуха представляют крайне разнородную группу, в том числе по степени снижения слуха – глухие и слабослышащие. Их особые образовательные потребности могут совпадать, но также иметь и принципиальные отличия. Поэтому рекомендуется их дифференцированное обучение по разным Примерным адаптированным основным образовательным программам.

Это необходимо учитывать при комплектовании групп компенсирующей направленности отдельно для глухих и для слабослышащих детей. Следует подчеркнуть, что при их совместном обучении, в первую очередь, проигрывают дошкольники с тугоухостью (не говоря уже о позднооглохших детях, сохранивших после потери слуха речь). Они оказываются в крайне неблагоприятной речевой среде, что, естественно, влияет на реализацию их потенциальных возможностей. И глухой ребенок среди слабослышащих воспитанников также проигрывает, т.к. для него часть занятий оказывается малоэффективной (например, фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению). Сурдопедагог вынужден либо ориентироваться на возможности глухого воспитанника, но при этом страдают слабослышащие дети, либо ориентироваться на Программу для слабослышащих, но она оказывается недоступна ребенку с глухотой.

Вместе с тем, часть глухих детей, как правило, благодаря ранней (с первых месяцев жизни) аудиолого-педагогической коррекции нарушенной слуховой функции, по уровню общего и слухоречевого развития могут быть близки к слабослышащим детям и значительно превосходить возможности типичных дошкольников с глухотой. Так двух-трехлетний глухой ребенок может уже понимать достаточно много слов и простых фраз и использовать их в общении. Ребенок 4-5 лет может владеть короткой простой фразой (хотя и с аграмматизмами), самостоятельно использовать речь в общении, умеет читать и писать печатными буквами. Для таких детей, конечно, эффективно обучение среди воспитанников с частичным нарушением слуха. Они могут успешно справиться с Программой для слабослышащих детей. В зависимости от их слуховых возможностей при использовании звукоусиливающей аппаратуры (и прежде всего индивидуальных слуховых аппаратов) будет необходимо вносить коррективы в программу коррекционной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Особо остановимся на новой категории детей с нарушенным слухом – на дошкольниках, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.

 

1.2. Психолого-педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантами

С 2000-х годов в России проводится кохлеарная имплантация (вживление электродов в улитку) не только оглохшим взрослым и подросткам, глухим школьникам, но и детям дошкольного, а затем и раннего возраста (в 2006 г. была проведена первая операция 9-ти месячному малышу, а в 2010 г. – 7-и месячному ребенку). Количество дошкольников с КИ постоянно растет.

При кохлеарной имплантации впервые в истории сурдопедагогики возможно эффективно воздействовать на само первичное нарушение: после операции и настройки речевого процессора пациент может воспринимать звуки интенсивностью 25-30 дБ, что соответствует легкой тугоухости. Вместе с тем успешная хирургическая операция КИ не гарантирует успеха в реабилитации ребенка, потому что он самостоятельно не может научиться пользоваться своими новыми слуховыми возможностями. Эффективность кохлеарной имплантации (КИ) во многом определяется организацией адекватной постоперационной психолого-педагогической реабилитации. При этом она принципиально отличается от методики и организации коррекционной работы с глухими и слабослышащими дошкольниками, а также и с позднооглохшими.

Сама категория дошкольников с КИ крайне разнородна. Так, к моменту проведения КИ в нее входят:

  • оглохшие дети, овладевшие речью на полноценной слуховой основе и сохранившие ее (или начавшие ее терять);
  • глухие от рождения или потерявшие слух еще до овладения речью – на первом-втором году жизни, среди которых:
  • дети, имеющие уровень общего и речевого развития близкий к возрастной норме (благодаря ранней и интенсивной коррекционной работе, в том числе и по развитию их слухового восприятия с помощью слуховых аппаратов);
  • дети раннего возраста, операция которым проведена – до 2-3-х лет;
  • дошкольники, еще не владеющие речью или имеющие низкий уровень речевого развития;
  • дошкольники с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, т.е. имеющие, помимо снижения слуха, другие первичные нарушения (ЗПР, снижение интеллекта, зрения, ДЦП, расстройства аутистического спектра др.) в силу чего значительно отстающие в общем развитии и не владеющие речью.

Естественно, что столь разные дети требуют разных программ реабилитации.

