Рекомендуемая литература
Дошкольное образование
- Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / Пер. с нем. В.Т.Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с. http://pedlib.ru/Books/4/0165/4_0165-1.shtml
- Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – 2-е изд., с изм. - М. : Логос, 2005. - 267 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих). https://elibrary.ru/item.asp?id=19961162
- Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : [учеб. пособие]. - М. : Экзамен, 2006. - 159 с. -(Коррекционная педагогика). https://www.labirint.ru/books/107789/
- Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения .Методические рекомендации / [сост Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А Дружинина]. — Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой 2008. — 118 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=25549914
- Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=30512486
- Комплексное сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного обучения: метод. пособие для специалистов, реализующих образоват.услуги для детей с нарушением зрения / ГОУ для детей, нуждающихся в психол.-пед. и мед.-соц.помощи ; Обл.центр диагностики и консультирования, Каф.спец. (коррекционного) образования ГОУ ДПО «Челяб. ин-та переподгот. и повышения квалификации работников образования; под общ. ред. Ж.Г. Кульковой. - Челябинск: Цицеро, 2011.-95 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20122170
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.- 40 с. http://pedlib.ru/Books/3/0191/index.shtml
- Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Подколзина Е. Н. - Москва: Обруч, 2014. - 72 с.
- Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2007 . - 256 с.https://www.labirint.ru/books/334195/
- Фомичева Л. В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением [текст]: методическое пособие// Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга. - Спб, 1995. - с 57-61.https://elibrary.ru/item.asp?id=25506684
- Фомичева Л. В. Обеспечение преемственности коррекционно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие, СПбАППО, 2011. https://elibrary.ru/item.asp?id=34901320
Начальное общее образование
- Быкова Е. Б. Формирование коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями зрения [Текст] : [учебно-методическое пособие] / Е. Б. Быкова. - Санкт-Петербург : Лема, 2018. - 103 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=35414110
- Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. - Уфа, 2004. - 63 с. http://pedlib.ru/Books/3/0190/3_0190-2.shtml
- Любимова М. П. Подготовка ребенка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №8. - с. 23-32. https://elibrary.ru/item.asp?id=25123319
- Никулина Г. В. Организационно-педагогические основы работы по формированию коммуникативной культуры школьников с нарушениями зрения // Государственная политика в области специального образования: Материалы XI Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Государство и дети» / Гл. ред. К. В. Султанов.- СПб.: Изд-во С.- Петерб. гос. политех, ун-та, 2004. - С. 234-240. https://elibrary.ru/item.asp?id=16054214
- Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 128 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=21292673
- Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Зрительное восприятие: диагностика и развитие: учебно-методическое пособие. - Киров: МЦНИП, 2013. - 184 с. https://www.studmed.ru/nikulina-g-v-fomicheva-l-v-zritelnoe-vospriyatie-diagnostika-i-razvitie_639fb3dc031.html
- Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации / Под ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 600 с. https://lib.herzen.spb.ru/marc/get.php?DbVal=32391&file=contents_1428531
- Проглядова Г. А., Денискина В. З. Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля: учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во МПГУ, 2018. - 116 с.https://ru/item.asp?id=37256403
- Рельефно-точечная система: обучение чтению и письму слепых: учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 459 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=30306252
- Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание: авт. программа по ЛФК для детей с тяжелой зрит. патологией (нач. шк.) : учеб.- метод. пособие. - М., 2002. - 44 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002149339
- Спиридонова Е. А., Никандрова Т. С. Исследование особенностей зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. Материалы научно-практической конференции. – М.:ФГБОУ ВО «МПГУ». - 2016. - с.73-77. https://elibrary.ru/item.asp?id=25592742
- Сухонина Н. С. Основы обучения младших школьников с нарушениями зрения [Текст]: учебное пособие / Сухонина Н. С.; Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет". - 2-е изд., испр. и доп. - Симферополь : Хотеева Л. В., 2018. - 119 с.https://search.rsl.ru/ru/record/01009791755
Основное общее образование
- Денискина В. З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением // Дефектология. - 2011. - No 6. - с. 61-71. http://s-vestnik.ru/node/1011
- Денискина В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида : Метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова. – М. : Логос, 2007. – 306 с. https://docplayer.com/43783397-Deniskina-v-z-venediktova-m-v-obuchenie-orientirovke-v.html
- Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. - 2011. - No 5. - с. 56-64.http://s-vestnik.ru/node/1010
- Замашнюк Е. В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III-IV вида: учебное пособие. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 163 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23628326
