3–4 июня 2024 года в Москве, на базе ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ» проходила III Всероссийская научно-практическая конференция «Азбукинские слушания. Коррекционный педагог и дети с ментальными нарушениями. Семья в фокусе работы».
Конференция носит имя отечественного ученого, организатора образования, основоположника семейной педагогической династии Дмитрия Ивановича Азбукина (1883–1953). С 1941 года Дмитрий Иванович связал свою жизнь с Научно-исследовательским институтом дефектологии (в настоящее время Институт коррекционной педагогики), работая старшим научным сотрудником, затем зав. отделом теории и истории дефектологии, потом заместителем директора по научной работе, а с 1947 года до своей смерти в 1953 году занимал должность директора института.
Цель конференции – активизация и консолидация профессионального сообщества, обмен профессиональными знаниями, анализ эффективных методов коррекционной работы с лицами, имеющими ментальные нарушения в зависимости от нозологии.
Участвующие в мероприятии специалисты обсудили вопросы организации коррекционно-педагогической помощи детям и подросткам разных нозологических групп, рассмотрели роль семьи в процессе оказания коррекционной помощи, подняли проблемы взаимодействия различных специалистов, оказывающих помощь ребенку с психическими расстройствами, рассмотрели современные методики оказания коррекционно-педагогической помощи детям и подросткам с ментальными нарушениями, проанализировали место и роль коррекционного педагога в образовательных и медицинских учреждениях.
В работе конференции активное участие приняли специалисты Института коррекционной педагогики.
В совместном докладе сотрудников лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом гл.н.с., д.психол.н. Е.Р. Баенской и н.с. А.В. Беркун на тему «Задачи и условия психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с РАС» спикеры рассмотрели работу с родителями на этапах выявления у ребенка аутистических тенденций развития и постановки диагноза как основу системы ранней помощи детям с аутизмом. Были выделены направления работы, представлен анализ ее содержания, сформулированы основные условия и принципы ее организации. Выступающие показали, что особое значение имеет решение задачи нахождения ресурсов для запуска, поддержки и развития возможностей эмоционального контакта близких с ребенком, обучение их методам и приемам развития эмоционального взаимодействия и закрепления полученного позитивного опыта. Данное направление позволяет родителям последовательно осваивать естественные формы общения и игры с ребенком, предоставляет родителям возможности регуляции его эмоционального состояния и организации поведения. Завершился доклад демонстрацией результатов такого сопровождения родителей в русле эмоционально-смыслового подхода к коррекции РАС, проводимого в «Центре ранней помощи Александры Беркун» с 2018 по 2024 год.
Ст.н.с. лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и множественными нарушениями развития, к.пед.н. М.В. Переверзева и исполнительный директор МБОО «Сообщество семей слепоглухих», к.с.н. и Ю.В. Кремнева представили совместный доклад на тему «Семья как ресурс психолого-педагогического сопровождения ребенка со сложными сенсорными нарушениями». Марина Викторовна Переверзева рассказала о проблемных зонах обучения ребенка со сложными сенсорными нарушениями, и в частности, о включении таких детей в образовательное пространство. Коллеги представили опыт сотрудничества с Сообществом семей слепоглухих, созданном по инициативе БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» для родителей, воспитывающих детей со сложными сенсорными нарушениями. Были представлены проекты, реализуемые при поддержке сообщества семей слепоглухих. Марина Викторовна отметила, что некоммерческие организации, каким является «Сообщество семей слепоглухих», могут выступать посредниками между семьями с детьми со сложными сенсорными нарушениями и педагогическим и научным сообществом.
Лабораторию психолого-педагогических исследований и технологий лиц с интеллектуальными нарушениями представляли ст.н.с., к.пед.н. Л.В. Пронина, выступившая с докладом «Консультирование родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальными нарушениями в рамках мультидисциплинарного подхода», и н.с. О.Д. Азбукина, осветившая проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с интеллектуальным нарушением в условиях медицинского центра.
Мл.н.с. лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и множественными нарушениями развития Е.Е. Переверзева выступила с докладом на тему «Изучение когнитивных особенностей детей с миодистрофией Дюшенна». Екатерина Евгеньевна представила результаты исследования когнитивной сферы детей с миодистрофией Дюшенна, рассказала об организациях, помогающих этим детям.