В психолого-педагогической реабилитации детей с КИ выделяется особый этап – первоначальный период реабилитации. Именно в ходе его ребенок обучается на основе принципиально изменившихся слуховых возможностей, максимально приближенных к норме, реагировать на звучания, воспринимать звуки окружающего мира – неречевые и речь, у него формируется естественное, как у слышащего ребенка, слуховое поведение. К окончанию первоначального периода он начинает достаточно разборчиво слышать речь, понимать ее на слух, что позволяет овладевать ею в ходе живого общения. При правильном проведении психолого-педагогической реабилитации к концу первоначального периода ребенок с КИ должен перейти на путь естественного развития коммуникации и речи, как это происходит у маленького слышащего ребенка.

Первоначальный период реабилитации является наиболее ответственным. Именно от его результатов зависит, сможет ли ребенок воспользоваться предоставленными кохлеарной имплантацией возможностями, или имплант просто будет выполнять функцию современного индивидуального слухового аппарата.

Как уже отмечалось, сама категория дошкольников с КИ крайне разнородна. Естественно, что и задачи первоначального этапа реабилитации для них разные:

  • для оглохших детей, сохранивших речь – восстановление сенсорной основы коммуникации, естественного взаимодействия со слышащим окружением, возвращение ребенка в привычный для него звучащий мир;
  • для глухих детей, получавших адекватную медико-психолого-педагогическую помощь с первых месяцев жизни, имеющих положительный опыт использования слуховых аппаратов и владеющих фразовой речью к моменту КИ – перестройка коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на новой для ребенка естественной основе (переход от преимущественно слухозрительного к полноценному слуховому восприятию);
  • для глухих детей, не владеющих до КИ фразовой речью (пользовавшихся в коммуникации отдельными фразами, словами, звукоподражаниями, голосовыми реакциями, естественными жестами), имеющих ограниченный и недостаточно продуктивный опыт использования индивидуальных слуховых аппаратов или не имевших его, – формирование коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе изменившихся слуховых возможностей;
  • для маленьких глухих имплантированных детей – обеспечение естественного процесса формирования коммуникации и речи.

Решение этих задач требует длительной целенаправленной работы. Ее продолжительность в среднем составляет:

  • для оглохших – 1-3 месяца,
  • для глухих, владеющих до КИ фразовой речью – 3-6 месяцев,
  • для маленьких глухих детей, имплантированных до 1,5 лет – 9-12 мес.,
  • для глухих дошкольников с низким уровнем речевого развития до КИ – 12-15 месяцев.

Успешность реабилитации на первоначальном этапе, достижение судьбоносной для ребенка цели – перевод его на путь естественного развития речи и коммуникации -зависят и от правильного выбора организационной формы, в которой будет оказываться коррекционная помощь ребенку и его семье. Как показывает многолетняя практика, оптимальными условиями для первоначального этапа реабилитации являются воспитание ребенка в привычной эмоциональной обстановке, т.е. в семье, в окружении слышащих людей, любимых вещей и игрушек. При этом необходимо обеспечить систематические занятия с сурдопедагогом и постоянное целенаправленное воздействие на ребенка родителей, которые подготовлены к этому специалистами.

Эти условия могут быть реализованы при воспитании и обучении ребенка с КИ в особой группе кратковременного пребывания для детей с нарушенным слухом, которую он вместе с родителями будет посещать 1-3 раза в неделю в течение одного-двух часов. Это положение зафиксировано в утвержденной Министерством образования РФ Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации. Ниже мы подробнее остановимся на характеристике группы кратковременного пребывания.

К концу первоначального этапа реабилитации ребенок получает возможность достаточно разборчиво воспринимать речь и звуки окружающего мира. Таким образом, создается принципиально новая сенсорная основа, позволяющая дошкольникам с КИ в естественной коммуникации осваивать речь, как это происходит со слышащим маленьким ребенком. Но при этом уровень их общего и слухоречевого развития значительно различается:

  • одни дети по уровню общего и слухоречевого развития близки к возрастной норме; это отмечается у оглохших детей, у глухих, до проведения кохлеарной имплантации имевших высокий уровень речевого развития, а также у большинства малышей, имплантированных до 1,5-2-х лет;
  • другие – приблизились к возрастной норме или незначительно отстают от нее по уровню общего развития, но имеют значительно более низкий уровень слухоречевого развития; это, как правило, отмечается у большинства глухих дошкольников с КИ, до операции речью не владевших;
  • третьи – значительно отстают от нормы по уровню и общего, и слухоречевого развития; это, как правило, отмечается у детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, но может иметь место и у глухих дошкольников с КИ без выраженных дополнительных отклонений в развитии, которые до операции речью не владели.
  • В зависимости от уровня общего и речевого развития каждого ребенка с КИ следует выбирать ту или иную организационную форму дальнейшего воспитания и обучения. При этом для успешной последующей реабилитации важно соблюсти два принципиальных условия, полезных для всех детей с нарушенным слухом, но для имплантированных – обязательным:
  • нахождение ребенка с КИ среди нормально слышащих и говорящих детей,
  • обеспечение его доступной образовательной программой, а также систематической коррекционной работой.

Дети, которые уже приблизились к возрастной норме и готовы к совместному со слышащими дошкольниками воспитанию и обучению (инклюзии), могут успешно, по 1-2 ребенка, воспитываться и обучаться в группах общеразвивающей или оздоровительной направленности.

Дети с КИ, которые не имеют выраженных дополнительных отклонений в развитии, но еще отстают от возрастной нормы: в общем развитии – незначительно, а в речевом – значительно, могут успешно воспитываться и обучаться в группах комбинированной направленности, в состав которых входит 2/3 нормально слышащих и говорящих дошкольников и 1/3 детей с КИ (подробнее о группе комбинированной направленности см. ниже).

Дети с КИ, которые имеют выраженные дополнительные отклонения в развитии (ЗПР, легкую умственную отсталость, значительное снижение зрения, двигательные нарушения, соматические заболевания и другие поражения различных систем организма, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью) и значительно отстают от возрастной нормы и по общему, и по слухоречевому развитию, могут успешно воспитываться и обучаться в группах компенсирующей направленности. При этом желательно, чтобы эти группы функционировали в образовательных организациях комбинированного вида, т.к. успешная реабилитация детей с КИ требует обеспечить ребенку пребывание в среде нормально слышащих и говорящих детей, например, на прогулках, развлечениях, специально подготовленных занятиях.

Также целесообразно, чтобы ребенок с КИ посещал детский сад в режиме ежедневного, а не круглосуточного пребывания, чтобы родители могли расширять взаимодействие своего ребенка с КИ со слышащими детьми во дворе, в кружках и т.п.

Целесообразно организовывать группы как комбинированной, так и компенсирующей направленности только для дошкольников с КИ. Нежелательно объединять их в одну группу со слабослышащими дошкольниками (а тем более глухими). Это связано с принципиальной разницей в методике коррекционной работы с ними. Так при обучении слабослышащих и глухих детей с 1,5-2 лет широко используется письменная речь (таблички), их рано учат читать и писать печатными буквами для того, чтобы компенсировать невозможность полноценного восприятия устной речи. Их целенаправленно учат постоянно смотреть в лицо говорящего, чтобы лучше понимать его речь. В реабилитации же детей с КИ акцент делается на разборчивое восприятие речи именно на слух. Поэтому письменная речь используется, как правило, лишь в старшем дошкольном возрасте, при подготовке к школе; ребенка стимулируют понимать речь говорящего, не смотря на него. Также нежелательно включать детей с КИ в группы дошкольников с нарушениями речи. Это обусловлено тем, что им необходимо постоянно слышать правильную речь не только взрослых, но и детей.

Учитывая специфичность психолого-педагогической реабилитации после КИ, даже опытные сурдопедагоги остро нуждаются в повышении  квалификации в данной области. Необходимо готовить весь педагогический персонал к воспитанию и обучению новой категории детей с нарушенным слухом – детей с кохлеарными имплантами.

Проектирование дифференцированных условий образования детей с нарушенным слухом (глухих, слабослышащих, дошкольников с КИ) связано и с выбором типа дошкольной группы, который будет адекватен уровню развития каждого ребенка.

 

1.3. Особенности деятельности дошкольных групп общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной и компенсирующей направленности

По достижении ребенком с нарушенным слухом возраста 2-3 лет многие родители принимают решение о его воспитании и обучении в условиях детского сада.

Как известно, ребенок с нарушениями слуха может воспитываться во всех типах дошкольных групп. Направление в группу дается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) по месту жительства ребенка. Важно, чтобы эти рекомендации сотрудниками ПМПК давались с учетом особенностей развития каждого ребенка. Целесообразно комплектовать дошкольные группы детьми одного или двух близких возрастов, стараясь обеспечить раздельное (дифференцированное) обучение глухих, слабослышащих дошкольников и детей с КИ.

