14–16 ноября 2024 года в Москве проходила Всероссийская конференция с международным участием «Физиология развития ребенка», приуроченная к 80-летию Института развития, здоровья и адаптации ребенка (ФГБНУ «ИРЗАР»).
Конференция объединила более 300 исследователей и специалистов в области педагогики, физиологии, психологии, спорта, а также представителей организации общего, профессионального и дополнительного образования из России, Беларуси, Казахстана, Италии и Мексики.
Целью проведения мероприятия стало создание площадки для профессионального и общественного обсуждения научных и научно-методических междисциплинарных исследований актуальных проблем развития, здоровья и адаптации ребенка и результатов исследований в различных областях знания, охватывающих физиологические, психологические, педагогические и социальные аспекты развития детей.
Участники обсудили вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей и возрастных закономерностей формирования когнитивной деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе; физического и моторного развития детей и подростков, а также физиологии мышечной деятельности и физического воспитания; физиологии адаптации; школьной медицины и использования здоровьесберегающих технологий в образовании; междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики; формирования единого образовательного пространства дошкольного детства.
Свои доклады в секции «Здоровьесберегающие технологии в образовании. Школьная медицина» представили сотрудники лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации Института коррекционной педагогики.
Старший научный сотрудник лаборатории, к.психол.н., доцент И.Н. Нурлыгаянов в выступлении на тему «Субъектный подход в реализации здоровьесбережения школьников с ОВЗ» рассмотрел процесс здоровьесбережения как целостный феномен, в центре которого выступает школьник как субъект педагогического взаимодействия. Проектирование и реализация идей здоровьесбережения в системе специального и инклюзивного образования в обязательном порядке должны учитывать индивидуальные особенности школьника разных иерархических уровней его индивидуальности. Автор доклада представил эмпирические результаты исследования, выполненного в Институте коррекционной педагогики.
Младший научный сотрудник лаборатории М.А. Астахова представила сообщение на тему «Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей с ОВЗ», в котором рассказала о результатах исследования по анализу применения здоровьесберегающих технологий в школах для детей с ОВЗ, о принципах и этапах подбора здоровьесберегающих технологий, а также их реализации при организации обучения.