28 сентября в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования состоялось общественное обсуждение раздела «Качество жизни детей с ОВЗ, детей-инвалидов» проекта плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года. В мероприятии, проведенном по инициативе Министерства просвещения РФ, приняли участие представители федеральных органов государственной власти, руководители профильных федеральных ресурсных центров и общественных организаций, а также фондов, союзов и ассоциаций.
Обращаясь с приветственным словом к участникам мероприятия, заместитель Министра просвещения РФ Д.Е. Грибов отметил важность встречи в связи с необходимостью подготовки мероприятий на последующий период реализации плана. Он проинформировал собравшихся об итогах предварительной работы по данному вопросу, проделанной в регионах России, и в Министерстве просвещения, особо подчеркнув необходимость комплексного подхода к разработке предлагаемых мер.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты детей – начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Минпросвещения России Ю.М. Сачко обратила внимание на потребность в тщательном анализе качественного наполнения раздела этого документа с учетом двух моментов: качества жизни детей с ОВЗ и детей-инвалидов и межведомственного характера реализации плана. Всего в плане 8 разделов, в профильном разделе, посвященном детям с ОВЗ, 16 мероприятий, подчеркнула Юлия Михайловна, и также ознакомила участников обсуждения с их основными характеристиками.
В свою очередь директор Департамента государственной политики в сфере защиты детей Л.П. Фальковская отметила, что сегодня важно, с одной стороны, провести анализ проделанной работы и, с другой, выделить первоочередные ключевые задачи, сделав это в рамках активного, совместного, межведомственного взаимодействия. От детальной проработки будет зависеть эффективность и качество конечного результата, заявила она.
Федеральные министерства сегодня работают в плотном взаимодействии, отметил директор Департамента по делам инвалидов Минтруда России Д.В. Лигомина. «Наша задача заключалась в том, чтобы учесть в предлагаемых мероприятиях всю специфику российского законодательства, а также гармонизировать перечень мероприятий с финансовыми возможностями ведомства». Он также сделал акцент на реализацию ряда программ, связанных с людьми с ОВЗ, в частности, «Доступная среда» и др.
Заместитель директора Департамента медпомощи детям и службы родовспоможения Минздрава России О.В. Чумакова обратила внимание на важность мероприятий, направленных на профилактику инвалидности и оказание помощи детям-инвалидам. Она также отметила, что с 2021 года Минздрав начинает в регионах широкий спектр мероприятий по реабилитации, а также будет развивать систему дистанционной помощи, в том числе детям-инвалидам. «Первый опыт такого рода получен в Москве, и его надо транслировать в регионы». Ольга Васильевна также заявила о необходимости обучения родителей, имеющих детей-инвалидов, в рамках комплексного подхода совместно со специалистами-педагогами и учеными.
Начальник отдела адаптивной физкультуры и спорта Минспорта России С.В. Нестеров рассказал участникам обсуждения о взаимодействии с Олимпийским и Паралимпийским комитетами России и выразил надежду на тесное сотрудничество с общественными организациями. В свою очередь председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, М.В. Гордеева отметила высокий уровень открытости при разработке и обсуждении плана, его явные позитивные отличия от предыдущих документов. «Обозначены важные задачи - комплексность, доступность и непрерывность услуг. Учтены вопросы профилактики, комплексность и поддержка родительского сообщества».
Проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор отметил важность изменения тенденций в социальной политике в части инклюзивной составляющей жизни, отразившихся в плане мероприятий. Предлагаемый документ с точки зрения управленческих решений является эффективным. Он предложил ввести в другие разделы плана определенные маркеры, которые отсылали бы к разделу, связанному с детьми с ОВЗ, что позволит гармонизировать нормы и подходы в целом. Виталий Зорахович также выдвинул ряд предложений, касающихся подготовки педагогов-дефектологов, в которых остро нуждается система образования и общество. А директор ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС А.В. Хаустов обратил внимание на важность разработки и апробации методов диагностики детей с РАС, а также наличие моделей образования, имеющих необходимые показатели эффективности.
Председатель совета ВОРДИ Е.Ю. Клочко отметила актуальность самого полного учета в плане интересов семей с детьми-инвалидами по максимально возможному количеству параметров, а также обратить самое пристальное внимание на оказание ранней помощи и усилить эффект взаимодействия с научными учреждениями, в том числе ИКП РАО.
В заключение модератор встречи, директор ИКП РАО Т.А. Соловьева выразила надежду, что сегодняшняя дискуссия послужит толчком к самому широкому общественному обсуждению данного вопроса всеми заинтересованными сторонами и предоставлению предложений для корректировки и совершенствования раздела «Качество жизни детей с ОВЗ, детей-инвалидов» проекта плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года.