Глава 2. Уровень начального общего образования

 

2.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с ТНР на уровне начального общего образования

 

Обобщенные особые образовательные потребности обучающегося с ТНР на ступени начального общего образования преемственны по отношению к таковым в дошкольном возрасте, дополняются и конкретизируются следующие положения:

непрерывность и систематичность коррекционно-развивающего процесса, в том числе, преемственность содержания коррекционной работы на этапах дошкольного и школьного образования ребенка;

вариативность форм получения образования, предусматривающая выбор образовательной организации (общеобразовательной школы либо специальной коррекционной образовательной организации (в соответствии с образовательными потребностями обучающегося и его семьи и степенью выраженности его речевого недоразвития);

вариативность адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая определяется с учетом степени выраженности речевого недоразвития у обучающегося и варьирует условия организации обучения и воспитания младших школьников с ТНР по одному из двух вариантов: 5.1 и 5.2;

развитие и усложнение речевой и учебной деятельности обучающихся требуют своевременного выявления проблем в развитии речи (а также проблем, сопутствующих речевому недоразвитию), рисков нарушения чтения и письма, рисков и факторов неуспешности в овладении школьной программой;

применение специальных средств обучения, в том числе, специальных учебников (при обучении по варианту 5.2), специально разработанного дидактического материала, специализированных компьютерных технологий и т.д.;

создание условий, нормализующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности; нормализация мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, моторной сферы;

организация работы по профилактике и коррекции социокультурной и школьной дезадаптации;

щадящий, здоровьесберегающий и комфортный режим обучения и нагрузок, включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний.

2.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне начального общего образования

 

2.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

Объектом комплексного психолого-педагогического сопровождения при обучении ребенка с ТНР  является как сам обучающийся, так и его семья, целью сопровождения которой является включение родителей (лиц, их замещающих) и других близких взрослых в процесс обучения и коррекционного воздействия. Необходимым условием эффективного обучения и воспитания детей с ТНР является установление партнёрских отношений с семьей ученика для обеспечения единых требований к качеству речи ученика и достижения планируемых результатов обучения.

Процесс комплексного сопровождения организуется сразу после определения особых образовательных потребностей и предполагает постоянное совершенствование оказания коррекционной помощи (логопедической, психологической и др.) в соответствии с вновь обнаруженными рисками и проблемами.

Сопровождение реализуется на основании комплексного подхода к образовательно-коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, при условии тесного взаимодействия специалистов различных профилей: логопедов, педагогов, психологов, медиков и др. Коррекционная направленность обучения и воспитания осуществляется как при изучении предметов коррекционного цикла (при варианте 5.2), проведении специальных логопедических занятий, так и при изучении общеобразовательных дисциплин. В коррекционной и педагогической работе используется принцип "обходного пути», при котором формируется новая функциональная система в обход пострадавшей функции или ее части.

Реализация образовательной программы предполагает адаптацию программ всех предметных областей или отбор методов и приемов обучения с учетом специфики речевых нарушений. Необходимо предусмотреть варьирование процесса обучения путем сокращения/расширения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и т.д. для обеспечения успешности образовательного процесса.

По варианту 5.1 коррекционное воздействие осуществляется посредством: применения индивидуально-ориентированных приемов, методов и технологий (на уроках предметного цикла и во внеурочной деятельности), направленных на профилактику и коррекцию речевых нарушений, а также сопутствующих (вторичных) нарушений развития; в проведении специальных логопедических занятий (групповых/подгрупповых и/или индивидуальных); в организации единых требований к качеству речи ученика в школе и вне школы;

По варианту 5.2 коррекционное воздействие осуществляется посредством: применения индивидуально-ориентированных приемов, методов и технологий (на уроках предметного цикла и во внеурочной деятельности), направленных на профилактику и коррекцию речевых нарушений, а также сопутствующих (вторичных) нарушений развития; коррекционная направленность изучения уроков предметного цикла; проведение дополнительных уроков коррекционного цикла; организация специальных логопедических занятий (групповых/подгрупповых и/или индивидуальных); в организации речевого режима.

В процессе комплексного сопровождения образовательная организация при участии родителей (лиц, их замещающих) и с учетом рекомендаций медицинских организаций, координирует педагогические, психологические и медицинские средства воздействия для достижения поставленных целей. Как и на уровне дошкольного образования, процесс комплексного сопровождения предполагает постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и коррекционной работы с качественным описанием достижений обучающегося относительно его образовательных и коррекционных целей;

2.2.2. Организация пространственно-временной среды

К пространственно-временной среде образовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ТНР, относятся: коммуникативная среда организации, материально-техническая база, режим образовательной деятельности.

