Глава 1. Ранний возраст и уровень дошкольного образования
1.1. Особые образовательные потребности ребенка раннего возраста с угрозой формирования РАС и воспитывающей его семьи
Эффективность психолого-педагогической помощи детям с РАС, как на уровне дошкольного образования, так и на всех уровнях их дальнейшего образования, во многом зависит от возможности начала коррекционной работы уже в раннем возрасте - на этапе намечающихся угроз формирования аутистических расстройств. Помощь специалистов в подобных случаях должна быть направлена, прежде всего, на создание условий домашнего воспитания, препятствующих реализации этих угроз, т. е. способствующих развитию эмоционального общения и первых форм взаимодействия ребенка с близкими. Основным адресатом психолого-педагогической помощи в это время является его семья.
Как правило, РАС окончательно диагностируются к 2,5-3м годам жизни ребенка, однако предвестники их могут проявляться гораздо раньше и их выявление требует обращения семьи к специалистам службы ранней помощи. Своевременное начало профилактической работы дает возможность избежать формирования наиболее тяжелых вариантов РАС, а в части случаев и преодолеть намечающиеся отклонения психического развития.
Проблемой является то, что ребенок с угрозой формирования РАС, при отсутствии выраженности сопутствующих проблем, может, по крайней мере до года, не вызывать тревоги у родителей и не попадать в поле зрения специалистов, поскольку показатели его психофизического развития формально могут укладываться в общепринятые педиатрические нормативы, а иногда даже опережать их. В связи с этим актуальным является повышение квалификации специалистов первичного звена педиатрической службы, заострение их внимания к нарушениям развития эмоционального контакта, активности ребенка в общении и игровом взаимодействия с близкими, проявлениям его особой поглощенности сенсорными впечатлениями и стереотипными занятиями. Выявление подобных особенностей раннего развития должно послужить сигналом для направления семьи в учреждения службы ранней психолого-педагогической помощи.
Помощь семье, воспитывающей ребенка с угрозой формирования аутистических расстройств должна быть направлена на формирование понимания родителями особенностей, мешающих малышу в развитии общения и взаимодействия с близкими, оказание им помощи в создании условий, способствующих коррекции намечающихся отклонений; обучение их способам и приемам вовлечения ребенка в эмоциональное общение и игровое взаимодействие.
При угрозе формирования РАС ребенок раннего возраста нуждается:
- в создании комфортной среды, отвечающей его потребности в упорядоченности и предсказуемости домашней жизни и особенностям его восприятия сенсорных и социальных впечатлений;
- в вовлечении малоконтактного ребенка в эмоциональное общение и игровое взаимодействие, которое облегчается при присоединении взрослого к его собственным занятиям;
- в совместных играх, насыщенных приятными ребенку сенсорными впечатлениями и положительными эмоциональными реакциями взрослого, активизирующих его в коммуникации и провоцирующих вербальные проявления даже у «неговорящих» детей;
- в установлении эмоционального контакта с ребенком, позволяющим близким вовлечь его в процесс совместно-разделенного переживания, помогающим ребенку в осмысленном упорядочивании и адекватной оценке происходящего;
- в эмоциональном комментарии взрослого, помогающим ребенку осмысленно принять уклад совместной домашней жизни, что препятствует формированию его собственных жестких аутистических стереотипов, ограничивающих развитие его контактов с миром;
- в совместном следовании принятому в семье и ценному для малыша порядку уклада, что в дальнейшем дает ему опору для принятия естественно возникающих и совместно осмысляемых вариаций внутри сохраняемого порядка, что облегчает для него развитие более гибких и вариативных форм коммуникации и взаимодействия с близкими, мотивирует к освоению «полезных» навыков и умений; помогает взрослым предотвращать или купировать возникновение «проблем поведения» ребенка.
