4. Особенности реализации коррекционного курса «Изучение рельефно-точечной системы Брайля»
в основной школе

Коррекционный курс «Изучение рельефно-точечной системы Л. Брайля» не является обязательным для слабовидящих обучающихся. Решение о необходимости его изучения принимается на основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации и врача офтальмолога с согласия или по желанию родителей (законных представителей) обучающегося. Рельефно-точечная система Л. Брайля используется только в рамках данного коррекционного курса, тогда как весь образовательный процесс базируется на использовании сохранных возможностей зрительного анализатора и плоскопечатного способа чтения и письма. В случае значительного снижения зрительных функций, которое влечет за собой невозможность обучения с использованием плоскопечатного шрифта, и наличия рекомендаций офтальмолога обучающийся полностью переводится на учебный план, предусмотренный  для слепых детей.

Целью коррекционного курса является овладении слабовидящими школьниками умениями и навыками чтения и письма по системе Л. Брайля.

Курс направлен на формирование следующих компенсаторных умений и навыков:

  • навыки использования тифлотехнических средств для чтения и письма по системе Брайля (письменный прибор, грифель, пишущая машинка, дисплей Брайля);
  • навыки восприятия и представления одной и той же буквы в двух вариантах (при письме и при чтении);
  • навыки чтения текста, напечатанного шрифтом Брайля;
  • навыки чтения письменного текста при помощи грифеля;
  • навыки письма при помощи шрифта Брайля;
  • навыки использования шрифта Брайля в различных видах деятельности.

Курс реализуется во внеурочное время в соответствии с индивидуальным учебным планом слабовидящего обучающегося. На освоение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Успешность освоения рельефно-точечной системы Л. Брайля слабовидящими обучающимися на этапе основного общего образования определяется уровнем сформированности ряда психических функций:

  • Уровень развития мелкой моторики;
  • Уровень развития осязательного восприятия;
  • Уровень развития пространственного мышления.

При диагностике мелкой моторики необходимо выявить степень точности и скоординированности движений обеих рук, а также уровень сформированности графических умений. Для этого понадобятся лист бумаги с изображением прямоугольника, карточка с изображением какого-либо предмета, нарисованного на половину, карандаш или фломастер.

В первом задании обследуемому предлагается выполнить определенные движения пальцами обеих рук. Педагог просит обучающегося соединить большой и безымянный палец правой руки и большой и указательный палец левой руки, а остальные пальцы поднять вверх. Затем необходимо изменить позиции пальцев правой и левой руки. В случае непонимания словесной инструкции, педагог показывает соответствующие движения собственными руками. Если обучающемуся сложно выполнить такое задание, педагог предлагает ему упрощенный вариант: соединить большой и средний палец на обеих руках, а остальные пальцы синхронно поднимать вверх и опускать вниз под счет педагога. Задание считается выполненным, если обследуемый правильно соединил пальцы и выполнял синхронные движения обеими руками.

Во втором задании обучающемуся предъявляется лист бумаги, на котором изображен прямоугольник. Педагог просит его определить, какая фигура нарисована на листе. Затем обследуемый должен согнуть и оторвать бумагу по линиям, чтобы получился прямоугольник. Задание признается выполненным, если стороны полученного прямоугольника не отклоняются от исходных линий более, чем на 5 мм.

В третьем задании предлагается рассмотреть карточку и отгадать, какой предмет на ней изображен. Далее ему предстоит дорисовать этот предмет при помощи карандаша или фломастера. Задание считается выполненным, если воспроизведенная часть изображения соответствует исходной части по форме, величине и пространственному положению, линии не прерываются и не имеют резких изломов.

При обследовании осязания необходимо выявить уровень тактильной чувствительности и степень осмысленности восприятия. Для этого потребуется 4 пары тактильных табличек с различными текстурами, блокнот для письма по Брайлю, грифель, 4 тактильные карточки с простыми предметными изображениями.

В первом задании обследуемый должен подобрать пары к тактильным табличкам с различной текстурой. Перед обучающимся раскладывают 4 квадрата с различными текстурами: полоска, клетка, горошек, волна. Справа от них помещают стопку из квадратов с такими же текстурами. Обучающегося просят составить из них пары. Задание считается выполненным, если квадраты во всех парах совпадают по текстуре.

Второе задание предусматривает определение количества точек на листе. Обучающемуся предъявляют блокнот для письма по Брайлю. на 3 первых страницах блокнота при помощи грифеля нанесены рельефные точки в количестве от 3 до 7. Расстояние между точками должно быть не менее 1 см. Точки располагают хаотично. Обучающегося просят найти и сосчитать точки на каждой странице. Задание признается выполненным, если получено не менее 2 правильных ответов.

В третьем задании обучающемуся нужно определить, что изображено на тактильных карточках. Для получения более точных данных следует при помощи повязки выключить из акта восприятия зрительный анализатор. Обучающемуся последовательно предъявляют 4 карточки с предметными изображениями. Предлагаемые рельефные изображения должны быть выполнены барельефным или аппликационным способом и отличаться простотой и малым количеством деталей, например: ключ, дом, яблоко, ёлка и т.д. Задание считается выполненным, если обследуемый правильно определил 3 из 4 изображений.

При диагностике пространственного мышления необходимо выявить степень сформированности основных пространственных понятий и категорий, наличие способности воспроизводить пространственные образы в зеркальном отображении, а также уровень развития навыков ориентировки на плоскости по 8 направлениям и умения ориентироваться в простейших системах координат. Для этого  потребуется магнитная доска формата А4, набор геометрических фигур на магнитной основе, лист бумаги, разделенный на клетки, маркер.

В первом задании обследуемому предлагается разместить фигуры на доске по заданной инструкции. Инструкция должна содержать наименование 8 различных направлений, например: «Помести синий квадрат в середине нижней стороны доски, желтый треугольник - в левом верхнем углу доски,  красный круг - в правом нижнем углу доски, оранжевый овал - в середине правой стороны доски, коричневый ромб - в правом верхнем углу доски, фиолетовую трапецию - в середине верхней стороны доски, розовый параллелограмм - в середине левой стороны доски, черный шестиугольник - в левом нижнем углу доски». Задание считается выполненным при наличии 70-80% правильно расставленных фигур.

Во втором задании обучающемуся необходимо расставить геометрические фигуры по клеткам  по инструкции педагога. При этом на поверхность магнитной доски кладется лист бумаги, разделенный на клетки, размер которых соответствует величине фигур. Инструкция должна содержать координаты клетки, которые формулируются с использованием понятий «вертикальный ряд» и «горизонтальный ряд», например: «Поставь красный треугольник во второй вертикальный и третий горизонтальный ряд». Задание считается выполненным при наличии 70-80% правильно расставленных фигур.

В третьем задании обследуемый должен воспроизвести заданный геометрический орнамент в зеркальном отображении. Педагог  при помощи маркера проводит по середине магнитной доски контрастную продольную линию и выкладывает в левой части доски орнамент из геометрических фигур. При этом фигуры должны располагаться в два ряда или находиться на разном расстоянии от линии. В верхней части правой половины доски он выкладывает несколько фигур, которые расположены зеркально по отношению к фигурам левой половины. Затем педагог просит обучающегося составить узор так, как он отражается в зеркале. Задание считается выполненным при наличии 70-80% правильно расставленных фигур.

Успешное выполнения большинства диагностических заданий свидетельствует о готовности обследуемого к освоению рельефно-точечной системы Брайля. В то же время трудности, возникающие при их выполнении, позволяют педагогу выявить те сферы, которые требуют проведения дополнительной коррекционной работы, и максимально индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс.

Специфика преподавания курса выражается в том, что он направлен не на овладение механизмами чтения и письма как таковыми, а на освоение конкретной знаковой системой и формирование компенсаторных способов восприятия и фиксации информации. Поэтому в его преподавании применимы не столько методики, ориентированные на начальную школу, сколько методики, предназначенные для изучения системы Брайля поздно ослепшими людьми (М. Б. Потешиной, В. К. Рогушина, В. З. Денискиной, М. Г. Леушевой, В. В. Голубиной). Кроме того, курс рассчитан на слабовидящих обучающихся, у которых ведущим каналом восприятия остается зрение. Поэтому обязательным условием является включение зрительного анализатора в процесс формирования образов букв.

При проведении коррекционного курса применяются словесный, наглядный и практический методы. Словесный метод реализуется в форме объяснения, рассказа, беседы, наглядный - в форме демонстрации и моделирования с использованием тифлотехнических средств, практический - в форме упражнений различной направленности (чтение вслух и про себя, письмо под диктовку, списывание и т.д.).

В отечественной тифлопедагогике сложилось три основных подхода к изучению рельефно-точечной системы Брайля: традиционный, ассоциативный и математический. Тифлопедагог имеет возможность выбрать один из  существующих подходов, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

Традиционный подход, описанный в работах М. Б. Потешиной, В. К. Рогушина [19], основывается на принципе частотности и постепенного усложнения графических изображений. При формировании образа графемы основное внимание уделяется ее  точечному составу. Буква изначально предъявляется не как целостное образование, а как некий набор точек с определенными координатами, например: «Напишите точки 1, 3 и 4. Это комбинация соответствует букве «М»». При таком подходе активно используются приемы ориентировки в простейших системах координат и соотнесения расположения точек с соседними шеститочиями.

Ассоциативный подход, который отражен в пособии М. Г. Леушевой, В. З. Денискиной [6],  базируется на построении ассоциативных связей между графемами и предметами окружающего мира. Чаще всего в основе таких связей лежит сходство формы буквы и предмета, либо наличие соответствующего звука в фонетическом составе слова, его обозначающего, например: «Г» - квадрат, «О» - полукруг, «Т» - параллелограмм, «Д» - душ, «Л» - ствол дерева, «Р» - ручка двери, «С» - серп, «Ч» - флажок. При таком подходе образ буквы воспринимается как целостное образование и не дробится на отдельные точки. Он предусматривает широкое использование приема сопоставления графемы и образцов натуральной и изобразительной наглядности, а также опорных схем или  ассоциативных словесных рядов. Подобный подход эффективен в отношении обучающихся, обладающих развитым наглядно-образным мышлением и хорошей зрительной памятью.

Математический подход, в полной мере реализованный в пособии В. В. Голубиной [2], основан на принципе закономерного усложнения графических изображений. В его основе лежит так называемый «ключ Брайля», то есть математический код, которым пользовался Л. Брайль при разработке своего шрифта. Ключ Брайля  объединяет все рельефно-точечные знаки в рациональную математическую систему, которую можно изобразить в виде таблицы, состоящей из 7 строк. Каждая строка, кроме двух последних, содержит в себе 10 символов. Первая строка включает в себя 10 оригинальных комбинаций, составленных из точек верхнего и среднего ряда. Символы второй строки формируются путем добавления к исходным комбинациям точки №3, символы третьей строки - путем добавления точки №6 к комбинациям второй строки, символы четвертой строки - путем исключения точки №3 из комбинаций третьей строки, символы пятой строки - путем  переноса исходных комбинаций на один ряд вниз, а символы шестого и седьмого ряда, применяемые в записи нот и математических выражений, формируются из точек среднего и нижнего ряда. При таком подходе основное внимание уделяется комбинаторным процессам, то есть способам получения букв. При этом образ буквы формируется не изолированно, а во взаимосвязи с другими знаками системы. В случае забывания любого графического обозначения, оно может быть восстановлено по другим элементам системы. Подобный подход предусматривает широкое применение приемов моделирования, а также упражнений на группировку и систематизацию.  Он может быть эффективен только в отношении обучающихся, обладающих высоким уровнем развития логического и пространственного мышления.

Независимо от избранного подхода, процесс формирования образа буквы должен включать в себя следующие этапы:

  • Этап формирования глобального образа изучаемой буквы на основе зрительного и осязательного восприятия;
  • Этап уточнения и конкретизации образа путем анализа структуры графемы и ее сравнения с другими буквами;
  • Этап формирования целостного, точного, дифференцированного образа, включающего два варианта буквы (при чтении и при письме).

Чтение по системе Брайля осуществляется слева направо. Главным инструментом чтения выступают подушечки указательных пальцев обеих рук. Двигаясь по строке слева направо, пальцы обследуют каждый читаемый символ сверху вниз и обратно. При этом каждый символ помещается под подушечкой пальца. Процесс чтения запускается указательным пальцем левой руки, который находит начало строки. Затем к нему справа подставляется указательный палец правой руки. Часть строки читается подушечками указательных пальцев обеих рук, а далее левая рука переходит на одну строку вниз с целью поиска ее начала. При этом правая рука завершает распознавание символов предыдущей строки. Остальные пальцы играют в процессе чтения вспомогательную роль, обеспечивая ориентировку в пределах соответствующей строки. Если постановка рук в процессе чтения выполняется правильно, то обе руки несут одинаковую нагрузку.

Письмо по системе Брайля осуществляется под контролем кинестетического анализатора. Оно предполагает использование специальных письменных принадлежностей, таких как  письменный прибор, грифель, бумага плотностью от 130 до 160 г/м2, которая соответствует формату прибора.  В отличии от плоскопечатного, письмо по Брайлю осуществляется справа налево.

Одним из базовых компонентов техники письма по системе Брайля является правильное положение грифеля. Грифель нужно держать вертикально в правой руке, расположив указательный палец поверх специальной выемки, находящейся в верхней части ручки. Большой и указательный пальцы придерживают грифель по бокам, тогда как безымянный и мизинец подгибаются и прижимаются к ладони.

Существует определенная последовательность накалывания точек в клетке. Они накалываются сверху вниз сначала в правой, а затем в  левой части клетки . Накалывание точек осуществляется главным образом кистью руки. При письме необходимо использовать обе руки. Правая рука выполняет накалывание точек, а левая обеспечивает слежение по строке и предотвращает ее потерю. Указательный палец левой руки фиксируется на клетке до тех пор, пока правая рука не переместит в нее остриё грифеля.

Курс включает в себя четыре тематических раздела:

  • История возникновения и особенности рельефно-точечной системы Л. Брайля;
  • Буквенные обозначения;
  • Цифры и знаки препинания;
  • Применение рельефно-точечной системы Л. Брайля.

Раздел 1 предусматривает знакомство с историей создания рельефно-точечной системы Брайля, изучения строения, назначения и приемов использования основных тифлотехнических устройств, обучение ориентировке в брайлевском шеститочии.  В рамках данного раздела можно использовать следующие виды упражнений:

  • назвать и указать основные части письменного прибора;
  • назвать и указать основные части пишущей машинки;
  • назвать и указать основные части грифеля;
  • вставить лист в прибор;
  • вставить лист в пишущую машинку;
  • определить количество точек, изображенных на странице тетради или блокнота;
  • указать порядок нумерации точек при чтении и письме;
  • наколоть точку №1 (3, 4, 6, 2, 5) в колодке-шеститочии (письменном приборе);
  • определить номер точки, наколотой учителем подушечками пальцев  или остриём грифеля;
  • написать повторяющуюся последовательность точек длиной в одну строку;
  • изобразить при помощи письменного прибора и грифеля непрерывную линию длиной в одну строку;
  • напечатать при помощи пишущей машинки последовательность точек с определенными номерами;
  • определить номера точек, напечатанных при помощи машинки.

Разделы 2 и 3 включают в себя изучение букв, цифр и знаков препинания, а также отработку навыков чтения и письма. На данном этапе целесообразно предлагать обучающимся следующие виды упражнений:

  • составить модель соответствующей буквы или знака при помощи азбуки-колодки, ячеичницы или геоборда;
  • составить два варианта одной и той же буквы (при чтении и при письме);
  • Посчитать количество точек, из которых состоит буква или знак;
  • назвать, из каких точек состоит буква или знак;
  • отгадать букву по номерам точек;
  • разгадать шифровку, состоящую из нескольких чисел, каждая буква которых означает номер точки;
  • определить, на что похожа буква или знак;
  • придумать историю, героями которой являются изучаемые буквы или знаки;
  • придумать опорную подсказку для запоминания 2-3 букв;
  • пользуясь ключом Брайля, составить цепочку «превращений» какой-либо буквы;
  • написать в правильной последовательности все знаки первой (второй, третьей, четвертой, пятой) строки системы Брайля;
  • сравнить похожие по написанию буквы или знаки;
  • написать слова, содержащие «зеркальные» буквы;
  • найти букву на плакате с изображением азбуки Брайля;
  • найти букву на зашумленном фоне (на рельефной иллюстрации);
  • найти буквы, наклеенные на различные детали какого-либо предмета, и составить из них слово;
  • поиграть в какую-либо настольную игру со шрифтом Брайля (лото, домино, пятнашки, судоку, мемори, морской бой и т.п.)

Раздел 4 предполагает включение сформированных навыков чтения и письма в учебно-познавательную, ориентировочно-поисковую и предметно-практическую деятельность. Данный раздел предполагает следующие виды упражнений:

  • выбрать среди нескольких препаратов, подписанных при помощи шрифта Брайля, лекарство от головной боли;
  • прочитать информационные таблички, расположенные около дверей кабинетов;
  • прочитать короткий рассказ (сказку, притчу, басню) и ответить на вопросы;
  • составить из двух частей пословицы, напечатанные шрифтом Брайля;
  • составить связный текст из предложений, напечатанных на отдельных карточках при помощи шрифта Брайля;
  • прочитать и отобрать информацию, необходимую для решения логической задачи, и сформулировать ответ (логические игры на сбор информации);
  • записать адрес и номер телефона при помощи шрифта Брайля;
  • проверить по словарю или словнику, напечатанному шрифтом Брайля, написания слов, приведенных на карточке, и при необходимости исправить ошибки;
  • прослушать текст о необыкновенном происшествии и написать о нем письмо своему незрячему другу;
  • переписать с карточки фразу, а затем прочитать ее наоборот.

В ходе преподавания курса могут применяться следующие тифлотехнические устройства:

  • Прибор для письма по Брайлю;
  • Грифель;
  • Дисплей Брайля;
  • Пишущая машинка по Брайлю;
  • Принтер Брайля.

В качестве наглядных пособий  могут использовать следующие дидактические средства:

  • Кубик-буква или его аналоги;
  • Азбука-колодка или ее аналоги;
  • Геоборд с шестью штырьками;
  • Ячеичница с шестью ячейками;
  • Рассыпная касса букв со шрифтом Брайля;
  • Плоскопечатная магнитная азбука со шрифтом Брайля;
  • Рамки-вкладыши «Наш алфавит» со шрифтом Брайля;
  • Самоучитель для изучения шрифта Брайля «Умка»;
  • Электронный звуковой плакат «Говорящая азбука», адаптированный при помощи тактильных наклеек со шрифтом Брайля;
  • Рельефный плакат с изображением азбуки Брайля;
  • Лото со шрифтом Брайля;
  • Домино со шрифтом Брайля;
  • Мемори со шрифтом Брайля;
  • Судоку со шрифтом Брайля;
  • Пятнашки со шрифтом Брайля;
  • Карточки с рельефными иллюстрациями, где на зашумленном фоне изображены отдельные буквенные обозначения шрифта Брайля.