Введение
В учебном пособии раскрываются особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи или относящимися в группе риска. Пособие адресовано педагогам, работающим с обучающимися с ТНР, а также студентам дефектологических факультетов образовательных организаций высшего профессионального образования.
Одной из ключевых задач современной системы образования в научно-педагогическом и управленческом плане составляет обеспечение оптимальных условий для раскрытия образовательного потенциала каждого ребенка.
В отношении обучающихся с ТНР необходимым условием реализации образовательных программ является организация психолого-педагогического сопровождения как обязательного компонента образовательного процесса. В данном пособии с позиции актуальных законодательных и нормативно-правовых актов, научных представлений в области работы с детьми с ТНР обобщен многолетний опыт авторов по организации психолого-педагогического сопровождения данных обучающихся.
Концептуальную основу пособия составило понимание психолого-педагогического сопровождения как комплекса специальных условий необходимых и достаточных для максимальной реализации образовательных возможностей детей с ТНР.
Пособие построено с учетом возрастных этапов развития детей в онтогенезе и разделено на 2 смысловые части. Первая - глава 1 - касается описания концептуальных аспектов понятия «психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи».
Вторая - главы 2-4 - содержат непосредственное описание основ, принципов и содержания процесса психолого-педагогического сопровождения на различных возрастных этапах. В каждой из трех глав представлена характеристика основных особенностей и особых образовательных потребностей детей с ТНР разного возраста (от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 11 лет), а также описание специальных условий психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР соответствующей возрастной группы.
Поскольку пособие предназначено для широкого круга читателей, то в каждой главе пособия представлена краткая историческая справка, раскрывающая методологические основания, отражающие эволюцию современного понимания процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР.
В приложениях пособия помещены различные материалы, позволяющие расширить представления о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ТНР, а также краткий тезаурус, охватывающий понятия и термины, используемые в данном пособии и значимые для понимания сущности рассматриваемого вопроса.
Методическое пособие будет полезно педагогам, работающим по адаптированным образовательным программам для детей с ТНР, а также студентам дефектологических факультетов образовательных организаций высшего профессионального образования.