Всероссийская научно-практическая конференция «Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития» состоялась в Московском институте психоанализа 15-16 июня 2022 года.
В день открытия конференции вступительное слово было предоставлено доктору психологических наук, профессору И.А. Коробейникову, заместителю директора по научной работе Института коррекционной педагогики РАО. Им, в частности, были упомянуты многолетние исследования в сфере ранней помощи детям с ОВЗ, проводившиеся сотрудниками Института, а также выражено сожаление о недостаточной информированности о результатах этих исследований представителей детской психиатрии и клинической психологии. В это связи была подчеркнута важность междисциплинарных научных разработок как основы и условия успешного развития системы ранней помощи в Российской Федерации.
На конференции обсуждались современные научно-практические достижения и перспективы развития абилитационной и профилактической помощи детям первых лет жизни с риском возникновения или наличием нарушений психического развития в целях сохранения психического здоровья детей. В центре внимания были и вопросы разработки и внедрения современных отечественных клинико-психологических и психосоциальных абилитационных технологий ранней помощи; обсуждался опыт оказания специальной помощи детям раннего возраста в разных регионах страны.
В конференции приняли участие сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом и лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО.
В докладе доктора педагогических наук Ю.А.Разенковой были представлены, разработанные в ИКП РАО научно-методические подходы и технологии, развивающие отечественную практику ранней помощи. Подробно было раскрыто содержание и основные идеи следующих подходов:
- научно-методический подход к ранней помощи детям с нарушениями слуха (Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко);
- эмоционально-смысловой подход к работе с детьми с РАС и их родителями (О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг и др.);
- научно-методический подход к реабилитации детей после операции по кохлеарной имплантации (О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова);
- научно-методический подход по предупреждению и преодолению трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (Ю.А.Разенкова);
- научно-методический подход к ранней помощи слепым детям и их родителям (Е.Б.Айвазян, Т.П.Кудрина).
В выступлении кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Г.Ю.Одиноковой были представлены результаты научного исследования по предупреждению и преодолению трудностей в развитии общения детей раннего возраста с синдромом Дауна и их родителей. Сообщения кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника Е.Б.Айвазян и кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Т.П.Кудриной были посвящены научно-методическому подходу к ранней помощи слепым детям первых трех лет жизни. Показано, как на основе проведенных исследований была реконструирована логика становления общения и предметной деятельности слепых детей первых трех лет жизни. Логика становления общения и предметной деятельности слепого ребенка в первые три года жизни описывается «базовой формулой развития», в которой каждый шаг развития представляет собой освоение новой формы общения и новых видов действий с предметами. При этом оценка психического развития слепого ребенка основывается на сопоставлении его достижений со шкалой онтогенеза и описывается «индивидуальной формулой развития», в которой фиксируются не только актуальный уровень развития ребенка, но и весь пройденный путь психического развития с его качественными особенностями, а также определяется зона ближайшего развития.
В докладе доктора психологических наук Е.Р. Баенской «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с аутизмом» были рассмотрены основные задачи и направления психологического сопровождения родителей маленьких детей с РАС, осуществляемого в русле эмоционально-смыслового подхода; показана значимость такой помощи для их интенсивного включения в коррекционный процесс и возможности предотвращения формирования наиболее тяжелых вариантов аутистического дизонтогенеза. Были сформулированы основные условия продуктивного взаимодействия с близкими ребенка на первичной консультации, обсуждались возможности специалиста в помощи родителям на этапах постановки диагноза и его принятия, содержание и способы их психологического сопровождения на начальных этапах коррекционной работы с ребенком.
В выступлении О.П. Суетиной, мл.научного сотрудника лаборатории на тему «Организация групповой работы с детьми раннего возраста с РАС как необходимый этап адаптации к дошкольной образовательной организации» была обозначена возможность адаптации игровой методики, разработанной в рамках эмоционально-смыслового подхода к коррекции РАС, к условиям различных дошкольных образовательных организаций и коррекционно-развивающих центров; дано описание последовательности этапов групповой игровой работы, проводимой с малыми группами детей раннего возраста и их родителями. Также докладчик описала качественные изменения в состоянии детей в процессе групповых занятий и привела примеры их последующей успешной адаптации к условиям ДОО.
В докладе А.В. Беркун, аспиранта ИКП РАО, посвященном выявлению признаков аутистического развития у детей первых лет жизни, была показана важность диагностики признаков РАС в младенческом и раннем возрасте и описаны ее трудности. Докладчиком был представлен обзор диагностического инструментария, чувствительного к оценке угрозы формирования РАС в раннем возрасте, подчеркивалась важность подбора и необходимость разработки нового инструментария, способствующего поиску и получению объективной оценки развития ребенка младшего возраста.
В совместном сообщении А.В. Беркун и О.П. Суетиной была представлена модель оказания ранней помощи детям с РАС и их семьям, реализуемая на базе коррекционно-развивающего центра. Докладчики, обобщая свой практический опыт, отметили, что коррекционно-развивающая работа, проводимая в рамках эмоционально-смыслового подхода и направленная на оказание помощи ребенку с РАС и его семье, способствует уменьшению выраженности аутистической симптоматики и возвращению ребенка к логике нормального эмоционального и социального развития. В рамках выступления была отмечена важность оказания психологической помощи родителям, их своевременного обеспечения информационной поддержкой, проведения обучения членов семьи приемам и способам взаимодействия с ребенком.