Заключение

Воспитание и развитие ребенка раннего возраста с синдромом Дауна, сопровождение его семьи – это задачи, которые встали перед специалистами в нашей стране не так давно, в 90-х годах прошлого века. Обобщение психолого-педагогического опыта, как зарубежного, так и отечественного, практические разработки специалистов дают свои результаты. Сейчас дети с синдромом Дауна, как правило, посещают дошкольные и школьные учреждения, социализируются и обучаются, что раньше было скорее исключением.

Поиск ресурсов развития ребенка первых лет жизни с синдромом Дауна привел к необходимости более глубокого, изучения процессов развития детей, связанных с ближайшим окружением ребенка.

Общение – первая самостоятельная деятельность ребенка, которая и является началом его психического развития, возникает именно в контакте с близким взрослым человеком, матерью.

Предпринятый детальный анализ общения ребенка с синдромом Дауна и матери позволил увидеть, что  взаимодействия может развиваться по разным сценариям: благоприятному и неблагоприятному, и это в большей мере зависит от матери. При неблагоприятном варианте у ребенка раннего возраста наблюдаются более глубокое отставание и предвестники поведенческих трудностей.

В методическом пособии описано, как проявляются эти поведенческие трудности в раннем и дошкольном возрасте и с чем они связаны. Предложенные технологии педагогической помощи, направленные на налаживание общения в паре с целью минимизации поведенческих трудностей, апробированы и доказали возможность изменения качества общения матери и ребенка с синдромом Дауна.

 

Список используемой литературы:

  1. Айвазян Е. Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» во взаимодействии матери с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна// Синдром Дауна. XXI век. – 2011. – № 2 (7). – С.14-21.
  2. Айвазян Е. Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна // Синдром Дауна. XXI век. – 2012. – № 1 (8). – С.13-17.
  3. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю., Орлова Е.В., Разенкова Ю.А. Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий [Электронный ресурс] //Альманах института коррекционной педагогики. 2018. №32. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-32/
  4. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь /Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М и др.-М.: Полиграф сервис, 2003.-232 с.
  5. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. В пространстве материнских рук. Общение и игра взрослого с младенцем: книга для родителей; под ред.Ю.А.Разенковой – М.:Карапуз, 2004 – 176 с.
  6. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем: книга для родителей. - М.: Полиграф сервис, 2002. -132 с.
  7. Баенская Е. Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
  8. Бакли С. Развитие детей с синдромом Дауна //Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей; под.ред.Сьюзан Дж.Скаллерап; пер с англ. О.К.Васильевой, М.Л.Шихиревой. – М: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009. С. 191-223
  9. Выгодский Л.С. Кризис первого года жизни // Психология развития ребенка.-М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005.- 512 с.
  10. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких: книга для родителей. - М.: Школьная Пресса, 2007. -160 с.
  11. Джарретт М.Х. Ребенок и жизнь семьи // Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей; под.ред. Сьюзан Дж.Скаллерап; пер. с англ. О.К.Васильевой, М.Л. Шихиревой. – М: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009., С.161-190
  12. Иванова М.М. Варианты речевого развития детей с синдромом Дауна //Дефектология. 2015 - №3. С.37-45
  13. Иванова М. М. Речевое развитие детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослым // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Школьная пресса», 2016. -№ 2.- С. 13-21
  14. Иванова М.М., Пономарева С.А. Развитие речи детей раннего возраста с ОВЗ в повседневном общении со взрослым. Методические рекомендации – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020  [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/wDzWAPeeFnJedQ
  15. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей.– Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. – 1986. – 162 с.
  16. Кудрина Т.П. Преодоление трудностей в развитии общения матери и слепого младенца: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2015. – 24 с.
  17. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза //Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития; сост.общ.ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. СПб.: Питер, 2001. С.129-149.
  18. Лисина М.И., Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым // Развитие общения у дошкольников; под. ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – С.113-152.
  19. Одинокова Г. Ю. Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.- 24 с.
  20. Одинокова Г.Ю. Общение матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: монография – М.: Полиграф сервис, 2016. – 210 с.
  21. Одинокова Г.Ю., Орлова Е.В. Взгляд на агрессивные проявления детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с матерью //Дефектология.- 2020 - №6. С.14-23
  22. Пальмов О. И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства: дис. …канд. психол. наук. – СПб., 2006. – 192 с.
  23. Панарина Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых: дис. …канд. психол. наук: Самара, 2004. – 171 с.
  24. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста; 2-е изд. - М.: Школьная пресса, 2003. -160 с.
  25. Разенкова Ю. А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1997. – 23 с.
  26. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. докт. пед. наук - М., 2017. – 50 с.
  27. Разенкова Ю.А. Трудности развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: выявление, предупреждение, коррекция: монография. М.: Полиграф Сервис. 2017. - 200 с.
  28. Рузская А.Г. Особенности начального этапа общения с незнакомым взрослым у дошкольников // Развитие общения у дошкольников; под. ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – С. 153-178.
  29. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. -№1.- С.17-26.
  30. Уайт П. Практические подходы к работе над поведением, которое сводит нас с ума // Хрестоматия для родителей; 2-е изд. перераб. и доп.; сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная; пер. с англ. Н. С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008. – С. 253-264.
  31. Фили К. М., Джоунз Э. А. Преодоление отклоняющегося поведения у детей с синдромом Дауна  //  Синдром Дауна ХХ1 век;  пер.  с англ. Н. С. Грозной.  – 2010.  –  № 2(5).  – С. 26-33.
  32. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание; пер. с нем. А. П. Голубева. – М.: Академия, 2003. – 432 с.
  33. Dykens E. M. Measuring behavioral phenotypes: Provocations from the «new genetics» // American Journal on Mental Retardation. –1995. Vol.99.– P. 522-532.
  34. Fidler D. J. The emerging Down syndrome behavioral phenotype in early childhood: Implications for practice// Infants & Young Children. – 2005. – Vol. 18. – No.2 – P. 86-103.
  35. Murphy J. The Secret Lives of Toddlers: A Parent`s Guide to the Wonderful, Terrible, Fascinating, Behavior of Children Ages 1 to 3. New York, NY: Berkley.-
  36. Pantley E. The No-Cry Discipline Solution: Gentle Ways to Encourage Good Behavioral with-out Whining, Tantrums & Tears, New York, NY: McGraw-Hill.- 2007
  37. Spiker D. The history of early intervention for infants and young children with Down syndrome and their families: Where have we been and where are we going?// Neurocognitive rehabilitation of Down syndrome: early years; Ed. by J.-A. Rondal, J. Perera, D. Spiker – Cambridge (UK): Cambridge University Press. - 2011. – P. 15-35.
  38. Stores R., Stores G. Research on sleep problems and psychological function in children with Down syndrome: Implication for clini-cal practice and everyday care // Down Syndrome Research and Practice. 1996. Vol. 4, Iss. 3. P.110–112