18 сентября 2020 года состоялась экспертная сессия с Институтом коррекционной педагогики РАО «Перспективные направления образования детей с ОВЗ, инвалидностью». Это мероприятие стало одним из центральных событий в рамках форума «Дни образования на Алтае», проходившего 14-18 сентября на единой интерактивной площадке. Форум был организован Министерством образования и науки Алтайского края при поддержке Московского международного салона образования.

В работе экспертной сессии «Перспективные направления образования детей с ОВЗ, инвалидностью» приняли участие заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, д.психол.н. Н.В. Бабкина (модератор), заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, к.п.н. Е.Л. Ворошилова, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом, д.псхол.н. И.А. Костин, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, к.п.н., Е.З. Яхнина и старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, к.п.н. Е.А. Иванова, выступившие в качестве спикеров.

Экспертная сессия прошла в режиме онлайн-трансляции.

«В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО реализуется ряд масштабных проектов, в результатах которых заинтересованы руководители образования, педагоги, родители детей, представители высшей школы», – отметила в начале своего выступления Н.В. Бабкина. Наталия Викторовна обозначила предмет профессионально-общественного обсуждения и круг рассматриваемых вопросов: актуальные проблемы обучения детей разных нозологических групп в основной школе, профессиональная подготовка лиц с ОВЗ и инвалидностью, особенности организации обучения в режиме удаленного доступа.

Модератор сессии, обращаясь к участникам из более чем 50 регионов, подчеркнула: «Мы с вами являемся свидетелями и участниками поистине исторического события. В настоящее время впервые в истории специального образования разрабатываются дифференцированные адаптированные образовательные программы основного общего образования, в том числе и для обучающихся с ЗПР, для которых до сих пор вообще не существовало специальных программ для 5–9 классов».

Наталия Викторовна Бабкина познакомила участников экспертной сессии с ходом разработки проекта адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, принципами и подходами к формированию АООП ООО обучающихся с ЗПР, особенностями построения содержания образовательной программы и оценки предметных результатов ее освоения. Она подчеркнула, что «даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе, дети с ЗПР продолжают испытывать затруднения в учебной деятельности, обусловленные специфическими проявлениями данного вида психического дизонтогенеза, и поэтому нуждаются в создании специальных образовательных условий, соответствующих их особым образовательным потребностям на уровне основного общего образования».

Говоря о сроках освоения АООП ООО ЗПР, а это 5 лет (5–9 класс без пролонгации), Н.В. Бабкина отметила, что для детей с ЗПР, которым уже было пролонгировано обучение на уровне НОО, на уровне ООО пролонгации не предусматривается. «Сроки обучения периода начального общего и основного общего уровней образования составляют 10 лет. Для подростков с ЗПР очень важны освоение жизненных навыков, расширение жизненной компетенции и в итоге приобретение профессии. Поэтому обучать их еще на год дольше, вместо того чтобы предоставить возможность своевременно перейти к получению среднего профессионального образования, мы считаем нецелесообразным».

Отдельное внимание Н.В. Бабкина уделила коррекционным курсам, адресованным обучающимся с ЗПР, подчеркнув их преемственность с коррекционно-развивающей областью на уровне начального общего образования, роль в коррекции нарушений развития и социальной адаптации подростков с ЗПР, формировании личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы. Эти курсы, имея модульную структуру, позволяют учитывать диапазон различий внутри данной нозологической группы и осуществлять дифференцированный подход к решению коррекционно-образовательных задач на уровне основного общего образования.

Выступление Елены Захаровны Яхниной было посвящено актуальным вопросам проектирования и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей. Спикером были проанализированы три варианта АООП ООО обучающихся с нарушениями слуха, специальные условия их реализации. Особое внимание было уделено вопросам разработки учебных планов при проектировании АООП ООО (варианты 1.2 и 2.2). В выступлении были раскрыты задачи и содержание специального предмета «Развитие речи», включенного в образовательную область «Филология», и обязательных специальных занятий по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Развитие учебно-познавательной деятельности», показана их значимость для достижения планируемых результатов АООП ООО.

Елена Леонидовна Ворошилова сосредоточила внимание участников форума на нормативно-правовых аспектах профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью. В своем выступлении она отметила, что стратегия развития системы образования нацелена на воспитание активной, самостоятельной личности, ориентированной на развитие собственного потенциала в различных сферах деятельности, в том числе в области реализации карьерных устремлений.

Елена Леонидовна особо подчеркнула, что нормативно-правовые акты, принятые в Российской Федерации, содержат ключевые идеи Конвенции о правах инвалидов и Конвенции №142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» и регламентируют деятельность всех участников системы профориентации: органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, социальной защиты, труда и занятости населения, охраны здоровья, их подведомственных организаций, а также организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости граждан, в том числе общественных объединений инвалидов.

Одним из условий успешного функционирования системы реализации карьерных устремлений людей с ОВЗ и инвалидностью, по мнению Е.Л. Ворошиловой, является обеспечение межведомственного взаимодействия. На решение данных вопросов направлен регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их трудоустройству. ФГБНУ «ИКП РАО» принимает активное участие в подготовке предложений для этого регламента.

Продолжая тему профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью, Игорь Анатольевич Костин раскрыл способы помощи молодым людям с РАС в трудоустройстве и в адаптации на рабочем месте. В его сообщении было отмечено, что большое значение для успешного трудоустройства человека с РАС имеет предварительное формирование у него ряда важных социальных представлений: о цели пребывания на работе, о круге служебных обязанностей, об отношениях субординации и подчинения, об установлении психологической дистанции и рабочих отношений с сослуживцами и т.д. Такая работа необходима в силу фрагментарных, зачастую неполных представлений о мире социальных отношений у молодых людей с РАС, из-за характерных для них социальной наивности, неуместной открытости, несоблюдения психологической дистанции и других трудностей социального развития. Были обозначены также способы адаптации среды на рабочем месте, помогающие работнику с аутизмом быть более успешным и продуктивным в труде. В частности, к ним относятся предсказуемый и ритмичный уклад рабочего дня, сенсорно и эмоционально спокойная обстановка, четкая и доброжелательная обратная связь о выполнении им служебных обязанностей. И.А. Костин подчеркнул ключевую роль фигуры индивидуального наставника (мастера), помогающего сотруднику с РАС, прежде всего на этапе адаптации к рабочему месту.

Екатерина Александровна Иванова в своем выступлении затронула вопросы обучения детей в режиме удаленного доступа, отметив основные проблемы, с которыми сталкиваются слепые и слабовидящие обучающиеся, их педагоги и родители. Спикер подчеркнула, что реализация обучения детей с нарушениями зрения в режиме удаленного доступа требует обязательного соблюдения рекомендаций по организации рабочего места слепого и слабовидящего школьника, а также предполагает строгий отбор форм удаленного обучения, режимов педагогического сопровождения этого процесса и инструментов регламентации взаимодействия учеников, педагогов и родителей. Она обратила особое внимание на то, что для детей с глубокими нарушениями зрения наиболее доступным является формат дистанционного обучения, тогда как использование формата электронного обучения для этих школьников сопряжено с значительными трудностями организационно-технического характера.

В процессе экспертной сессии спикеры ответили на поступившие вопросы, а в заключение пригласили представителей педагогического сообщества, специалистов, родителей активно использовать ресурсы ИКП РАО для получения актуальной информации и участия в различных онлайн-проектах.

Скачать презентации