Характеристика особенностей обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, особенностей общения и взаимодействия с ними при проведении мероприятий

В данной главе представлена характеристика особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуется создание специальных условий для обеспечения их полноправного участия в мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, состязаниях): с нарушением зрения (слепые и слабовидящие); с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); с нарушением опорно-двигательного аппарата; с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

 

Обучающиеся с нарушениями зрения

Категория людей с нарушениями зрения крайне неоднородна. Важными показателями, требующими учета для создания специальных условий при проведении мероприятий, являются: острота зрения, характеристика деформаций периферического зрения человека (поля зрения).

В классификации В.З. Денискиной слепые обучающиеся, имеющие остаточное зрение, подразделяются на следующие группы: 1) слепые со светоощущением. Эти обучающиеся видят только свет, т. е. могут отличать свет от тьмы.

При светоощущении с правильной проекции обучающимся доступно определение направления, откуда приходит свет. В случае светоощущения с неправильной проекцией определение направления источника света недоступно.

2) слепые, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, т. е. они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета;

3) слепые, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры и/или силуэты предметов;

4) слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. В этой группе слепых острота зрения варьируется в пределах 0,01–0,04 (на лучше видящем глазу с коррекцией).

Деформация периферического зрения человека измеряется полем зрения. Поле зрения – это сегмент пространства, доступный человеку во время фиксации взглядом на неподвижной точке. У нормально видящего человека поле зрения кнаружи составляет 90 градусов, к носу и кверху – 55-60 градусов, а книзу – 65-70 градусов.

Наиболее часто встречающимися вариантами деформации поля зрения являются:

- Концентрическое сужение поля зрения. Такое поле зрения называют трубчатым, так как человек видит мир так, как будто смотрит в тоненькую трубочку. При чтении такой человек видит только 3-4 буквы и поэтому совершает движения головой справа налево и наоборот. Если такому человеку требуется оглядеться, рассмотреть пространство, то он также вынужден крутить головой. Характеризуя зрение такого человека можно сказать, что если он близко стоит и его взгляд направлен на мелкие детали, то он может рассмотреть их. Например, кнопки на куртке собеседника, серьги. Однако все остальное пространство человек не увидит, если не будет интенсивно поворачивать голову.

- Половинчатое выпадение поля зрения. При таком нарушении у человека выпадают половинки полей зрения и зрение оказывается «полосатым». Причем вертикальные полоски, в которые человек пусть нечетко, но видит крупные и/или яркие окружающие предметы, чередуются с вертикальными темными полосами, в которые человек ничего не видит. И для того, чтобы увидеть и то пространство, которое скрыто за выпадающими участками, человек вынужден поворачивать голову при каждом шаге, чтобы видеть скрытые за темными 15 полосами участки пространства и составлять, как из мозаики, более полную картину окружающего мира.

- Выпадение нижних половинок поля зрения на обоих глазах. Люди с таким полем зрения не видят то, что находится ниже их поля зрения. И для того, чтобы увидеть то, что находится внизу им приходится наклоняться. При таком нарушении поля зрения затруднено самостоятельное передвижение по городу, поскольку для того, чтобы рассмотреть дорогу они вынуждены наклоняться. В положении тела «прямо» они видят только крыши домов, кроны деревьев, небо, трубы. Выпадение верхних половинок поля зрения обоих глаз. Люди с данным нарушением поля зрения наоборот не видят того, что находится вверху. В некоторых случаях в верхних половинках поля зрения человек видит только свет.

- Выпадение центральной части поля зрения. При таком нарушении поля зрения центральный участок поля зрения либо полностью, либо частично выпадает из акта зрения. В результате человек смотрит боковым зрением, что можно заметить по характерному повороту головы.

- Выпадение нескольких участков поля зрения. В поле зрения может быть несколько темных пятен (скотом), которые могут находиться как в центре глаза, так и на его периферии. В результате человек вынужден совершать движения головой, чтобы «собрать картинку окружающего мира» из тех кусочков, которые он хоть слабо, но все-таки видит. Все перечисленные выше проявления нарушений зрения часто требуют от людей с инвалидностью по зрению значительных усилий при выполнении повседневных действий и часто являются причиной своеобразного поведения инвалидов по зрению (потряхивания головой, постоянные повороты головы и т.д.).

При нарушениях зрения часто отмечается светобоязнь (глаза закрываются при ярком свете, очень белом снеге, ярком солнце)  и нарушение темновой адаптации (при хорошем освещении плохо, но видят, а в сумерках ничего не видят, кроме огоньков). Это приводит к ухудшению зрительного восприятия и трудностям передвижения в темное время суток, при плохом освещении, в пасмурную погоду.

