23 июня в Псковском государственном университете в рамка фестиваля людей с особенностями развития «Другое искусство» прошел круглый стол «Образование и социокультурная инклюзия людей с выраженными интеллектуальными нарушениями с тяжелыми множественными нарушениями развития». Организаторы мероприятия - ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

С приветственным словом выступили первый заместитель губернатора Псковской области В.В. Емельянова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Т.А. Дацюк, ректор ПГУ Н.А. Ильина и председатель совета ВОРДИ, член совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Е.Ю. Клочко.

Работа круглого стола была выстроена по четырем направлениям: «Подходы к определению понятия «тяжелые множественные нарушения развития» (ТМНР); актуальные вопросы образования детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР (нормативно-правовые основы и правоприменительная практика); сопровождение семей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, социокультурная инклюзия людей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР; подготовка специалистов к работе с детьми и взрослыми с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР, их семьями.

Директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выступила перед участниками мероприятия по теме «Научно-методическое сопровождение образования обучающихся с ТМНР». Она акцентировала внимание на ряде ключевых аспектов процесса, в том числе, сопровождение деятельности руководителей образовательных организаций, ПМПК, ППМС-центров и сетевое взаимодействие между ними; научно-методическое сопровождение реализации образовательных программ и др. Т.А. Соловьева ответила на вопросы, касающиеся возможности смены образовательной программы, обратив внимание на необходимость создания регламентов, определяющих действия специалистов в подобных ситуациях. Она отметила необходимость выстраивания понятного и оправданного формата взаимодействия ПМПК и ППК, который бы учитывал и существующую в регионах проблему дефицита педагогов-дефектологов.

Большую проблему составляет и т.н. «картирование» образовательной среды, когда ребенка с ОВЗ и профильных специалистов разделяют десятки и сотни километров, подчеркнула Т.А. Соловьева. Она предложила составить такую карту по регионам страны, чтобы родители получили работающий навигационный инструмент для своих детей. «Сегодня дети с ТМНР часто находятся в школах, где учатся дети с нарушением слуха, зрения и так далее, - сказала она. – Но такой подход, с точки зрения профориентации, обретения профессии ребенком на выходе из образовательного учреждения не имеет перспективы». Необходима региональная модель сопровождения таких детей на всех этапах обучения. Она призвала обратить внимание на необходимость корректного решения вопроса обеспечения индивидуальных образовательных потребностей детей с ТМНР в условиях стандартизации образовательного процесса.