Заражая и тонизируя ребенка своим положительным отношением к миру и вовлекая его в совместно-разделенное переживание происходящего, взрослый получает возможность направленно влиять на эмоциональное состояние малыша: развеселить его, активизировать или успокоить и утешить; отвлечь и привлечь внимание, заинтересовать и направить активность ребенка. Вовлечение ребенка в эмоционально насыщенное общение открывает возможность активизировать речевое развитие и ввести его в русло коммуникации.
Первыми показателями успешности преодоления тенденции к формированию аутистических расстройств являются упрочнение глазного и тактильного контакта и уменьшение дискомфорта при речевом обращении; появление ответной улыбки ребенка и его собственной инициации общения, эпизодов подражания действиям близких, появление указательного жеста, осмысленного повторения эмоционально значимых слов и словосочетаний и их спонтанного использования.
Отслеживание и оценка динамики развития ребенка должны осуществляться специалистами совместно с его близкими. Успешность профилактической коррекционной работы тесно связана с достижением взаимопонимания и взаимной координации действий специалистов и близких ребенка. Возможно и раннее начало занятий ребенка непосредственно со специалистом, но более всего важно вовлечение в коррекционный процесс его близких. Начало интенсивной коррекционной работы семьи и специалистов до завершения формирования аутистических установок является важным фактором успешности его дальнейшего психического и социального развития.
В случае подтверждения ребенку диагноза РАС в период раннего детства его близким требуется профессиональная психологическая поддержка и помощь в выработке плана и организации специальной помощи на уровне дошкольного образования, в выборе адекватных методов, форм коррекционной работы, образовательных учреждений, где она будет реализована.
1.2. Особые образовательные потребности ребенка с РАС и специальные образовательные условия его дошкольного образования
Семьи детей дошкольного возраста с уже установленным диагнозом РАС продолжают нуждаться во взаимодействии со специалистами в решении задач семейного воспитания ребенка и расширения его опыта социальных контактов.
Коррекционной задачей семейного воспитания остается развитие вербальной и невербальной коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими, оказание ему помощи в осмыслении происходящего, упорядочивании и расширении представлений об окружающем и обучение навыкам самообслуживания.
Условия, способствующие продвижению в их решении:
- эмоциональный контакт ребенка с близкими;
- создание и сохранение домашней среды сенсорно - и эмоционально комфортной для ребенка;
- уютный, надежно предсказуемый и совместно осмысленный уклад общей жизни;
- индивидуально дозированное и заранее подготовленное введение в уклад новых впечатлений, расширяющих положительную избирательность ребенка в контактах с миром, стимулирующих интерес к происходящему и развитие новых умений.
Специальными средствами коррекции отклонений в развитии в домашнем воспитания дошкольника с РАС являются:
- присоединение близких к собственным занятиям ребенка для их преобразования в игровое взаимодействие;
- вовлеченность взрослого в происходящее с ребенком и эмоциональный комментарий, вовлекающий ребенка в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего;
- тонизирование ребенка в процессе совместных сенсорных игр для повышения его активности в коммуникации и игровом взаимодействии, стимуляции и развитии средств невербальной и вербальной коммуникации;
- эмоциональное вовлечение ребенка в совместные бытовые действия, закладывающие основу формирования навыков коммуникации и самообслуживания;
эмоционально поддерживаемое взрослым обогащение социального опыта ребенка: поездки на транспорте, выходы на детскую площадку, в магазин, в зоопарк или «в гости»;
- вовлечение ребенка в совместную сюжетную игру, сюжетное рисование, помогающее ему с помощью взрослого осмыслить уклад их общей жизни, освоить новые или чем-то тревожащие впечатления; способствующие развитию развернутого речевого высказывания, сюжетного и символического мышления.
- чтение ребенку детских книг, позволяющее обогатить и дифференцировать его индивидуальный аффективный опыт, заложить ориентиры эмоциональных оценок ситуаций и отношений; дать первый опыт восприятия сюжета и скрытого смысла разворачивающейся истории.