Следует отметить, что большинство инвалидов по зрению имеют монокулярное зрение (то есть у них либо видит только один глаз, либо один глаз видит лучше другого), которое не позволяет им точно оценить расстояние до и между предметами, видеть рельеф поверхности так, как это происходит при нормальном зрении. При таком зрении, даже если человек хорошо видит косяки дверей, при быстром перемещении он ударяется о них, если забывает подстраховаться, прикоснувшись рукой.

Организуя мероприятия, в которых будут принимать участие обучающиеся с нарушением зрения необходимо понимать, что нарушения зрения затрудняют получение информации, самостоятельного перемещения. В тоже время использование современных компьютерных технологий и средств передвижения (программ невизуального доступа, тактильных приставок к компьютеру, трости и т.д.) позволяет людям с нарушениями зрения вести активную жизнь, самостоятельно передвигаться.

В качестве обязательных условий при проведении мероприятий, в которых участвуют обучающиеся с нарушением зрения, должна быть обеспечена доступность информации, например, словесные пояснения (тифлокомментирвание). Причем эти пояснения необходимы не только слепым, но и слабовидящим, поскольку при нарушениях зрения человек часто неправильно воспринимает изображения, видеоматериалы, а тотально слепые знают об объекте или явлении лишь то, что рассказали сопровождающие их люди с нормальным зрением. Выпадение отдельных (особенно мелких) деталей приводит к неправильному толкованию событий, поступков, действий. Для облегчения ориентировки в пространстве слепым нужны предметы и объекты для осязательного обследования. Осязательное обследование объекта для слепых приравнивается к рассмотрению. Именно поэтому не следует ориентироваться только на сообщение словесной информации при проведении мероприятий, обсуждений, а необходимо продумать, что можно предложить для осязательного обследования, не полагаясь только на словесную информацию.

Особое внимание необходимо уделять оформлению текстового материала, предназначенного для детей с нарушением зрения. Например, объявлений и презентаций. Обучающихся с нарушениями зрения, у которых есть форменное зрение, могут с помощью своих оптических средств (бинокли, монокли) видеть то, что изображено на фотографиях и слайдах. При предоставлении печатного текста необходимо использовать наиболее комфортный для зрительного восприятия шрифт без засечек (например, полужирный шрифт Аrial). Чтение наиболее часто употребляемого шрифта Times New Roman вызывает большие трудности. Чередование тонких и жирных линий у многих инвалидов вызывает головокружение. При подготовке презентаций на слайдах следует учитывать трудности обучающихся с нарушениями зрения при восприятии слайдов с различными цветовыми и анимационными эффектами, а также слайдов с большим количеством картинок на одном слайде, мелкими деталями в иллюстрациях. Такого рода презентации также могут вызвать у людей с нарушениями зрения головокружение и даже тошноту.

При подготовке материалов и невозможности соблюдения требований к оформлению слайдов, показу видеофрагментов для обучающихся с нарушением зрения следует обеспечить доступные для зрительного восприятия раздаточные материалы (шрифт, контрастный цвет), предусмотреть словесное описание тех материалов, которые будут недоступны для зрительного восприятия обучающегося. Для тех детей, которым даже при использовании оптических средств является недоступным восприятие текстовых материалов должны быть подготовлены материалы, выполненные точечно-рельефным шрифтом Брайля.

При проведении инструктажа сотрудников и волонтеров мероприятия, членов жюри и др. следует обратить внимание на своеобразное поведение инвалидов по зрению, вызванное необходимостью дополнить картину видимого. Например, при выпадении полей зрения,  обучающийся вынужден двигать головой вправо-влево, вверх-вниз часто для того, чтобы увидеть весь объем информации.  Со стороны такое поведение часто воспринимается как «странное», «ненормальное». При общении и взаимодействии с людьми у обучающихся с инвалидностью по зрению часто отсутствует поворот головы в сторону собеседника. Это связано с тем, что мимика и пантомимика формируются в раннем детстве по подражанию взрослым. Причиной этого является то, что дети, имеющие врожденные нарушения зрения или потерявшие зрение в раннем возрасте не имели возможности видеть лица и жесты других людей в ходе общения, наблюдать образцы взаимодействия, то они не могут переносить увиденные образцы в процесс своей коммуникации.

При общении и взаимодействия с обучающимися с нарушениями зрения следует:

– Всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих.

– При желании пожать руку инвалиду по зрению, необходимо сообщить ему об этом.

– При обсуждении какого-либо предмета, картины, которые недоступны для зрительного восприятия их следует словесно описать.

– При общении с человеком с инвалидностью по зрению следует обращаться непосредственно к нему самому, а не к его сопровождающему.

– Не следует навязывать свою помощь, покровительство, открыто сострадать и выказывать чувство жалости. Это неуместно.

– Наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.

– При подписании каких-либо бумаг не следует заменять их чтение пересказом. Следует обязательно проинформировать человека о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Наличие нарушения зрения не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.

