ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерная тематика лекций и семинаров по профориентации
1.Труд и его роль в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья
2.Трудовые обязанности ребенка в школе и дома.
3.Как помочь ребенку определиться в мире профессий
4.Формирование санитарно-гигиенических навыков – важнейший этап в становлении профориентационных интересов и формирования профессионально-трудовых навыков у обучающихся с ОВЗ
5.Как приучать ребенка к выполнению домашних обязанностей
- Что такое профориентационная диагностика и для чего необходимо ее проходить
7.Социализация и профориентация – важнейшие составляющие будущего жизнеустройства ребенка с ОВЗ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этапы становления профориентационных интересов и формирования профессионально-трудовых навыков у обучающихся с ОВЗ без интеллектуальных нарушений:
- пропедевтический этап (дошкольный возраст): формирование навыков самообслуживания; включение ребенка в процесс трудовых операций по отношению к себе, это - труд, направленный на себя;
- начальное трудовое воспитание (младший школьный возраст: 1 - 4 классы): совместно разделенный (с взрослым, сверстниками) общественно значимый труд в коллективе, знакомство с различными видами труда и профессиями;
- общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5 - 9 классы): формирование устойчивой мотивации и осознанной потребности к овладению навыками и умениями по определенному виду труда, профессии; формирование и закрепление общетрудовых навыков и умений по определенным видам труда;
- допрофессиональная подготовка (10 - 11 классы): формирование элементарных теоретических и практических знаний, начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии);
- среднее профессиональное образование (для обучающихся с ОВЗ без интеллектуальных нарушений): формирование мотивации на поступление в организацию среднего профессионального образования (СПО) и получение среднего профессионального образования; овладение определенной профессией в соответствии с психофизическими возможностями на уровне установленной квалификации; развитие представлений о профессиональной карьере; формирование навыков конструктивного общения в трудовом коллективе; достижение финансовой независимости, решение творческих целей и задач;
- высшее образование (для обучающихся с ОВЗ без интеллектуальных нарушений): формирование мотивации на поступление и получение высшего образования (ВО), получение теоретических знаний и профессионально-практических навыков в области конкретной профессии на уровне высшего образования; личностная самореализация, достижение финансовой независимости, решение творческих целей и задач.
Этапы становления профориентационных интересов и формирования профессионально-трудовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями):
- пропедевтический этап (дошкольный возраст): формирование навыков самообслуживания; включение ребенка в процесс трудовых операций по отношению к себе, это - труд, направленный на себя;
- начальное трудовое воспитание (младший школьный возраст: 1 - 4 классы): совместно разделенный (с взрослым, сверстниками) общественно значимый труд в коллективе, знакомство с различными видами труда и профессиями;
- общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5 - 9 классы): формирование устойчивой мотивации и осознанной потребности к овладению навыками и умениями по определенному виду труда, профессии; формирование и закрепление общетрудовых навыков и умений по определенным видам труда;
- допрофессиональная подготовка (10 - 11 классы): формирование элементарных теоретических и практических знаний, начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии);
- профессиональное обучение: овладение рабочей профессией (полностью/частично в совместном труде с сопровождающим/мастером, наставником).