1 - 2 июня 2021 года по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анны Юрьевны Кузнецовой в г. Кемерово состоялся I Всероссийский форум «Вектор детства», приуроченный к Дню защиты детей. На площадке собрались представители федеральных органов исполнительной власти, экспертного и научного сообщества, представители общественных организаций, промышленники и родители.
Формат Форума позволил провести широкий спектр мероприятий выставочной и деловой программы, дополнив их специальными мероприятиями для маленьких посетителей и их родителей.
В первый день работы Форума на различных площадках состоялись стратегические сессии по вопросам детства. В ходе сессии «Инклюзивное образование: барьеры развития и преемственности образовательного процесса» обсуждались актуальные вопросы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.
С докладами выступили заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Сачко Юлия Михайловна, председатель Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Цивилева Анна Евгеньевна, Уполномоченные по правам ребенка из 8 регионов Российской Федерации и другие участники. В составе делегации от Минпросвещения России в работе сессии приняла участия заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к. п. н. Алла Яковлевна Абкович. В своем докладе она представила анализ ситуации в сфере инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальные условия, необходимые для эффективной инклюзии обучающихся данной категории.
Участники сессии выработали рекомендации для органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, среди которых разработка межведомственного комплексного плана мероприятий
по развитию инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ на долгосрочный период (до 2030 года); доработка и утверждение проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»; проведение фундаментальных и практико-ориентированных научных исследований по проблемам образования детей с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения и их семей и оказание им психолого-педагогической помощи и др.
Два дня работы Форума сопровождались выставочными мероприятиями. На стенде Минпросвещения России Институт коррекционной педагогики представляла заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Д. А. Карпова. Посетителям экспозиции рассказали о новых исследованиях ИКП, направленных на совершенствование процессов обучения и воспитания детей с ОВЗ. Состоялась презентация новых цифровых продуктов: «Глоссария финансовой грамотности» и «Конструктора АДОП). Также в рамках работы стенда участники Форума моги познакомиться с актуальными тенденциями и проектами, реализуемыми в рамках государственной политики в сфере образования. Среди наиболее востребованных были выступления посвященные: реализации Национального проекта «Образование», цифровым образовательным ресурсам «РЭШ» и «Сферум», порталу «Растим детей», движению «Абилимпикс» и многому другому. Особый интерес вызвали выступления, посвященные деятельности учреждений, о которых рассказали коллеги из Кузбасса: Центр по работе с одаренными детьми «Сириус Кузбасс» и Кванториумы г. Кемерово.
На стенде Министерства просвещения была выделена специальная зона, где работали психологи-консультанты Кузбасского РЦППМС. На протяжении работы всего Форума специалисты отвечали на вопросы обратившихся родителей и давали рекомендации.