7–8 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге проходила II научно-практическая конференция «1000 первых дней: ранняя помощь детям и их семьям». Мероприятие было организовано АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», Ассоциацией профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи, Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), Альянсом «Ценность каждого», ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, НЦМУ Павловский центр «Интегративная физиология – медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости» при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
Конференция проводилась с целью объединения усилий ученых, практиков и родителей для улучшения качества жизни детей с особенностями развития. Мероприятие было приурочено к 100-летию основателя ранней помощи в России Людмилы Андреевны Чистович.
Основными направлениями работы Конференции стали актуальные вопросы истории зарождения и развития ранней помощи в нашей стране, система организации ранней помощи в субъектах Российской Федерации, анализ отдельных практик оказания ранней помощи на базе различных ведомств и организаций, современные научно доказанные методики работы с детьми и родителями в ранней помощи, использование цифровой системы для организации деятельности службы ранней помощи, реализация семейно-центрированного принципа в системе ранней помощи, организация сотрудничества специалистов в сфере оказания комплексной помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья в очном и дистанционном формате.
В мероприятии принимали участие руководители организаций, министерств и ведомств, занятых в системе комплексной реабилитации, абилитации и ранней помощи; педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, эрготерапевты, специалисты АФК/ЛФК, сотрудники и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, домов ребенка, сурдопедагоги, тифлопедагоги, педиатры, неврологи, неонатологи, социальные работники, аудиологии.
С приветственными словами и пожеланиями плодотворного профессионального диалога к участникам Конференции обратились депутат Государственной думы Н.Г. Цед, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге А.В. Митянина, руководитель ВОРДИ Е.Ю. Клочко.
В рамках первого пленарного заседания «Ранняя помощь: вчера, сегодня, завтра» была представлена Петербургская модель системы ранней помощи детям и их семьям, рассматривались вопросы внедрения научных принципов и подходов в практику специалистов ранней помощи, обсуждались ключевые аспекты становления ранней помощи в системе образования Российской Федерации. Предметом дискуссии второго пленарного заседания «Система организации ранней помощи в субъекте Российской Федерации» стал опыт таких регионов, как Самарская область, Иркутская область, Хабаровский край, Республика Бурятия, г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Иркутск и др. Также участники обсудили результаты отечественных научных исследований в сфере ранней помощи, компоненты региональной системы ранней помощи, вопросы организации межведомственного взаимодействия в данной области.
Во второй день работы Конференции состоялся круглый стол «Перспективы развития ранней помощи в Российской Федерации с опорой на региональный опыт» и 3 мастер-класса по проблемам реализации семейно-центрированного подхода в ранней помощи, возможностей цифровой системы для организации деятельности службы ранней помощи, универсального дизайна при создании среды и оборудования в службе ранней помощи.
От ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» на пленарной части Конференции выступили сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи. Зав. лабораторией, д.пед.н. Ю.А. Разенкова в своем сообщении проанализировала и систематизировала основные вехи в становлении и развитии ранней помощи в образовательном пространстве регионов с 1999 года по настоящее время, рассказала об основных результатах и достижениях субъектов РФ при реализации проектов по ранней помощи, разработанных и внедренных совместно с Институтом коррекционной педагогики. Ведущий научный сотрудник лаборатории, д.психол.н. Е.Б. Айвазян детально представила результаты обширных нейро-психо-физиологических, психологических и педагогических исследований Института в области ранней помощи, начиная с 60-х годов ХХ века.
Подводя итоги встречи, ее участники отметили, что содержательное пространство Конференции позволило обменяться практическим профессиональным опытом, предоставило возможность получить новые идеи для развития ранней помощи, познакомиться с апробированными эффективными методами диагностики, практиками, методиками работы, технологиями и подходами по работе с детьми и их семьями в системе ранней помощи.