В дошкольном возрасте ребенку с РАС показаны регулярные индивидуальные занятия с психологом, также основанные на совместной игре, рисовании, чтении, просмотрах диафильмов и мультфильмов. Они направлены на стимуляцию развития коммуникативной речи, развернутого взаимодействия, переработку вместе с ребенком сложных и пугающих впечатлений, помощь в овладении новым опытом восприятия и осмысления происходящего. Намечающиеся на занятиях новые возможности ребенка в коммуникации и взаимодействии, в понимании и осмыслении событий своей жизни, так же как соответствующие достижения в домашних условиях могут совместно использоваться родителями и специалистами для дальнейшего развития ребенка.
Коррекционная направленность домашнего воспитания ребенка с РАС и организация регулярных индивидуальных занятий с психологом в дошкольном возрасте имеет большое значение для его дальнейшего развития. Одними из первых показателей успешности специальных занятий и домашнего воспитания такого ребенка являются:
- упрочнение эмоциональной привязанности ребенка к близким, уменьшении сензитивности в общении с ними, в появлении у взрослых возможности направленно модулировать его активность и эмоциональные состояния, вовлекать в совместно разделенное переживание и осмысление происходящего;
- появление ответа на обращение и собственных попыток инициации контакта;
- попытки подражания действиям близких;
- уменьшение жесткости требований ребенка к неизменности окружения и большей гибкости во взаимодействии с близкими, способности дозированного принятия новизны;
- увеличение его активности в освоении окружающего, появлении интереса к окружению;
- продвижение ребенка в усвоении уклада домашней жизни и навыков самообслуживания.
Одной из важнейших задач коррекционного воспитания дошкольника с РАС является подготовка к интеграции в ближний социум. Несмотря на возможность неадекватных аффективных реакций на сенсорные впечатления, новизну, вероятные проявления испуга или агрессии, необходимо искать возможность постепенного расширения социального опыта ребенка. Специалисты могут подсказать родителям способы минимизации возникновения «проблем поведения» с помощью разумного дозирования вводимой новизны, эмоциональной помощи в ее принятии и осмыслении. Сложившиеся стереотипы успешных выходов из дома могут развиваться и становится основой для появления новых направлений освоения социального окружения и формирования картины мира ребенка.
Возможны и полезны попытки индивидуально дозированного введения дошкольника с РАС в малую группу детей - прогулочную, физического развития, группы детского творчества и даже обучения иностранному языку. Выбор группы может быть обусловлен наличием у ребенка с РАС избирательных способностей, интересов. Следуя за другими детьми, он может проявить себя более организованным: даже при наиболее выраженных формах аутизма ребенок может эпизодически включаться в занятия и, следуя за другими детьми, выполнять инструкции педагога. Благоприятным условием введения ребенка с РАС в малую группу детей является поддержка тьютора, степень которой зависит от глубины аутистических расстройств ребенка. Опыт организованного контакта с другими детьми в малой группе может быть полезен ребенку с РАС для подготовки его к интеграции в учреждение дошкольного образования.
В среднем и, более всего, в старшем дошкольном возрасте ребенок с РАС нуждается в приобретении опыта обучения и воспитания в группе сверстников в условиях дошкольного детского учреждения, который готовит его к начальному школьному обучению.
Степень возможной интеграции ребенка с РАС в группу нормативно развивающихся сверстников зависит от сохраняющейся глубины аутистических расстройств и выраженности сопутствующих проблем развития. Поэтому интеграция может быть как полной, так и частичной, ограниченной по времени или избирательно объединяющей ребенка с РАС с другими детьми в определенные режимные моменты (например, на совместную прогулку или на определенные занятия, вызывающие у ребенка интерес, и в которых он может быть успешным). Степень интеграции может постепенно увеличиваться в соответствии с улучшением адаптации ребенка в группе сверстников, освоении им общего режима и возможности вовлечения и организации на общих занятиях.
