Лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями

Шилова Елена Анатольевна

ШИЛОВА

Елена Анатольевна

Старший научный сотрудник

Кандидат психологических наук

 

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://elibrary.ru/cit_author_items.asp?id=763993

AUTHOR ID В ELIBRARY 763993

ORCID ID 0000-0002-4579-5631

Сфера научных интересов

Профессиональное образование, профессиональное становление, будущие педагоги-дефектологи, студенты, технология профессионального становления, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация образования, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), навыки сферы жизненной компетенции, социализация. Определение дидактических возможностей цифровых технологий в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов, обучении и воспитании детей с ОВЗ; разработка учебно-методических материалов (интерактивный конструктор индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ, конструктор рабочих программ по учебным предметам, коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и др.) для совершенствования психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ; теоретико-методологическое и технологическое обоснование профессионального становления будущего педагога-дефектолога в условиях цифровой трансформации образования

Научная деятельность

Исследование готовности будущего педагога-дефектолога к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе в условиях цифровизации образования; представлений специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей детей с ОВЗ о сфере жизненной компетенции умственно отсталых обучающихся

Научно-организационная деятельность

Член Совета Минпросвещения России по вопросам образования лиц с ОВЗ (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); тяжелыми нарушениями речи); заместитель председателя Учебно-методического совета по вопросам образования обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); член жюри конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии; член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».

Кандидатская диссертация

Развитие речи у учащихся младших классов вспомогательной школы на уроках изобразительного искусства

1997г. Москва

Подготовлено

  • 1 монография (в соавторстве), 7 учебно-методических работ и пособий, 88 публикаций различного типа
  • В журналах из списка ВАК – 20 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 68
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ - 8

Основные публикации

  1. Шилова, Е.А. Исследование педагогического контекста диагностической компетенции учителя-дефектолога/ Е.А. Шилова, А.В. Закрепина, Е.А. Стребелева // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23. – № 3. – С. 458–474. (Авторский вклад–40 %) (Индексируется в базе данных Scopus)
  2. Shilova, E.A. Development of Students-Speech Therapists’ Professional Competences in the Frameworks of Informational and Educational Environment of University [Electronic resource] / Е.А. Shilova, G.V. Valiulina, E. Mettini // ARPHA Proceedings 1. – 2019. – № 05. – pp. 1191–1206. – URL: https://ap.pensoft.net/article/22184/ (1 p.s /0,3 p.s.) (Индексируется в базе данных Web of Science) (Авторский вклад – 33%)
  3. Шилова, Е.А. Информационно-образовательная среда вуза как ресурс профессиональной подготовки педагога-дефектолога/Е.А. Шилова, А.В. Закрепина//Специальное образование. – 2020. № 4 (60) – С. 99–110. (Авторский вклад–50%)
  4. Шилова, Е.А. Цифровые инструменты в помощь педагогу-дефектологу (на примере электронного обучающего тренажера) /Е.А. Шилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 62–66.
  5. Закрепина, А.В. Изучение теоретико-методологической готовности студентов-дефектологов к овладению магистерским уровнем образования / А.В. Закрепина, Е.А. Шилова, Е.А. Стребелева //Интеграция образования. – 2021– Т. 25. – № 1. – С. 159–179. (Авторский вклад–40%). (Индексируется в базе данных Scopus)
  6. Шилова, Е.А. Изучение профессионально-личностных качеств универсального свойства как основания готовности будущего педагога-дефектолога к профессиональной деятельности/ Е.А. Шилова, А.В. Закрепина, Е.А. Стребелева // Специальное образование. – 2021. № 2 (62) – С. 159–170. (Авторский вклад–33 %)
  7. Мишина, Г. А. Структура личностных достижений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Г.А.Мишина, Е.А.Стребелева, Е.А.Шилова, Д.М.Мартышевская //Специальное образование. – 2022.- № 1 (65) – С. 119–133. (Авторский вклад–25%)
  8. Шилова, Е.А. Профессиональный портрет будущего педагога-дефектолога /Е.А. Шилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – №5 . – С. 57 –67 .
  9. Шилова, Е.А. Проектирование модели профессионального становления будущего педагога-дефектолога  в условиях информатизации образования/Е.А. Шилова// Специальное образование. – 2022. - 3 (62) – С. 201–214.
  10. Шилова, Е.А. Дидактический потенциал учебного предмета "Рисование (изобразительное искусство)" для формирования жизненных компетенций у умственно отсталых обучающихся /Е.А. Шилова//Специальное образование. – 2023. № 4 (72) – С. 47–58.