- Замашнюк Е. В. Обучение слепых и слабовидящих: «Литературное чтение»: Учебно-методическое пособие / Е. В. Замашнюк, Т. А. Круглова. – Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2021. – 176 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46193009
- Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. - СПб.: Каро, 2004. - 234 с. - (Коррекционная педагогика). https://elibrary.ru/item.asp?id=21148116
- Миллер В. Ф. Обучение незрячих пространственной ориентации: учебное пособие для тифлопедагогов и работников социальных учреждений. - ГОУВПО "Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина", Бийский фил. им. М. Н. Наумова НОУ ЦРС ВОС. - Изд. 2-е, расшир. и доп. - Бийск : БГПУ им. В. М. Шукшина, 2010. - 154 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004651931
- Соколов В. В., Денискина В. З., Кузнецов В. А. Новые пособия по информатике для слепых школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – №4. – С. 42-48. https://elibrary.ru/item.asp?id=35395759
- Тупоногов Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 223. https://www.labirint.ru/books/305454/
Чек-лист
Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с нарушениями зрения в дошкольной образовательной организации
Дошкольное образование (слепые)
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечание | ||
0 | 1 | 2 | |||
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства материалами и оборудованием для продуктивной деятельности | |||||
Наличие материалов:
· для лепки (пластилин, глина, тесто); · для аппликации (фактурная плотная бумага, фактурные ткани, природные объекты); · для конструирования; · рельефного рисования (прибор «Школьник»); · прибор для вырезания (специальные ножницы с двумя парами колец для сопряженной деятельности ребенка и педагога). |
|||||
Наличие натуральных наглядных пособий:
· предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются в соответствии с изучаемой темой урока (и/или занятия с тифлопедагогом) или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий |
|||||
Наличие тактильных наглядных пособий:
· тактильные книжки: книжкиигрушки (их варианты: книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-фигура, книжка-ширма); · дидактические книжки; · тактильные рукодельные издания, изготовленные в строгом соблюдении методических рекомендаций, разработанных Российской государственной библиотекой для слепых; · рельефно-графический иллюстративный материал (книги, панно, карточки, предметные картинки), барельефные изображения. |
|||||
Наличие оборудования общего назначения:
· аудиоаппаратура; · магнитная доска для совместной деятельности по выкладыванию; · доска для рисования маркером (для детей с остаточным зрением). Прибор «Ориентир». |
|
||||
Наличие материалов для сенсорного развития:
· объемные геометрические тела, · деревянные наборы шаров и кубов разных величин, · наборы геометрических фигур, · вкладыши-формы, · наборы образцов (эталонов) по модальностям ощущений, · объекты для локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, фактуре, материалу); · природные объекты; · искусственно созданные материалы для развития мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки) · мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики |
|||||
Наличие образно-символического материала:
· модели, · звуко-наглядный ряд «Мир. Звуки и шумы», · предметно-объектный ряд из разных материалов, веществ, · наглядный ряд ароматов и запахов, · рельефные картинки |
|||||
Наличие тифлографических пособий, предназначенных для подготовки слепого ребенка к изучению рельефно-точечной системы Брайля:
- Азбука для дошкольников в двух частях издательства «Логос ВОС»; · Тактильные карточки, содержащие различные сочетания линий, отдельно расположенных точек, лабиринты для осязательного прослеживания. · Колодка-шеститочие для изучения системы Брайля. · Мозаика-шеститочие для выкладывания отдельных букв и слогов · Кубик-шеститочие с подвижными элементами. · Прибор для письма по Брайлю 18-строчный. · Грифели для письма по Брайлю разного размера и формы. · Магнитная азбука для параллельного знакомства слепого ребенка с плоскопечатной буквой и ее рельефно-точечным аналогом |
|||||
Наличие материалов и оборудования для двигательной активности:
· предметы для развития моторики рук, в т. ч. мелкой моторики; · предметы на колесиках, предвестник трости, детские трости, звучащие мячи для повышения мобильности в пространстве; · инвентарь для занятий с детьми адаптированной физической культурой; · оборудование для ходьбы с преодолением препятствий; · массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки; · объемные фактурные мягкие модули |
|||||
Наличие материалов и оборудование сенсорной комнаты:
· сухие бассейны (малого объема, большого объема); · тактильные панели, тактильно-развивающие панели, текстурные тактильно-развивающие панели; · тактильно - игровые панно; · тактильная панель акустическая; · тактильные ячейки; · кистевой тренажер; · лабиринты ручные; · тактильные дорожки; · сенсорная тропа; · сухой дождь; · волшебный шатер; · волшебная нить |
|||||
Выполнение рекомендаций к организации предметно-пространственной среды:
· коврики разной фактуры перед каждой дверью помещения; · напольные покрытия разной фактуры для обозначения; · предметы (настенный календарь, эстамп) следует размещать на панелях (стенах) на уровне рук детей; · предметы мебели личного пользования должны иметь осязательные ориентиры; · объекты-препятствия (детали лестничных пролетов) должны иметь тактильные ориентиры, выделены контрастным цветом; · фактурная поверхность стен, · фактурная и контрастная фону окантовка дверных наличников и полотен, дверных ручек; · стенды и другие предметы, размещаемые на стенах и не предназначенные для использования детьми, должны располагаться выше 130 см от пола, чтобы слепой ребенок избежал столкновения с ними; · вдоль стен по возможности (особенно в коридорах) не должна стоять мебель, чтобы слепой ребенок мог передвигаться самостоятельно, ориентируясь на стену тростью или рукой; · двери необходимо установить таким образом, чтобы они открывались внутрь помещения либо были раздвижными; · в спортивном зале и в коридорах необходимо проложить тактильные направляющие для облегчения ориентировки в пространстве; · стол, кровать незрячего ребенка должны быть расположены с краю, так, чтобы он мог самостоятельно их находить; · мебель должна быть с закругленными углами, в противном случае углы драпируются войлоком или другим материалом, способным смягчить удар при возможном столкновении; · углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться |
При организации предметно-пространственной среды должна выполняться условия:
Безопасность; Постоянство; Соответствие особым образовательным потребностям слепых детей |
||||
Методические рекомендации по обеспечению кадрами | |||||
Наличие в образовательной организации специалистов, прошедших подготовку по тифлопедагогике, обучению слепых детей (в т.ч. системе Брайля), сопровождению незрячих детей:
-воспитатели; -учитель-дефектолог (тифлопедагог); -учитель-логопед; -педагоги дополнительного образования |
|||||
Методические рекомендации по созданию условий доступности для учащихся с нарушениями зрения | |||||
· контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц;
· ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории должны быть маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям для детей с нарушениями зрения; · на лестничных пролетах сплошные перила по обеим сторонам; · ориентирующие панели в коридорах здания и возле помещений и кабинетов, с нанесением рельефно-точечных надписей (маркировки); · наличие на центральном входе организации рельефного плана расположения помещений в здании с соответствующими надписями, дублированными рельефно- точечным шрифтом; · прилегающая территория и коридоры здания оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием; · зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях. |
Дошкольное образование (слабовидящие)
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства материалами и оборудованием для продуктивной деятельности | |||||
Наличие материалов:
· материалы для изобразительной деятельности – цветные карандаши разные по диаметру, насыщенной тональности; · фломастеры, маркеры, краски, цветные мелки; · предметные форменные трафареты для воспроизведения на них деталей и частей, трафареты для обводки др.; · плотная фактурная бумага, фактурные ткани, природные объекты) для лепки и аппликации; · напольный строительный конструктор, конструктор эмоций, мозаики, деревянные вкладыши и др. Наличие натуральных наглядных пособий: · предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются в соответствии с изучаемой темой урока (и/или занятия с тифлопедагогом) или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий |
|||||
Наличие оснащения предметной среды:
· книжки (книжки-картинки, иллюстрированные книжки детской художественной литературы, иллюстрированные книжки познавательной направленности); · отдельные иллюстративные материалы – картинки, панно и др.) |
|||||
Наличие оборудования общего назначения:
3. аудиоаппаратура; 4. магнитная доска для совместной деятельности по выкладыванию; 5. доска для рисования мелом, маркером; 6. фланелеграф. |
|||||
Наличие материалов для сенсорного развития:
1. объемные геометрические тела (монотонные и разноцветные); 2. деревянные наборы шаров и кубов разных величин; 3. наборы геометрических фигур; 4. вкладыши-формы; 5. наборы образцов (эталонов) по модальностям ощущений; 6. объекты для локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, цвету, материалу) и др.; 7. природные объекты (природный материал); 8. искусственно созданные материалы для развития мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки и др.); 9. мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики |
|||||
Наличие нормативно-знакового материала:
1. разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, 2. не зашумленные алфавитные таблицы, 3. наборы карточек с визуально-фактурным изображением букв, повышающим полимодальность образа. |
|||||
Наличие материалов и оборудования для двигательной активности:
1. предметы для упражнений в равновесии, координации движений, развития моторики рук, в т. ч. мелкой моторики; 2. для катания и бросания; 3. инвентарь для занятий с детьми адаптированной физической культурой; 4. оборудование для ходьбы с преодолением препятствий; 5. массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки; 6. объемные фактурные мягкие модули и др. |
Материалы и оборудование должны быть ярких тонов (цветов), находиться в местах доступных и безопасных для организации собственной двигательной деятельности | ||||
Наличие материалов и оборудования сенсорной комнаты:
1. сухие бассейны (малого объема, большого объема); 1. визуальные, тактильные панели (развивающие, игровые); 2. кистевой тренажер; 3. лабиринты ручные; 4. тактильные дорожки; 5. сенсорная тропа; 6. сухой дождь; 7. волшебный шатер; 8. волшебная нить |
|||||
Рекомендации к организации предметно-пространственной среды:
· стенды и другие предметы, размещаемые на стенах и не предназначенные для использования детьми, должны располагаться выше 130 см от пола; · наличие в спортивном зале и в коридорах ярких визуальных направляющих для облегчения ориентировки в пространстве. · мебель предпочтительно должна быть с закругленными углами. Углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться. |
При организации предметно-пространственной среды должна выполняться условия:
Безопасность; Постоянство; Соответствие особым образовательным потребностям слабовидящих детей |
||||
