15–16 мая 2025 года в Москве проходила Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Междисциплинарный подход к абилитации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и инновации в сфере социально-психологических, клинических, педагогических и ассистивных технологий», организованная Московским институтом психоанализа.
Конференция проводилась с целью обмена опытом межпрофессионального взаимодействия специалистов организаций различных ведомств – образования, здравоохранения, социальной защиты – оказывающих практическую помощь детям и подросткам с особыми потребностями в обучении и воспитании, а также их семьям, направленную на улучшение качества их жизни, психологическое здоровье и социальную адаптацию.
Участники обсудили диагностические, прогностические и коррекционные аспекты междисциплинарных исследований и межпрофессиональной комплексной помощи лицам с проблемами в психофизическом развитии, вопросы использования современных научных достижений в области эффективных средств и технологий, включая ассистивные, помощи детям, подросткам и взрослым, проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих обучение, воспитание и реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, и др.
В мероприятии активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики.
В первый день работы Конференции на пленарном заседании выступила Е.Л. Ворошилова, к.п.н., зав. лабораторией образования и комплексной реабилитации детей с нарушениями речи. Елена Леонидовна в рамках доклада «Феномен заикания через призму антрополого-дискурсивного подхода» раскрыла специфику заикания с позиции продуцирования связных высказываний в совокупности социокультурных, психологических и других факторов. Представила результаты научного исследования по изучению потребностей в общении дошкольников с заиканием на разных стадиях становления речевого дефекта.
16 мая участие в Конференции принимали сотрудники лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями. Е.А. Шилова, к.п.н., старший научный сотрудник, стала модератором секции «Межпрофессиональная коммуникация при оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» и выступила с докладом на тему «Подготовка учителя-логопеда к работе в условиях цифровизации образования: новые стратегии и технологии». Елена Анатольевна подчеркнула, что на современном этапе фокус логопедической практики обращен на проектирование индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи, организацию разных форм его деятельности с использованием цифровых инструментов, междисциплинарное взаимодействие разных участников образовательных отношений и др. В докладе были представлены результаты мониторинга готовности выпускников – будущих учителей-логопедов – к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, которые обосновали необходимость выработки новой стратегии профессиональной подготовки будущего учителя-логопеда и средства ее реализации – педагогической технологии, позволяющей поэтапно сформировать у выпускников представление о решении разных типов профессиональных задач, овладеть необходимым первичным профессиональным опытом.
С.В. Волкова, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории, представила два доклада. В первом докладе «Актуальные технологии логопедической поддержки детей, перенесших нейротравму» Светлана Валентиновна сделала акцент на современных технологиях логопедической реабилитации детей с последствиями очаговых поражений мозга, которые основаны на применении дифференцированного логопедического воздействия, учитывающего структуру речевого нарушения. При этом логопед не только определяет программу и пути логопедической помощи на основе анализа соотношения сохранных и нарушенных компонентов коммуникативно-речевой системы ребенка, но и учитывает потенциал и особенности влияния на нейрофизиологические показатели психической деятельности ребенка доступных нейромодулирующих технологий (мультимодальная сенсомоторная стимуляция, интегрированный нейромоторный, нейрокогнитивный и нейрологопедический тренинг, транслингвальная стимуляция, БОС-технологии и др.).
Во втором докладе на тему «Нарушения речи и когнитивных функций в условиях военных конфликтов» освещались проблемы речевых и когнитивных нарушений, возникающих в условиях военных действий. Был представлен анализ патофизиологических механизмов контузионных поражений головного мозга, приводящих к афазии, дизартрии и другим речевым расстройствам у людей в зоне конфликта. Особое внимание спикер ИКП уделила комплексному психолого-педагогическому сопровождению в реабилитации лиц с сенсорными и речевыми нарушениями после боевой травмы, полученной в ходе выполнения специальной военной операции (СВО). Светлана Валентиновна обосновала необходимость междисциплинарного подхода с участием логопедов, нейропсихологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов и других специалистов при работе с пострадавшими в условиях СВО.