 Свидетельства на регистрацию базы данных (РИД)

  1. Система учебно-профессиональных задач по построению индивидуального маршрута развития ребёнка с ОВЗ/правообладатель Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»/автор Шилова Е.А. - №2021621977, заявл. 11.09.2021, внесена в Реестр баз данных 16.09.2021.
  2. Система мониторинга динамики образовательных и личностных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями / правообладатель Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»/авторы Закрепина А. В., Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Бутусова Т.Ю., Кинаш Е.А., Шилова Е.А., Камелькова А.И., Мартышевская Д.М., Тарновская П.А. – №2021622860, заявл. 29.11.2021, внесена в Реестр баз данных 09.12.2021. (Авторский вклад-11%)
  3. Система кейсов для профессионального обучения и оценки компетенций студентов-дефектологов/правообладатель Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» /автор Шилова Е.А. – №2022621238, заявл. 23.05.2022, внесена в Реестр баз данных 27.05.2022.
  4. Старт-технология  профессионального  становления  будущего  педагога-дефектолога  в  условиях  информатизации  образования/правообладатель Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» /автор Шилова Е.А. – № 2022622555, заявл. 13.10.2022, внесена в Реестр баз данных  19.10.2022
  5. Модель профессионального становления  будущего  педагога-дефектолога в условиях  информатизации образования/правообладатель Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» /автор Шилова Е.А. – № 2022622666, заявл. 13.10.2022 , внесена в Реестр баз данных 28.10.2022.

Монографии

  1. Специальная дидактика цифрового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : монография /под ред. Т.Ю. Бутусовой, А.В. Закрепиной, Г.А. Мишиной, Е.А. Стребелевой / авторы … Е.А. Шилова и др. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 183 с. — (Научная мысль). — 10.12737/1971849 (Авторский вклад–10%)

Учебно-методические работы

  1. Шилова, Е.А. Введение в логопедическую специальность: Программа и методические рекомендации / Е.А. Шилова. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2004. – 13 с.
  2. Шилова, Е.А. Логопедия: Программа курса / Е.А. Шилова, Е.Г. Федосеева. – Саранск, 2003. – 28 с. (Авторский вклад – 50%)
  3. Шилова, Е.А. Программа дополнительного образования по специальности 031800 – Логопедия: Программа и методические рекомендации / Е.А. Шилова, М.А. Лаврентьева. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2004. – 28 с. (Авторский вклад – 50%)
  4. Семья, Г.В. Программа курсов повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, по вопросам профилактики социального сиротства / Г.В. Семья, И.В. Чумакова, Е.А. Шилова – Москва: ООО «Вариант», 2009. – 112 с. (Авторский вклад –33%)
  5. Шилова, Е.А. Программа Государственного экзамена по логопедии по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» /Е.А. Шилова, С.В. Леонова. – Москва, МГОУ, 2017 – 52 с. (Авторский вклад–50%)
  6. Дети с интеллектуальными нарушениями в современном образовании: учебное пособие /Бутусова Т.Ю., Закрепина А.В.. Кинаш Е.А., Мишина Г.А., Пронина Л.В. , Стребелева Е.А. ,Шилова Е.А. – М.:ИКП РАО. – 2022https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/z1/ (Авторский вклад –10%)
  7. Шилова, Е.А. Методические рекомендации для учителей-предметников и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ образовательных организаций «Организация образования обучающихся с ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»/ Е.А.Шилова, П. А. Тарновская.- ФГБНУ «ИКП», 2023. (в инфографике) (Авторский вклад –70%)