Остановимся кратко на характеристике воспитанников, для которых эффективно воспитание и обучение в дошкольных группах разной направленности.

 

Группы общеразвивающей или оздоровительной направленности

Воспитание в группе для слышащих детей (общеразвивающей или оздоровительной направленности) эффективно для ребенка с нарушенным слухом с высоким (близким к возрастной норме) уровнем общего и речевого развития. Такой дошкольник уже владеет развернутой фразовой речью, хорошо понимает устную речь взрослых и детей и сам говорит внятно, понятно для окружающих. Такие дети по 1-2 человека могут успешно воспитываться и обучаться на равных среди сверстников с нормальным слухом.

Но эти дети, несмотря на достаточно высокий уровень их развития, остро нуждаются в систематической коррекционной помощи специалистов. Это должно быть особо отмечено в заключении ПМПК. Эта помощь должна быть ему обеспечена прежде всего учителем-дефектологом – сурдопедагогом образовательной организации. С этой целью Программами предусмотрено выделение ставки сурдопедагога на 6-8 детей, воспитывающихся в разных группах для слышащих детей данного детского сада. Если это оказывается невозможным (нет ставки сурдопедагога), то интегрированному ребенку могут быть обеспечены коррекционные занятия в медицинской организации -  в центре реабилитации слуха (сурдоцентре), или в группе кратковременного пребывания для детей с нарушенным слухом другого детского сада.

Сотрудникам ПМПК и детского сада важно понимать, что воспитание и обучение детей с нарушенным слухом, развитие которых значительно отстает от возрастной нормы, в одной группе вместе со слышащими дошкольниками, как правило, является малоэффективным. Для получения полноценного образования этим детям необходимы особые специальные условия, использование специальных методик, принципиально меньшая наполняемость группы. Это может быть успешно реализовано в группах комбинированной и компенсирующей направленности.

 

Группы комбинированной направленности

Наиболее привлекательными для родителей и эффективными для воспитания и обучения детей с нарушенным слухом являются группы комбинированной направленности (далее Группы). Если уровень развития речи ребенка еще низок, но он не имеет выраженных дополнительных отклонений в развитии (снижение интеллекта, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.), то он может успешно обучаться в такой группе. В Группе вместе воспитываются дети с нормальным слухом (7-11 человек) и нарушенным слухом (глухие, или слабослышащие и оглохшие дошкольники, или дети с КИ) – 3-5 человек.

В Группе создаются уникальные возможности, с одной стороны, для ранней интеграции детей с нарушениями слуха, а с другой – для сохранения за ними ежедневной коррекционной помощи специалистов.

В первой половине дня сурдопедагог проводит с детьми с нарушенным слухом фронтальные и индивидуальные занятия, а воспитатель занимается со слышащими дошкольниками. Во второй половине дня проходят воспитательские занятия со всей группой. В это время проводятся занятия, для которых уровень речевого развития дошкольников не является определяющим для успешного участия в них: по игре, изобразительной деятельности, конструированию, музыкальные и физкультурные занятия.

Особое значение в Группах имеют индивидуальные занятия с каждым ребенком с нарушенным слухом, которые ежедневно проводит сурдопедагог. Продолжительность этих занятий увеличена до 30 минут. В ходе их проведения ведется работа не только над устной речью как в группах компенсирующей направленности (развитие слухового восприятия и обучение произношению), но и обучение грамоте (в первые два года занятий), а также в речевом плане ребенок подготавливается к тому, чтобы быть успешным на фронтальных занятиях воспитателя.

Опыт работы еще первых Групп показал, что нежелательно включать в них детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии. Это обусловлено тем, что данные воспитанники резко отстают в психофизическом и речевом развитии не только от слышащих детей, но и от детей с нарушенным слухом. В связи с этим возникают особые трудности в организации повседневной жизни детей и в проведении занятий воспитателя со всей группой дошкольников во второй половине дня.

Вместе с тем в Группу целесообразно включать слышащих дошкольников, испытывающих трудности в обучении, не связанные с нарушениями в развитии, например, детей неслышащих родителей, детей из двуязычных семей, детей из семей иммигрантов. В такой группе они получают необходимую им помощь, в том числе и учителя-дефектолога – сурдопедагога. Успешности их воспитания способствует также уменьшенная наполняемость группы.

Группы комбинированной направленности (ранее смешанные) существуют уже более 25 лет – с середины 90-х годов. Еще при открытии первых экспериментальных групп было обращено особое внимание на создание адекватных условий воспитания и обучения как детей с нарушенным слухом, так и слышащих дошкольников. Именно с этим связаны предложения и по их наполняемости, и по организации работы, и по выделению на каждую группу ставки учителя-дефектолога – сурдопедагога (см. методическое письма «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» {03-51-5 ин/ 23-03 от 15.01.02.})[1]

Анализ работы первых групп, в которых воспитывались дети, пользующиеся индивидуальными слуховыми аппаратами, показал их высокую результативность[2]. В таблице представлены результаты воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха (глухота, тугоухость III и IV степени).

 

Результативность воспитания и обучения

в группах комбинированной направленности

Условия воспитания Общее количество детей Количество детей, подготовленных
к обучению
в массовой школе
Воспитание в группе комбинированной направленности 63 ребенка 33 ребенка (52%)
Воспитание в группе компенсирующей направленности 27 детей 3 ребенка (11%)

 

Группы полезны и для слышащих детей. В них создаются более благоприятные условиях для воспитания и обучения этих детей. Кроме того, в них они получают реальный социальный опыт совместной жизни с «не такими» как они детьми, действенной помощи нуждающемуся в ней, защите слабого. Эти группы оказались привлекательны для многих родителей слышащих детей. Эти наблюдения были подтверждены и данными социологического опроса (подробнее см. Шматко Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 16-25.).

В последние годы значительно увеличилось количество Групп, что является положительным фактом, но при этом резко упала их результативность. Это обусловлено нарушением принципов их комплектования: количества детей с нормальным и нарушенным слухом. Кроме того, в Приказе Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014», подтверждается количество воспитанников в данных группах – 3 глухих и 4 слабослышащих ребенка; но при этом предлагается выделять ставку учителя-дефектолога (в том числе сурдопедагога) из расчета «на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В связи с этим Группы «потеряли» своего сурдопедагога, что привело к нарушению их функционирования (см. выше) и к уменьшению объема коррекционной помощи каждому ребенку.

В этих условиях, чтобы сохранить столь эффективные группы, по-видимому, необходимо увеличить количество воспитанников с нарушенным слухом до 5 человек, чтобы сурдопедагог работал в каждой группе. Предыдущий опыт показывает, что для слабослышащих и детей с КИ это допустимо, но проблематично для глухих воспитанников.

Поддержка групп комбинированной направленности, конечно, не означает отказ от воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях групп компенсирующей направленности.

 

Группы компенсирующей направленности

Ребенок может воспитываться и в традиционных группах для глухих или для слабослышащих дошкольников, наполняемость которых не должна превышать соответственно 6 и 8 человек. Это обусловлено и желанием родителей (особенно тех, которые сами имеют нарушения слуха), и особенностями развития ребенка, значительно отстающего в развитии от возрастной нормы.

Воспитание и обучение детей в каждой такой группе обеспечивают сурдопедагог, воспитатели и другой педагогический персонал. При этом в последнем государственном документе – в Приказе Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 №32 – отмечается, что для каждой группы в штатное расписание включаются «не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога».

При проектировании дифференцированных условий образования детей с нарушениями слуха следовало бы расширить штатное расписание каждой группы компенсирующей направленности за счет введения дополнительной 0,5 ставки учителя-дефектолога (сурдопедагога) для работы над устной речью. Выделение этой дополнительной ставки будет аналогично организации работы с детьми с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с умственной отсталостью (каждая группа обеспечивается ставкой учителя-дефектолога по профилю нарушения, а также не менее чем 0,5 ставкой учителя-логопеда)[3]. Дети же с нарушенным слухом в настоящее время приравнены к детям с нарушениями речи, что не является правильным. Кроме того, будет обеспечена и преемственность со школьным обучением: на каждого глухого ученика и слабослышащего II отделения в начальной школе выделяются 3 часа в неделю на индивидуальную работу по развитию слухового восприятия и обучение произношению. Дошкольники в наиболее ответственный период формирования речи этого лишены.

