Проблема социализации и профориентации обучающихся с умственной отсталостью в РФ в парадигме Конвенции ООН о правах инвалидов

Ратификация Россией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов оказала влияние на изменение общественного сознания в отношении человека с инвалидностью с «культуры полезности» на «культуру достоинства». Принятие Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» (2012 г.), утверждение (2014 г.) и внедрение (2016 г.)Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствовали качественным изменениям в специальном образовании. В центре внимания образовательного процесса – личность ребенка, самоценная и саморазвивающаяся.

Доминирующим становится утверждение, что наличие психофизических нарушений не должно становиться препятствием участия в социальной жизни, что вне зависимости от степени выраженности нарушений человек имеет право на самореализацию. Смысл такой самореализации рассматривается не как количество определенных достижений, а как возможность наиболее полно проявить себя в общении, культурной жизни, социальных отношениях. Контекст меняющейся образовательной парадигмы  заостряет внимание на развитии способностей конкретной личности, в том числе в отношении обучающихся с ОВЗ, и смещает акцент с «человека знающего» на «человека компетентного», который подготавливается к жизни в современном, быстро меняющемся мире.

Социализация  обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вне зависимости от степени выраженности нарушения, измеряется на современном этапе отечественного специального образования  не с точки зрения его дефицитов, а возможностями функционирования  и включенности в ту или иную деятельность.  На данном утверждении основаны цели, задачи, содержание Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианта 1 и варианта 2 и выстраивается организация их взрослой жизни  после завершения школьного обучения.

Категория обучающихся с умственной отсталостью – весьма разнообразная группа по своим нозологическим характеристикам, уровню интеллектуального развития, возможностям применять имеющийся, накапливаемый опыт в различных социальных средах. В структуре образовательных программ обучающихся с умственной отсталостью особое внимание уделено академическому компоненту и специфическому компоненту жизненных компетенций, необходимых для успешной социализации личности. Понятие «жизненная компетенция» рассматривается как часть общего образования школьников с умственной отсталостью, поскольку процесс образования ориентирован на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Для определенных групп детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и прежде всего, для обучающихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью развитие социальных форм поведения, формирование практических умений жизнедеятельности – является основным содержанием образования.  В центр внимания ставится мера социальной включенности каждого ребенка, его социальные роли, функции, социальное положение. Это предполагает доступность социальной среды, где устранены внешние барьеры и где созданы все условия для удовлетворения базовых потребностей человека в быте, труде, отдыхе.