– Во время приема пищи за столом надо обеспечить безопасное место, чтобы незрячий (ребенок, подросток) не облился кипятком, то есть надо предусмотреть, чтобы инвалид по зрению при тесноте не опрокинул чайник, посуду, блюдо с угощением. Так же следует помнить, что инвалид по зрению, как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любить каких-либо блюд, поэтому не следует ничего класть в его тарелку, не предупредив его об этом.

– В малознакомом месте не следует оставлять незрячего человека без предупреждения, отойдя даже на небольшое расстояние. Если требуется отлучиться, то необходимо оставить слепого человека возле какого-нибудь ориентира (столб, стена, дерево, мебель и т.д.). Это место должно быть безопасным.

– При передвижении необходимо четко сообщить о месте и цели перемещения. Категорически нельзя «хватать» человека с нарушением зрения и тащить его за собой.

– При сопровождении слепого человека необходимо уточнить, с какой стороны от сопровождающего ему комфортнее идти. Как правило, человек, пользующийся тростью, наверняка предпочтет держаться за сопровождающего ведущей рукой (если он правша, то, скорее всего, предпочтет находиться с левой стороны, а если левша, то справа). Если же человек использует трость, то он держит ее в ведущей руке, а за сопровождающего будет держаться свободной. При сопровождении не следует стискивать руку человека с нарушением зрения. При совершении резких остановок, резких разворотов необходимо объяснить ему их причину. Повороты предпочтительнее совершать под прямым углом и избегать по возможности плавных, закругленных поворотов. В процессе передвижения следует сообщать человеку с нарушением зрения только действительно важные, интересные или опасные объекты, обращать внимание на те участки маршрута, которые помогут ему в самостоятельном передвижении. Кроме того важно информировать его о рельефе поверхности, поворотах, постоянных шумам (звук трансформаторной будки, вывески магазина и т. д.), которые в дальнейшем также помогут ему при самостоятельном передвижении. Нет необходимости сообщать человеку о незначительных объектах и отвлекать от самого маршрута. При выборе скорости передвижения необходимо ориентироваться на человека с нарушением зрения. Для плохо видящих людей можно фотографировать в зоопарке зверей, в ботаническом саду цветы, а потом рассматривать с ними эти фотографии на большом экране монитора или телевизора.

 

Обучающиеся с нарушениями слуха

Нарушение слуха - полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Если у человека имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха – относят к глухим.

Глухие имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным и без специальной систематической психолого-педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация.

Слабослышащие дети – дети, имеющие стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

Понижение слуха может быть выражено в различной степени – от небольшого нарушения восприятии шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При нарушении слуха у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остаётся возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искажённым составом слов.

Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которые зависят от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития. Многие слабослышащие обучающиеся не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз.

С учётом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжёлое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие фразы, неправильное построение фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, владеющие развёрнутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

При обеспечении участия обучающихся с нарушениями слуха в мероприятиях необходимо помнить, что для них очень важен визуальный контакт, то есть контакт «глаза – в глаза». При утрате зрительного контакта, отведении глаз собеседником в сторону у глухого человека может сложиться ощущение о нежелании собеседника продолжать общение, об его обиде или пренебрежении. В ходе общения следует говорить спокойно и четко, короткими, простыми фразами. Не следует кричать и очень повышать голос при разговоре, поскольку крик искажает артикуляцию, а у человека со слуховым аппаратом могут возникнуть даже болевые ощущения. Также лицо при этом может выглядеть сердитым, что помешает глухому правильно понять мимику собеседника. В ходе беседы не следует прикрывать лицо и рот руками, чтобы глухой человек смог видеть артикуляцию. Лицо должно быть хорошо освещено. При просьбе со стороны человека с нарушением слуха что-то повторить, необходимо попробовать перефразировать фразу, использовать невербальные средства коммуникации. По ходу общения следует уточнять понимание слов говорящего со стороны человека с нарушением слуха. При возникновении трудностей можно прибегнуть к написанию того, что планировалось сообщить. К письменной речи необходимо прибегать и при сообщении информации, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин или адрес. Для переписки можно воспользоваться не только карандашом и блокнотом, но и мобильным телефоном, планшетом и т.п. При общении с глухим через сурдопереводчика следует обращаться непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не стоит вовлекать в беседу самого переводчика или вообще переключаться на него. Необходимо избегать таких фраз, обращенных к переводчику по отношению к глухому человеку: «Скажите ему», «Я вам расскажу, Вы потом переведете». При привлечении внимания глухих следует помнить о том, что безрезультатно кричать глухому «Вернись» или звать по имени. Для привлечения внимания можно использовать махание рукой, но не близко перед лицом. Широкие взмахи рукой хорошо видны издалека. У глухих (точнее, пользователей жестового языка) развито периферийное зрение, поэтому движения руками им легко заметить. Всем глухим важны тактильные ощущения и чувствительность к ним у них повышена. Также как правило у глухих развита светочувствительность, поэтому в темноте они замечают даже малейшие отблески света. Для привлечения внимания на расстоянии можно также помигать светом в помещении или мобильным телефоном (т.е. включить – выключить). Можно топнуть несколько раз по полу в помещении, ударить пару раз по предмету (например, по столу) – вибрация будет передаваться через костную проводимость. Если глухой находится очень далеко, можно попросить другого человека привлечь его внимание. Если глухой находится близко, но не смотрит в сторону говорящего, не нужно «нападать» на него сзади, надо просто дотронуться до его плеча или руки выше локтя, похлопать по плечу, руке. Глухие обычно предупреждают собеседника, что им нужно отойти куда-либо, поэтому, естественно, ждут этого от слышащего собеседника. Важно также сообщать информацию внешних звуках, которые влияют на ситуацию общения – звук сирены за окном, фоновые звуко- и видеотрансляции и т.п. При общении со слабослышащим человеком, имеющим еще нарушения зрения, следует позаботиться об удобном месте без посторонних шумов, криков, сигналов и стука. Важно определить, с какой стороны собеседник лучше слышит и при какой громкости со слуховым аппаратом удобно вести диалог.