Выделение дополнительной 0,5 ставки учителя-дефектолога – сурдопедагога позволят:

обеспечить каждого воспитанника ежедневными индивидуальными занятиями (в настоящее время они проводятся, как правило, 2-3 раза в неделю);

увеличить время индивидуальных занятий с 15 минут до 20-30 минут;

позволят основному сурдопедагогу группы проводить дополнительные коррекционные занятия – индивидуальные и в малой группе – с воспитанниками, отстающими в обучении; это важно в связи с тем, что в одной группе воспитываются дети разного года обучения, в дошкольном возрасте воспитанники часто пропускают занятия по болезни, для лечения нарушенного слуха и т.п.

Кроме того, «дополнительный» сурдопедагог будет проводить ежедневные фронтальные занятия речевой ритмикой (в двух группах). Это позволит значительно улучшить произносительную сторону речи детей.

Как уже отмечалось, детей, имеющих выраженные дополнительные отклонения в развитии (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, неосложненную умственную отсталость и др.) целесообразно воспитывать в особых группах компенсирующей направленности – в группах для дошкольников со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития). Эти группы имеют небольшую наполняемость – не более 5 человек. В них ежедневно проводятся фронтальные и индивидуальные занятия учителя-дефектолога – сурдопедагога, воспитателей и других специалистов.

 

1.4. Целесообразность открытия групп кратковременного пребывания
для дошкольников с нарушенным слухом

В описанных выше особенностях психолого-педагогической реабилитации дошкольников с КИ, уже отмечалась необходимость открытия в образовательных организациях особых групп – групп кратковременного пребывания для успешного решения задач первоначального этапа коррекционной работы с детьми, перенесшими операцию по кохлеарной имплантации.

Но эти группы необходимы не только для организации адекватных условий реабилитации для этих детей, но и для помощи дошкольникам, которые по возрасту или по другим причинам не могут воспитываться в группах для глухих или слабослышащих детей, но и они, и их семьи остро нуждаются в помощи. Этих дошкольников много, что обусловлено еще и тем, что дети с нарушенным слухом являются самой малочисленной группой среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому во многих субъектах Федерации имеются лишь 1-3 дошкольных образовательных организаций, осуществляющих их воспитание и обучение; при этом группы, как правило, работают в режиме круглосуточного, а иногда и круглогодичного[4] пребывания. Далеко не каждая семья готова к таким условиям.

Группы кратковременного пребывания для детей с нарушенным слухом успешно работали с 90-х годов прошлого века в соответствии с рекомендациями МО РФ (методическое письмо «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99. № 129/32-16). В настоящее время их целесообразно восстановить.

Цель работы группы кратковременного пребывания – организация коррекционной помощи детям с нарушенным слухом, не посещающим группы комбинированной или компенсирующей направленности, и их семьям. Ее воспитанниками могут быть очень разные дошкольники:

  • дети младенческого и раннего возраста (с первых месяцев жизни), что позволит обеспечить раннюю педагогическую коррекцию нарушенной слуховой функции и приблизить многих детей к возрастной норме уже в дошкольном возрасте;
  • дети с незначительным снижением слуха, которых, как правило, нецелесообразно воспитывать вместе с детьми с тяжелыми нарушениями слуха и связанным с ним низким уровнем речевого развития; в данных группах дошкольники смогут получать столь необходимую им коррекционную помощь, а родители и педагоги групп общеразвивающей направленности – методическую поддержку;
  • оглохшие дошкольники, до потери слуха нормально слышавшие и говорившие; занятия в группе помогут сохранить их речь и обеспечить ее дальнейшее развитие;
  • дети с КИ (перенесшие операционное вмешательство – вживление электродов в улитку) для их успешной реабилитации особенно на ее первоначальном этапе (см. выше);
  • дети со сложными (комбинированными) нарушениями в развитии, которые в силу тяжести своего состояния не могут посещать группу компенсирующей направленности, в том числе и специальную группу, создаваемую в дошкольной организации именно для этой категории детей, но остро нуждающиеся в коррекционной помощи;
  • дети, которым противопоказано по состоянию здоровья посещение детского сада, но необходимо коррекционное обучение;
  • дети, которым в связи с высоким уровнем их психофизического и речевого развития рекомендовано обучение в группе общеразвивающей или оздоровительной направленности; в данной группе они смогут получать необходимую им коррекционную помощь сурдопедагога, а их массовые педагоги – методическую поддержку специалистов (см. выше);
  • дети родители которых хотят обучать их дома, т.к. воспитание в дошкольных образовательных организациях не является обязательным, но и они, и их семья остро нуждаются в помощи специалистов.