Методические рекомендации по обеспечению кадрами | |||||
Наличие специально подготовленных высококвалифицированных кадров:
· учителя-дефектологи (тифлопедагоги); · учителя-логопеды, педагоги-психологи; · знающие психофизические особенности детей с нарушениями зрения и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы |
|||||
Методические рекомендации к условиям доступности для учащихся с нарушениями зрения | |||||
· контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц;
· ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории должны быть маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям для детей с нарушениями зрения; · на лестничных пролетах сплошные перила по обеим сторонам; · ориентирующие панели в коридорах здания и возле помещений и кабинетов; · прилегающая территория и коридоры здания оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием; · зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях |
Дошкольное образование
(дети с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие))
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства материалами и оборудованием для продуктивной деятельности | |||||
Наличие материалов:
· материалы для изобразительной деятельности: цветные карандаши разные по диаметру, насыщенной тональности, фломастеры, маркеры, краски, цветные мелки; · форменные предметные трафареты для воспроизведения на них деталей и частей, трафареты для обводки; · изобразительные материалы для раскрашивания, штрихования; · фактурная плотная бумага, фактурные ткани, природные объекты для лепки, аппликации; · разнообразные конструкторы, конструктор эмоций, мозаики, деревянные вкладыши для конструирования |
Материалы должны:
отвечать коррекционно-развивающим требованиям, быть безопасными для зрения ребенка; |
||||
Наличие наглядного материала:
34. книжки (книжки-картинки, иллюстрированные книжки детской художественной литературы, иллюстрированные книжки познавательной направленности; 35. отдельные иллюстративные материалы (картинки, панно, фотографии) |
- включать для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз | ||||
Наличие материалов для сенсорного развития:
· объемные геометрические тела (монотонные и разноцветные), · деревянные наборы шаров и кубов разных величин, · наборы геометрических фигур, · вкладыши-формы, · наборы образцов (зрительных эталонов), · объекты для зрительной локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, цвету); · природные объекты (природный материал); · искусственно созданные материалы для развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки); · мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики |
|||||
Наличие нормативно-знакового материала:
· разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, · не зашумленные алфавитные таблицы, · наборы карточек с визуально-фактурным изображением букв, повышающим полимодальность образа |
|||||
Наличие материалов и оборудования для двигательной активности:
1. предметы для упражнений в равновесии, координации движений, развития зрительно-моторной координации, моторики рук, в т. ч. мелкой моторики; 2. для катания, бросания, метания; 3. для ходьбы с преодолением препятствий; 4. массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки; 5. объемные фактурные мягкие модули и др. |
материалы и оборудование должны быть ярких тонов (цветов), находиться в местах доступных и безопасных для организации собственной двигательной деятельности | ||||
Наличие материалов и оборудования сенсорной комнаты:
1. визуальные панели (развивающие, игровые); 2. кистевой тренажер; 3. лабиринты ручные; 4. тактильные дорожки; 5. сенсорная тропа; 6. сухой дождь; 7. волшебный шатер; 8. волшебная нить |
|||||
Рекомендации к организации предметно-пространственной среды:
1. стенды и другие предметы, размещаемые на стенах и не предназначенные для использования детьми, должны располагаться выше 130 см от пола; 2. наличие в спортивном зале и в коридорах ярких визуальных направляющих для облегчения ориентировки в пространстве. 3. мебель предпочтительно должна быть с закругленными углами. Углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться. |
При организации предметно-пространственной среды должна выполняться условия:
Безопасность; Постоянство; Соответствие особым образовательным потребностям детей с ФРЗ |
||||
Методические рекомендации по обеспечению кадрами | |||||
Наличие специально подготовленных высококвалифицированных кадров:
1. учителя-дефектологи (тифлопедагоги); 2. учителя-логопеды, 3. педагоги-психологи. |
|||||
Методические рекомендации к условиям доступности для учащихся с нарушениями зрения | |||||
1. контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц;
2. ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории должны быть маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям для детей с нарушением зрения; 3. на лестничных пролетах сплошные перила по обеим сторонам; 4. ориентирующие панели в коридорах здания и возле помещений и кабинетов; 5. прилегающая территория и коридоры здания оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием; 6. зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях |
Чек-лист
Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с нарушениями зрения в образовательной организации
Начальное основное образование
Вариант 3.1.
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
1 | Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой | ||||
Наличие специальных учебников и учебных пособий:
1. издания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом; 2. «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY; 3. тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY; 4. портативное устройство для чтения; 5. тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»; 6. рельефные координатные плоскости; 7. рельефные географические и исторические карты; 8. Наличие специальных принадлежностей и тифлоприборов: 9. принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией); 10. приспособление для рельефного черчения «Draftsman», «Школьник»; 11. специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; 12. брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.) с бумагой для печати по Брайлю; 13. брайлевский дисплей; 14. трость для ориентировки слепых; 15. приборы: «Графика», «Ориентир»; 16. тренажеры и спортивный инвентарь для слепых; 17. индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей |
Специальные учебники: созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых | ||||
2 | Методические рекомендации к организации пространства | ||||
1. Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:
2. свободные проходы к партам, входным дверям, 3. отсутствие выступающих углов и др.; 4. Наличие специальных зрительных ориентиров (для слепых с остаточным зрением): 5. указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса; 6. номерные указатели; 7. цветовые указатели; 8. ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц. 9. Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом. 10. Наличие осязательных ориентиров: 11. уличные ориентиры: 1. направляющие перила, 2. бордюры, 3. декоративный кустарник, 4. пандусы на пешеходных дорожках, 5. дорожки с гравийным покрытием; 6. бетонные бордюры с высотой не менее 150 мм и окрашенными в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500— 600 мм — в черный; 12. ориентиры для помещений: 1. надписи на табличках, выполненными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180Х40 мм); 2. пластмассовые пластины круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей; 3. направляющая (полоса или поручень), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30—50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30—40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю; 4. обозначения на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом); 5. поручни на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются); 6. рельефные планы этажей. 13. Соблюдение необходимого для слепого обучающегося со светоощущением или остаточным зрением светового режима: 14. обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; 15. одновременное использование естественного и искусственного освещения; 16. возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.); 17. оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха. 18. Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию. 19. Наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефноточечным шрифтом. 20. Обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефноточечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML) |
номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм
Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные
Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 – 1,5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм |
||||
3 | Методические рекомендации к организации рабочего места: | ||||
21. дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);
22. школьная парта может быть стационарно зафиксирована; 23. быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога); 24. номер парты должен соответствовать росту ученика; определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога |
|||||
4 | Методические рекомендации по обеспечению кадрами | ||||
Педагогические работники:
25. учитель начальных классов; 26. учитель музыки; 27. учитель рисования; 28. учитель физической культуры; 29. учитель адаптивной физической культуры; 30. педагог-психолог; 31. социальный педагог; 32. педагог-организатор; 33. педагог дополнительного образования; 34. учитель-логопед; 35. учитель-дефектолог (тифлопедагог); 36. воспитатель; 37. тьютор |
Начальное основное образование
Вариант 3.2
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
1 | Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой | ||||
Наличие специальных учебников и учебных пособий:
38. издания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом; 39. «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY; 40. тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY; 41. портативное устройство для чтения; 42. тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»; 43. рельефные координатные плоскости; 44. рельефные географические и исторические карты; 45. Наличие специальных принадлежностей и тифлоприборов: 46. принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией); 47. приспособление для рельефного черчения «Draftsman», «Школьник»; 48. специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; 49. брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.) с бумагой для печати по Брайлю; 50. брайлевский дисплей; 51. трость для ориентировки слепых; 52. приборы: «Графика», «Ориентир»; 53. тренажеры и спортивный инвентарь для слепых; 54. индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей |
Специальные учебники: созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых | ||||
2 | Методические рекомендации к организации пространства | ||||
1. Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:
2. свободные проходы к партам, входным дверям, 3. отсутствие выступающих углов и др. 4. Наличие специальных зрительных ориентиров (для слепых с остаточным зрением): 5. указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса; 6. номерные указатели; 7. цветовые указатели; 8. ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц. 9. Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом. 10. Наличие осязательных ориентиров: 11. уличные ориентиры: 1. направляющие перила; 2. бордюры; 3. декоративный кустарник; 4. пандусы на пешеходных дорожках; 5. дорожки с гравийным покрытием; 6. бетонные бордюры с высотой не менее 150 мм и окрашенными в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500— 600 мм — в черный; 12. ориентиры для помещений: 1. надписи на табличках, выполненными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180Х40 мм); 2. пластмассовые пластины круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей; 3. направляющая (полоса или поручень), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30—50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30—40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю; 4. обозначения на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом); 5. поручни на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются); 6. рельефные планы этажей. 13. Соблюдение необходимого для слепого обучающегося со светоощущением или остаточным зрением светового режима: 14. обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; 15. одновременное использование естественного и искусственного освещения; 16. возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.); 17. оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха. 18. Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию. 19. Наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефноточечным шрифтом. 20. Обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефноточечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML) |
номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм
Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные
Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 – 1,5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм |
||||
3 | Методические рекомендации к организации рабочего места | ||||
21. дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);
22. школьная парта может быть стационарно зафиксирована; 23. быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога); 24. номер парты должен соответствовать росту ученика; определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога |
|||||
4 | Методические рекомендации по обеспечению кадрами | ||||
Педагогические работники:
25. учитель начальных классов; 26. учитель музыки; 27. учитель рисования; 28. учитель физической культуры; 29. учитель адаптивной физической культуры; 30. педагог-психолог; 31. социальный педагог; 32. педагог-организатор; 33. педагог дополнительного образования; 34. учитель-логопед; 35. учитель-дефектолог (тифлопедагог); 36. воспитатель; 37. тьютор |
Начальное основное образование
Вариант 4.1.
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
1 | Методические рекомендации по специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения | ||||
Наличие специальных учебников и учебных пособий:
1. специальные учебники; 2. учебные принадлежности: 3. ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; 4. тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача- офтальмолога должны быть специально разлинованы; 5. индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся
|
Специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих | ||||
2 | Методические рекомендации к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию | ||||
6. наличие персонального компьютера, оснащенного необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением;
7. адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации; 8. интерактивные доски |
|||||
3 | Методические рекомендации к организации пространства | ||||
1. Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:
2. свободные проходы к партам, входным дверям; 3. отсутствие выступающих углов и др. 4. Оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.). 5. Обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток. 6. Обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения. 7. Наличие специальных зрительных ориентиров: 8. указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса; 9. номерные указатели; 10. цветовые указатели; 11. ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц. 12. Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом. ориентиры для помещений: 13. таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц; 14. указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов; 15. поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж; 16. Соблюдение необходимого для слабовидящего светового режима: 17. обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; 18. одновременное использование естественного и искусственного освещения. 19. возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.). 20. оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха; 21. Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию |
номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм
Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные
Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6 – 1,7 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм |
||||
4 | Методические рекомендации к организации рабочего места | ||||
22. дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);
23. школьная парта может быть; 24. стационарно зафиксирована; 25. номер парты должен соответствовать росту ученика; определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога |
|||||
5 | Методические рекомендации по обеспечению кадрами | ||||
Педагогические работники:
26. учитель начальных классов; 27. учитель музыки; 28. учитель рисования; 29. учитель физической культуры; 30. учитель адаптивной физической культуры; 31. педагог-психолог; 32. социальный педагог; 33. педагог-организатор; 34. педагог дополнительного образования; 35. учитель-логопед; 36. учитель-дефектолог (тифлопедагог); 37. воспитатель; 38. тьютор; 39. врач-офтальмолог; 40. сестра-ортоптистка; 41. специалист по обслуживанию тифлотехнического оборудования |
Начальное основное образование
Вариант 4.2.
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
1 | Методические рекомендации по специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения | ||||
Наличие специальных учебников и учебных пособий:
1. специальные учебники; 2. учебные принадлежности: 3. ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; 4. тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача- офтальмолога должны быть специально разлинованы; 5. индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся
|
Специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих | ||||
2 | Методические рекомендации к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию | ||||
6. наличие персонального компьютера, оснащенного необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением,
7. адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, 8. интерактивные доски. |
|||||
3 | Методические рекомендации к организации пространства | ||||
1. Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:
2. свободные проходы к партам, входным дверям; 3. отсутствие выступающих углов и др. 4. Оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.); 5. Обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток. обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения; 6. Наличие специальных зрительных ориентиров: 7. указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса; 8. номерные указатели; 9. цветовые указатели; 10. ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц; 11. Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом. ориентиры для помещений: 12. таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц; 13. указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов; 14. поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж. 15. Соблюдение необходимого для слабовидящего светового режима: 16. обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; 17. одновременное использование естественного и искусственного освещения; 18. возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.); 19. оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха; 20. Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию |
номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм
Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные
Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6 – 1,7 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм |
||||
4 | Методические рекомендации к организации рабочего места | ||||
21. дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);
22. школьная парта может быть стационарно зафиксирована; 23. номер парты должен соответствовать росту ученика; определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога |
|||||
5 | Методические рекомендации по обеспечению кадрами | ||||
Педагогические работники:
24. учитель начальных классов; 25. учитель музыки; 26. учитель рисования; 27. учитель физической культуры; 28. учитель адаптивной физической культуры; 29. педагог-психолог; 30. социальный педагог; 31. педагог-организатор; 32. педагог дополнительного образования; 33. учитель-логопед; 34. учитель-дефектолог (тифлопедагог); 35. воспитатель; 36. тьютор; 37. врач-офтальмолог; 38. сестра-ортоптистка; 39. специалист по обслуживанию тифлотехнического оборудования |
Чек-лист
Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с нарушениями зрения в образовательной организации.
Основное общее образование (Слепые обучающиеся)
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой | |||||
1. | Наличие материалов:
1. специальные учебники: созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; 2. содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся; 3. «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY; 4. тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY; 5. портативное устройство для чтения; 6. тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»; 7. рельефные координатные плоскости; 8. рельефные географические и исторические карты; 9. принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией); 10. приспособление для рельефного черчения «Draftsman», «Школьник»; 11. специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; 12. брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю; 13. брайлевский дисплей; 14. трость для ориентировки слепых; 15. приборы: «Графика», «Ориентир»; 16. тренажеры и спортивный инвентарь для слепых; 17. текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно- 60 точечным шрифтом; 18. иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); 19. иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых детей со светоощущением и с остаточным зрением); 20. индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей |
||||
21. | Соблюдение требований к организации пространства, обеспечивающих безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:
22. создание эргономически правильных условий учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося; 23. обеспечение свободных проходов к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и других травмоопасных предметов; 24. освещенность помещения: 25. обеспечение беспрепятственного прохождения в помещение естественного света; 26. одновременное использование естественного и искусственного освещения; 27. использование жалюзи в солнечную погоду. 28. расстановка парт в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога; 29. наличие оптических, тифлотехнических, технических средств для обеспечения комфортного доступа к образованию каждого обучающегося с нарушением зрения («озвученные» материалы, лупы, принадлежности для рельефного черчения, брайлевские приборы, брайлевские печатные машинки, брайлевский дисплей, приборы «Графика», «Ориентир» и др.). |
||||
Методические рекомендации по обеспечению кадрами | |||||
1. | Педагогические работники:
2. преподаватели предметных областей, владеющие рельефно-точечной системой Л.Брайля; 3. педагог-психолог; 4. учитель-логопед; 5. учитель-дефектолог (тифлопедагог); 6. ассисетент; 7. мед. работник. |
Основное общее образование (Слабовидящие обучающиеся)
№ п/п | Критерии оценки | Баллы | Примечания | ||
0 | 1 | 2 | |||
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой | |||||
1. | Материально-технические условия обеспечения образовательного процесса основного общего образования включают перечень обязательных тифлотехнических, рельефно-графических, наглядных и других средств:
2. программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экране (например, Magic) и несколько синтезаторов речи; 3. цифровой планшет, обеспечивающий связь с интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; 4. ручной и стационарный видео увеличитель (например, Topaz, Ruby); 5. учебники по общеобразовательным дисциплинам, отпечатанные увеличенным шрифтом, дополненные рельефно-графическим материалом; 6. аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY (DAISY-книга может быть представлена как текст в электронном виде, как аудиокнига и как синхронизованная презентация текста и аудиодорожки); 7. тифлофлешплеер с функцией диктофона и для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY; 8. портативное устройство для чтения (электронная книга); 9. тематические рельефно-графические пособия изд-ва «Логос»; 10. рельефные координатные плоскости; 11. цветные рельефные географические и исторические карты; 12. принадлежности для черчения, в т.ч. рельефного (линейка, циркуль, транспортир); 13. приспособления для рельефного черчения: «Draftsman», «Школьник»; 14. трость для слабовидящих; 15. приборы: «Графика», «Ориентир». 16. индивидуальное освещение рабочей поверхности («Сигма», светодиодные аккумуляторные настольные лампы); 17. тренажеры и спортивный инвентарь для слабовидящих 18. подключаемая к компьютеру фотокамера для сканирования плоскопечатных текстов; 19. специальные приспособления для шитья, вязания; 20. озвученные бытовые приборы и инструменты; 21. «говорящий» мультиметр для измерения параметров электрической цепи; 22. «говорящий» лабораторный термометр; 23. адаптированный для использования без визуального контроля электромеханический конструктор (например, «Знаток»)
|
||||
24. | Соблюдение требований к организации пространства, обеспечивающих безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:
25. создание эргономически правильных условий учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося; 26. обеспечение свободных проходов к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и других травмоопасных предметов. 27. соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима: 28. освещенность помещения не менее 300 ЛК; 29. обеспечение беспрепятственного прохождения в помещение естественного света; 30. одновременное использование естественного и искусственного освещения; 31. использование жалюзи в солнечную погоду. 32. расстановка парт в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога; 33. наличие оптических, тифлотехнических, технических средств для обеспечения комфортного доступа к образованию каждого обучающегося с нарушением зрения («озвученные» материалы, лупы, принадлежности для рельефного черчения, брайлевские приборы, брайлевские печатные машинки, брайлевский дисплей, приборы «Графика», «Ориентир» и др.)
|
||||
Методические рекомендации по обеспечению кадрами | |||||
1. | Педагогические работники:
2. преподаватели предметных областей; 3. педагог-психолог; 4. учитель-логопед; 5. учитель-дефектолог (тифлопедагог); 6. тьютор
|
||||
Медицинские рекомендации | |||||
1. | Соблюдение медицинских рекомендаций:
2. соответствие размера и высоты парт росту и комплекции обучающихся; 3. рассадка обучающихся в классе в соответствии с рекомендациями офтальмолога; 4. учет необходимости использования средств индивидуальной коррекции зрения; 5. учет необходимости использования подставок для книг; 6. включение в структуру урока физических упражнений и зрительной гимнастики; 7. соблюдение режима зрительных нагрузок в зависимости от глубины, характера нарушенного зрения и клинических форм заболеваний, своевременное снятие зрительного и осязательного утомления. 8. ограничение непрерывной зрительной нагрузки 15 минутами, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут, если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разноудаленных объектов, то следует сокращение времени для зрительной работы; 9. использование ТСО непрерывно, не более 15-20 минут (при этом изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным); 10. осуществление контроля за правильной позой обучающегося во время занятий; 11. соблюдение других медицинских рекомендаций.
|