Когда глухой задает вопрос, не нужно давать уклончивые ответы, «ходя вокруг да около» – дайте четкий ответ. Но когда глухой просит рассказать о каком-то событии, он ожидает услышать подробный рассказ, а не несколько слов-отговорок.

 

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Выделяют следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

  1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
  2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз.
  3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета; системные заболевания скелета, хондродистрофия, рахит.

У людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5—7% детей. Основную массу среди них (89%) составляют дети с детским церебральным параличом (далее - ДЦП).

Нарушения опорно-двигательного аппарата — это очень разнородная группа и при обеспечении их участия в мероприятии это следует учитывать.

При общении с человеком на коляске необходимо постараться сделать так, чтобы, глаза собеседника находились с его глазами на одном уровне. Это связано с тем, что человек на коляске по расположению относительно окружающих его людей всегда ниже, то есть он часто ощущает на себе «поверхностное», «снисходительное» отношение. При общении обращайтесь не к сопровождающему человека на коляске, а к нему самому. В ходе общения необходимо помнить, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека и не следует на нее облокачиваться, передвигать без спроса, толкать, касаться, держаться за коляску, ставить на нее ногу, раскачивать, пытаться куда-либо его подвезти. Не следует также хлопать, человека, находящегося в инвалидной коляске по спине и плечу. При организации сопровождения следует уточнить, какая помощь требуется и не навязывать ее. Также следует уточнить, как необходимо двигать коляску. Передвигайте коляску медленно. Если человек на коляске упал, то не следует поднимать его самостоятельно необходимо позвать на помощь.

При взаимодействии с человеком с непроизвольными движениями тела и конечностей, которые свойственны людям с детским церебральным параличом, не следует обращать внимание на непроизвольные движения и не отвлекаться на них в ходе общения. При необходимости окажите помощь обучающемуся с ДЦП при приеме пищи (подобрать сервировку, необходимую посуду, приспособления), в магазине (достать кошелек, открыть сумку) и т.д. При оказании помощи не следует проявлять навязчивость и привлекать всеобщее внимание, поскольку это может вызвать неловкость.

При проведении мероприятий следует продумать места, где будет сидеть человек, имеющий непроизвольные движения, чтобы его движения не мешали другим людям. При наличии трудностей речевого общения у людей с ДЦП следует проявить во взаимодействии с ними терпения и не перебивать, не поправлять их. Не следует пытаться ускорить разговор и договорить слово за собеседника. В ходе общения поддерживайте визуальный контакт и не отводите взгляд от собеседника. При возникновении трудностей восприятия речи собеседника с ДЦП не следует бояться переспросить или уточнить информацию. В случае необходимости можно предложить использовать другой способ коммуникации. Не следует трогать голосовые приспособления, поскольку это личная собственность человека.

 

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Аутистические расстройства – очень полиморфная группа нарушений, и проявления данного расстройства могут быть совершенно различными. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей: трудности при установлении и поддержании социального взаимодействия. Обучающимся, страдающим аутизмом, легче поддерживать отношения с человеком на основе своих собственных интересов и любимых тем, чем слушать «чужое».

Характерными для обучающихся с РАС являются выраженный дискомфорт при неожиданных изменениях, отмене запланированных событий, изменении привычного графика и т.д., трудности понимания тонкостей и нюансов человеческих отношений, чувств, душевной жизни как своей собственной, так и другого человека, юмора, метафорических выражений, абстрактных понятий.

Обучающиеся с РАС, как правило, очень благодарны за любое доброжелательное внимание к себе, открыты, искренни, бесхитростны. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость.