Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи

 

Реализация психолого-педагогического сопровождения – неотъемлемый элемент современного образовательного процесса.

Толковый словарь Д. Н. Ушакова дает следующее определение понятия «сопровождать»: идти, следовать рядом, вместе с кем-нибудь.

Само понятие «сопровождение» предполагает наличие трех взаимосвязанных элементов: путника, путь и сопровождающего, который идет рядом с путником, поддерживает его в трудных жизненных ситуациях (Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова).

Таким образом, в данное понятие закладываются такие составляющие как: совместные действия сопровождающего и сопровождаемого, наличие между ними различных связей и отношений, наличие взаимодействия участников процесса сопровождения.

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» является одной из значимых составляющих понятия «сопровождение». Последнее, исходя из ведущих аспектов деятельности субъектов образования, включает в себя: психолого-педагогическое (Е.А. Бауэр, А.В. Малышев и др.), медико-педагогическое (А.В. Шишова и др.), валеолого-педагогическое (О.А. Власова и др.) и социально-педагогическое сопровождение (Н.В. Савицкая, Е.В. Гутман и др.), т.е. рассматривается с тех или иных позиций.

Также выделяются следующие разновидности сопровождения обучающихся (по Е.В. Коротаевой):

  • с точки зрения готовности (мотивированности) субъектов образовательного процесса к контакту: добровольное и вынужденное;
  • по характеру протекания процесса: запланированное и импровизационное;
  • по длительности контакта: долговременное и кратковременное;
  • по характеру включенности субъектов: очное и заочное;
  • с точки зрения достижения намеченной цели: продуктивное и не соответствующее ожиданиям сторон.

На современном этапе имеется описание методологических основ, принципов и содержания процесса сопровождения дошкольников (Л.В. Трубайчук и др., 2014 г), в том числе, предлагаются методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования (С.Г. Щербак, 2016 г.), представлены основные подходы к моделированию психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательной школе (С.В. Алехина, М.М.Семаго и др., 2012 г.).

В наиболее обобщенном виде идея психолого-педагогического сопровождения освещена в учебном пособии К.В. Адушкиной и О.В. Лозгачевой «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования» (2017 г.). Опираясь на исследования предшественников (М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газман, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, А.И. Красило, В.Е. Летуновой, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрик, С.Д. Полякова, М.И. Роговцевой, М.М. Семаго, Н.Ю. Синягиной, В.И. Слободчикова, Ф.М. Фрумина, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицыной, И.С. Якиманской и др.), авторы затрагивают вопрос истории становления сопровождения в России, дают характеристику современных подходов к понятию «сопровождение», выделяют общие методологические основы психолого-педагогического сопровождения субъектов образования, его компоненты, модели и методику организации.

В теории и практике как дошкольного, так и школьного образования феномен психолого-педагогического сопровождения рассматривается в связи с различными видами помощи ребенку: с позиций его личностного и социального развития, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности, гендерных особенностей, семейного воспитания и т.д. В контексте темы данного пособия представляют особенный интерес немногочисленные на сегодняшний день исследования, посвященные вопросам организации и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР, включающего систематическое наблюдение за ходом развития ребенка, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу с социальным окружением, в которую интегрируется ребенок (Т.Н. Волковская,В.В.Ткачева).

Проанализировав имеющиеся на сегодняшний день исследования, мы пришли к выводу о том, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» является комплексным, многоаспектным.

1 аспект (ему посвящено большинство исследований, имеющихся на современном этапе). Психолого-педагогическое сопровождение = психологическое сопровождение: проблема психолого-педагогического сопровождения рассматривается, как правило, с позиции педагога-психолога и имеет целью осветить грамотную организацию психологического сопровождения обучающихся (А.П. Тряпицына, Р.В. Овчарова, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, К.В. Педько, И.А. Липский и др.).

2 аспект. Психолого-педагогическое сопровождение/сопровождение = организация взаимодействия (сотрудничества) всех членов команды, обеспечивающей сопровождение обучающегося, направленное на его защиту, поддержку, помощь в решении проблем (Е.А. Ямбург, С.Д. Забрамная).

3 аспект. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья = форма/система/организация профессиональной деятельности, обеспечивающей создание специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (С.В. Алехина, М.М. Семаго, С.Г. Щербак, И.Ю.Левченко, И.И. Мамайчук, Е.И. Казакова и др.).

С нашей точки зрения, данное понятие в более широком смысле (вслед за О.С. Газманом) можно определить как особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации, в более узком смысле – как концептуальный подход к организации работы с обучающимися. В рамках данного подхода сопровождение может рассматриваться, с одной стороны, как процесс взаимодействия, сотрудничества субъектов образовательного процесса[1], с другой стороны, как форма профессиональной деятельности, обеспечивающие создание системы специальных условий, направленных на защиту, поддержку ребенка, помощь в решении проблем нормотипичных детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Данная формулировка – попытка обобщить имеющееся на сегодняшний день множество определений понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Анализ существующих подходов к изучению рассматриваемого феномена, различных классификаций данных подходов, позволил нам выделить 3 основных аспекта изучения рассматриваемого феномена.

Цель данного пособия – дать краткое описание психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР (ФФН, ОНР, заикание)[2] как форма/система/организация профессиональной деятельности, обеспечивающей создание специальных образовательных условий для детей с ТНР.

При изучении данного вопроса мы опирались на существующую на современном этапе нормативно-правовую базу, и, в первую очередь, на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. Декабря 2012 года №  273-ФЗ  (далее – Закон «Об образовании»), который гласит, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь «…оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации…» (статья 42).

Согласно статье 79 Закона «Об образовании» условия организации обучения и воспитания и содержание образования обучающихся с ОВЗ, (в том числе, детей с ТНР), определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП, создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно статье 42 Закона «Об образовании» помощь организациям, ведущим образовательную деятельность, по вопросам обучения и воспитания обучающихся, реализации основных общеобразовательных программ, оказывается Центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Учредителями данных Центров являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. На базе таких центров могут быть созданы психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), осуществляющие следующие функции: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей; подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям с особенностями в развитии; подтверждение, изменение или уточнение данных ранее рекомендаций.

Таким образом, психолого-педагогическое  сопровождение ребенка с тяжелыми нарушениями речи в образовательных организациях осуществляется  в условиях  сотрудничества всех участников образовательного и воспитательного процессов: специалистов ППМС-центров, Психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), Психолого-педагогических консилиумов, создаваемых внутри образовательных учреждений (ППк), администрации образовательного учреждения, воспитателей/учителей, профильных специалистов образовательного учреждения (психолога, логопеда, дефектолога), самого ребенка и его родителей.

Основные функции, выполняемые специалистами психолого-педагогического сопровождения представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Функции, выполняемые специалистами психолого-педагогического сопровождения.

Информационная Координационная Диагностическая Профилактическая Коррекционно-развивающая Поддерживающая
 

функции обеспечивают:

 

просветительскую работу, открытость сопровождения для всех участников образовательного процесса согласованность действий всех участников сопровождения комплексное изучение актуального уровня развития ребенка,

мониторинг достижений ребенка

предупреждение отсроченных проявлений речевых нарушений и вторичных отклонений в развитии ребенка формирование, развитие и коррекцию речи,

коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, социальную адаптацию ребенка

сохранение и укрепление здоровья, поддержку эмоционального благополучия ребенка, помощь обучающимся в профориентации

 

Перечисленные функции реализуются в разной степени на различных этапах психолого-педагогического сопровождения.

Условно можно выделить следующие этапы взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР:

- Подготовительный (диагностико-поисковый) этап. На данном этапе организуется всестороннее диагностическое (в том числе, логопедическое) обследование ребенка. Подготовительный этап включает сопровождение детей к представлению на ПМПК и/или ППк (в том числе, консультирование родителей по сбору необходимой документации). Специалистами психолого-педагогического сопровождения осуществляется изучение анамнеза психо-физического развития детей, медицинской документации, характеристик общего и речевого развития ребенка, данных воспитателями/учителями, изучение информации о ребенке и его семье, полученной от родителей ребенка в результате беседы, анкетирования.

На заседаниях ПМПК и/или ППк осуществляется анализ уровня актуального развития ребенка и разрабатываются рекомендации, направленные на определение специальных условий для получения им образования (индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с нарушенной речью или имеющего риск возникновения нарушений речи). По результатам обследования проводится консультирование родителей и педагогов, работающих с ребенком (в частности, предоставляются рекомендации по дальнейшему наблюдению за психофизическим развитием ребенка, организации социокультурной среды, речевой практики детей и родителей и т.д.). Далее специалистами сопровождения (учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями/учителями) определяются направления помощи ребенку и зоны взаимодействия. При определении варианта рабочей программы ребенка с ТНР заключение выносится коллегиально, однако ведущей в данном случае будет роль учителя-логопеда.

Согласно Примерному положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 6 августа 2020 г. «списочный состав обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк» (…; с. 3).

Логопедическое обследование в общеобразовательных учреждениях проводится не менее двух раз в год - в качестве входной и контрольной диагностики.

- Основной (консультативно-деятельностный) этап.

На данном этапе обеспечивается специализированная помощь ребенку в соответствии с рекомендациями ПМПк и/или ППк, подбираются и используются наиболее эффективные технологии, методы и приемы работы с обучающимися. Специфика организации и содержания данного этапа психолого-педагогического сопровождения разных возрастных групп детей с ТНР будет представлена ниже, в главах 4-6.

- Аналитико-обобщающий (рефлексивный) этап.

В ходе этого этапа предусматривается:

  • оценивание результативности коррекционно-развивающей работы специалистов сопровождения и возможную корректировку выбора направлений, методов, технологий;
  • уточнение/корректировка логопедического заключения;
  • определение дальнейшего образовательного маршрута (через ПМПК);
  • рекомендации педагогам и родителям детей с ТНР по сопровождению ребенка в периоды пребывания ребенка вне образовательной организации, поступления в школу, обучения на дому и др.
  • проведение мониторинга динамики развития ребенка на основе реализации индивидуальных программ сопровождения, а также планирование перспектив работы на итоговом ПМПк и/или ППк.

Рассмотрение истории вопроса психолого-педагогического сопровождения, а также специфики содержания основного (консультативно-деятельностного) этапа психолого-педагогического сопровождения разных возрастных групп детей с ТНР представлено в 4-6 главах.

[1] В рамках модели «взрослый -  ребенок» такое взаимодействие рассматривается, в первую очередь, как психологическое сопровождение.

[2] Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия.

Общее недоразвитие речи - недостаточность всех компонентов речи на фонетическом, лексико-грамматическом, синтаксическом уровнях, которая отражается и на коммуникативном развитии ребенка с сохранным интеллектом и физическим слухом. Недостаточность может быть выражена в различной степени тяжести. Выделяется четыре уровня речевого развития.

Заикание - расстройство преимущественно коммуникативной функции речи, при котором говорящий испытывает специфические затруднения при произнесении слов, фраз в виде непреднамеренных остановок, повторов отдельных звуков, слогов, слов.