Возможны различные формы интеграции, включающие ребенка в комбинированную и компенсирующую группы в составе дошкольного детского учреждения; интеграцию в обычный детский сад и в специализированное детское учреждение по профилю других проблем развития ребенка, сопутствующих аутистическим расстройствам.
Условием успешности интеграции ребенка с РАС в дошкольное детское учреждение является удовлетворение его особых образовательных потребностей:
-в информированности и понимании сотрудниками детского сада особенностей ребенка с РАС;
- выборе формы и меры интеграции в условия детского учреждения в соответствии с возможностями ребенка и ее дозированное увеличение;
- в установлении педагогами и специалистами эмоционального контакта с ребенком;
- в учете особенностей ребенка в контактах с сенсорной средой;
- в создании понятной ребенку, предсказуемой и четкой временно-пространственной организации всего его пребывания в детском саду, которое может быть представлено ему с помощью наглядного расписания;
- в помощи специалиста в освоении навыков самообслуживания;
- в сопровождении специалистом контактов ребенка со сверстниками, организации их коммуникации и игрового взаимодействия с учетом возможностей ребенка;
- в помощи специалиста в подключении ребенка к групповым занятиям;
- в индивидуальных занятиях с психологом;
- в индивидуальных занятиях с логопедом и дефектологом;
- при необходимости - в сопровождении тьютором в бытовой адаптации и поддержке на групповых занятиях; степень его поддержки по мере адаптации ребенка в условиях детского учреждения может и должна со временем уменьшаться;
- во взаимопонимании и сотрудничестве специалистов детского учреждения и семьи интегрируемого ребенка с РАС.
Показателем успешности интеграции в условия дошкольного учреждения и ее пользы для психического и социального развития ребенка являются:
- усвоение ребенком режима, временно-пространственной организации жизни в детском саду;
- снижение проявлений «проблем поведения» в период его нахождения в детском саду;
- выделение положительной избирательности в отношениях со взрослыми и детьми;
- появление попыток подражания другим детям, попыток вступать в коммуникацию и ее инициировать;
- возможность вовлечения в контакт с другими детьми и общие игры при поддержке специалиста;
- появление возможности дозированного привлечения к занятиям совместным с другими детьми;
- продвижение в развитии бытовых навыков;
- продвижение в речевой коммуникации и развитии представлений об окружающем.
Старший дошкольник с РАС нуждается в специальной подготовке к обучению в школе, более тщательной, чем это требуется нормативно развивающемуся сверстнику:
- в индивидуальных занятиях с педагогом-дефектологом, целью которых является выработка адекватного учебного поведения и пропедевтика начальных школьных навыков;
- в опыте подготовке к школе в группе детей, желательно с учителем, который будет обучать его и в первом классе.
Показателями успешности подготовки ребенка к школе являются:
- появление у ребенка желания быть учеником и школьником;
- освоение им форм «правильного», адекватного учебного поведения на индивидуальных занятиях и попытки переноса их в условия групповых занятий;
- освоение начальных школьных навыков.
Чек-лист
Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с РАС в дошкольной образовательной организации
- Информированность специалистов дошкольного детского учреждения об особенностях и образовательных потребностях детей с РАС.
- Создание социальной и сенсорной среды комфортной ребенку.
- Создание вариативных условий, обеспечивающих ребенку с РАС индивидуально подобранную меру и форму интеграции в условия дошкольного детского учреждения
- Адаптация образовательной программы дошкольного детского учреждения программы к индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
- Применение специальных методов и приемов коррекционного обучения.
- Возможность осуществления специального психологического сопровождения интеграции ребенка с РАС в условия детского учреждения и общество сверстников.
- Возможность оказания ребенку с РАС индивидуальной психологической, дефектологической, логопедической помощи.
- Использование помощи тьютора для организации ребенка в бытовых и учебных ситуациях.
- Взаимопонимание и взаимодействие специалистов и семьи ребенка с РАС, совместная оценка динамики развития ребенка и успешности его интеграции в условия детского учреждения.