Коммуникативная среда образовательной организации предполагает создание благоприятной речевой среды («речевого режима»), для которой характерно:

целенаправленное создание ситуаций необходимости речевого общения, обеспечивающее постоянный речевой тренинг и стимуляцию потребности в правильной речи; создание условий для широкой речевой практики в связи с игровой, познавательной, практической и другими видами деятельности на уроке и вне его;

мотивированное общение с педагогами, сотрудниками образовательного учреждения, с другими учащимися в пространстве образовательной организации, а также вне стен образовательного учреждения;

наблюдение за образцами правильной речи окружающих;

создание условий для активизации вновь изученной лексики, ее закрепления и расширения;

отработка грамматических форм и конструкций, их закрепления в ходе учебного и бытового общения;

индивидуализация заданий, требующих оречевления, в соответствии с уровнем развития речи, коммуникативных навыков, недостатков чтения и письма, а также пройденным программным материалом;

формирование умений и навыков установления и поддержания коммуникации;

закрепление навыков плавной речи (с учетом ситуативных факторов);

постоянный, подчиненный единым требованиям, тактичный контроль за качеством устной и письменной речи и речевым поведением детей;

Обеспечение «речевого режима» предполагает организацию взаимодействия учителя-логопеда, учителей и других педагогов, работающих с учеником, которые должны быть подготовлены к оказанию логопедической поддержки и осведомлены об индивидуальных речевых возможностях обучающихся. С этой целью рекомендуется регулярное проведение логопедических семинаров-практикумов, консилиумов, консультаций для заинтересованных участников образовательного процесса.

Материально-техническая база процесса образования обучающихся с ТНР складывается из необходимых средств организации образовательной деятельности в очном формате и в формате образования с применением дистанционных образовательных технологий.  Обеспечение образования в очном формате предполагает оснащение кабинетов логопеда, психолога и организации рабочих мест обучающихся. Согласно актуальной нормативной базе АООП НОО для обучающихся с ТНР реализуется без использования специальных учебников.

Для реализации программы коррекционной работы стандартом предусматривается наличие мультимедийного оборудования, индивидуальных вспомогательных средств звукопостановки и развития артикуляционной моторики, дидактических материалов для развития всех сторон речи, в том числе дидактических материалов для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальных компьютерных программ по диагностике и коррекции нарушений речи. Отбор дидактических и учебных пособий на электронных или бумажных носителях осуществляется в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР.

Особые образовательные потребности обучающихся по АООП НОО по индивидуальному учебному плану с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР вызывают необходимость применения невербальных средств коммуникации.      Альтернативными (невербальными) средствами коммуникации могут являться: реальные объекты и их изображения; наборы графических карточек, условные изображения, электронные средства, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и другие). Использование средств альтернативной коммуникации должно происходить при постоянном оречевлении действий и невербальных обращений ребенка педагогом. При формировании у ребенка устной речи, даже в простых формах, средства альтернативной коммуникации постепенно переводятся в разряд вспомогательных, а основным средством коммуникации становится речь.

При организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий должна быть отражена специфика требований к техническим средствам комфортного доступа обучающегося с ТНР к образованию.

При реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

2.2.3. Специальные приемы обучения и воспитания

Коррекционная направленность методов и приемов обучения формируется на основе базовых принципов анализа и коррекции речевых нарушений, а также данных общей дидактики, с учетом особенностей и закономерностей усвоения языкового материала детьми с речевыми нарушениями. При это не ограничено использования традиционных методов и приемов обучения в целях коррекционного воздействия.

Далее представлен базовый перечень методов и приемов, наиболее часто применяющийся в обучении детей с ТНР на ступени начального общего образования, сформулированный на основе классификации методов обучения Ю. К. Бабанского. Перечисленные методы и приемы сформулированы на основе исследований А. А Алмазовой, Г. В. Бабиной, Т. П. Бессоновой, В. К. Воробьевой, О. Е. Грибовой, Л. Р. Давидович, Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, И. К. Колповской, К. В. Комарова, С. И. Маевской, Е. Н. Российской, Л. Ф. Спировой, О. А. Токаревой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику материала:

Семантический подход к отбору материала; обучение языку по принципу речевого общения; метод визуализации лингвистических явлений и закономерностей путем использования различных внешних опор в виде схем, условных обозначений; практическое усвоение языковых единиц на основе наглядного перемещения предметов, произведения действий с предметами; использование совместно подготовленных образцов речи при построении речевого произведения; зрительный анализ на диктантах (слежение по карточке при первичном чтении); практическая подготовка грамматических тем на уроках развития речи; предварение работы над самостоятельной речевой деятельностью коррекционной работой над фонетической и содержательной сторонами речи; временное опережение практической работы над языковым материалом его теоретическим изучением; создание оптимального соотношения между осознанным подходом учащихся к построению речи и автоматизированными (сознательно не контролируемыми) актами речевой деятельности в специальных условиях развития и коррекции речи; обучение грамоте детей с речедвигательными нарушениями на основе приближенного произношения.

По характеру обучения:

концентрический метод изучения языкового материала; группировка материала на основании единства грамматической модели и единых аффиксов, расширение модели путем смешения двух и более уже изученных моделей; моделирование средств речевой реакции обучаемых на основе ассоциативных речевых связей между грамматическими явлениями; алгоритмизация последовательностей действий при манипуляциях с лингвистическим материалом; методы моделирования и конструирования языкового материала; поэтапное формирование грамматического навыка; опора на  смысловое значение слова при изучении способов словообразования; комментированное письмо; самостоятельное чтение задания к упражнениям в учебнике с последующим разбором упражнений; включение отработанного языкового материала в систему самостоятельных высказываний; проверка понимания через реальную или воображаемую визуализацию; формирование грамматического строя языка на базе обучения разговорно-описательной речи; обеспечение вербального и структурного разнообразия речевого материала, его максимальной комбинируемости; группировка материала на основании единства грамматической модели и единых аффиксов, расширение модели путем смешения двух и более уже изученных моделей; предъявление грамматического материала в единстве формы звучания (написания), способа конструирования и их значения; смена стратегии обучения с лексической (примерно до 3 класса) на грамматико-ориентированную;

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

стимуляция самостоятельной речи ребенка; создание ситуаций, вызывающих потребность общения; создание естественной мотивированности высказывания; речевое общение в процессе какой-либо совместной деятельности; временное допущение некоторых различий в уровне требований к навыкам и умениям детей; создание условий для широкой речевой практики в связи с игровой, познавательной, практической и другими видами деятельности на уроке и вне его; снижение моторной нагрузки на основе адаптации дидактического материала путем создания печатных основ с недописанными единицами; введение новых грамматических форм и конструкций на базе хорошо известной лексики, новой лексики - на базе отработанных грамматических форм; отбор языкового материала с точки зрения его коммуникативной значимости; актуализация взаимоотношений участников общения;

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

проговаривание как основа анализа речевой единицы и ее записи; комментированное чтение и письмо; проверка понимания через реальную или воображаемую визуализацию; использование алгоритмов при предъявлении инструкций и пошаговый совместный контроль каждого этапа алгоритма на начальном этапе с оречевлением алгоритма учителем, затем совместным оречевлением, затем оречевлением алгоритма и его этапов самими обучающимися (по мере возрастания речевых возможностей). Для ряда учебных заданий и ситуаций доступно использование эталона для самопроверки, при этом эталон разрабатывается до предъявления детям инструкции и является неотъемлемой ее частью.

2.2.4. Адаптация системы оценивания образовательных достижений

Оценка образовательных достижений обучающихся с ТНР ориентирована на комплекс оценок освоения содержания предметных курсов и курсов коррекционно-развивающей области, метапредметных и личностных результатов обучения.

Особенности системы оценки основаны на системно-деятельностном подходе к оценке освоения содержания учебных предметов, специальных курсов, включающем оценку способности решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, а также уровневого подхода к оценке достижений планируемых результатов, что отражается в специфике оценочного инструментария и представлении оценки:

1) система оценки эффективности коррекционно-развивающей работы через оценку освоения АООП НОО и сформированности коммуникативных умений и навыков, проявляющихся во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

2) вариант 5.1 - система оценки соответствует оценке результатов освоения НОО (ОО), но при этом должна учитывать результаты коррекционной работы;

3) критерии эффективности освоения АООП НОО вариант 5.2 устанавливаются исходя из достижения индивидуальных оптимальных (наилучших для данного обучающегося в данных конкретных условиях) результатов, которые могут быть достигнуты им при полной реализации специальных условий обучения.