В связи с тем, что контингент воспитанников группы крайне разнороден и по возрасту, и по состоянию слуха, и по времени наступления его снижения, и по уровню общего и речевого развития, основной организационной формой работы являются индивидуальные занятия и занятия небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка). Занятия проводят сурдопедагог и педагог-психолог; желательно привлекать к их проведению музыкального руководителя, специалистов по физической культуре и по изобразительной деятельности. Занятия в группах кратковременного пребывания проводятся обязательно в присутствии и при активном участии родителей, т.к. именно они будут осуществлять коррекционное обучение дома.

Частота занятий зависит от того, близко или далеко от учреждения живет семья, а также от желания родителей, индивидуальных особенностей ребенка, от возможностей самого учреждения. Важно гибко организовывать коррекционное обучение детей в данной группе, предусмотреть вариативное количество выделяемых часов на занятия с каждым конкретным ребенком. Это необходимо для того, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждой семьи. Целесообразно организовать работу группы, как в утренние часы, так и в вечернее время, а также в воскресные и праздничные дни, в каникулярное время. График работы группы составляется с учетом потребностей родителей и возможностей учреждения.

С ребенком, проживающим недалеко от учреждения, занятия могут проводиться 2-3 раза в неделю по 1-2 часа. Для детей, проживающих далеко от учреждения, целесообразно организовывать сессионные занятия. Ребенка привозят на одну-две недели 2-3 раза в год, в течение этого времени проводятся ежедневные занятия, к концу которых родители получают рекомендации по воспитанию и обучению на последующие месяцы.

Группа кратковременного пребывания, как и все группы компенсирующего обучения, должна комплектоваться ПМПК. Целесообразно определить ее наполняемость равной группе компенсирующей направленности – 8 человек (учитывая, что в ней будут получать коррекционную помощь и глухие, и слабослышащие дошкольники) и распространить на нее статус группы компенсирующей направленности.

В этой группе заинтересованы родители. Дошкольная образовательная организация может получить сведения о детях, не получающих систематическую коррекционную помощь, в центре реабилитации слуха своего региона[5], связаться с родителями, предложив данную форму коррекционного воспитания и обучения. При наличии 8 детей с разным нарушением слуха, разного возраста и уровня развития можно открыть группу кратковременного пребывания.

Таким образом, при проектировании дифференцированных условий образования дошкольников с нарушениями слуха необходимо соблюдать дифференциацию их воспитания и обучения с учетом степени снижения слуха (глухих и слабослышащих детей) и способом звукоусиления (дети, пользующиеся индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами). При реабилитации дошкольников с КИ важно не только использовать особые методические подходы, но и организационные формы их воспитания и обучения (особенно на начальном этапе). Необходимо при выборе дошкольной группы учитывать особенности развития каждого ребенка.

Повышение эффективности дошкольного воспитания связано с увеличением количества групп комбинированной направленности, с поддержкой групп компенсирующей направленности и организацией особых групп – групп кратковременного пребывания для глухих, слабослышащих, позднооглохших и имплантированных воспитанников разного возраста и уровня развития. При этом важно находить решения болезненных в настоящее время вопросов организации их деятельности. Также актуально и обеспечение адекватной коррекционной помощью детей с нарушенным слухом, воспитывающихся в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности.

Конечно, все это не отменяет требования к высокой квалификации педагогического персонала. Но без решения отмеченных выше проблем и самый квалифицированный специалист будет бессилен, что и показывает часто практика сегодняшнего дня.

[1] В рекомендациях МО РФ группы назывались смешанными.

[2] У дошкольников с КИ результативность еще выше.

[3] Традиционно занятия по развитию слухового восприятия и по обучению произношению с учетом специфики нарушения развития проводит сурдопедагог, а не логопед.

[4] Дошкольные группы, которые открываются в школах-интернатах для глухих и для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

[5] В центрах реабилитации слуха (сурдоцентрах) системы МИНЗДРАВА оказывается помощь детям с нарушенным слухом, не посещающим специальные дошкольные группы или не обучающимся в специальных классах. Но в настоящее время практически все сурдопедагогические часы «уходят» на реабилитацию детей после кохлеарной имплантации.