1. Особенности реализации коррекционного курса«Ориентирование и мобильность» в основной школе
Основной целью коррекционного курса «Ориентирование и мобильность» является овладение приёмами самостоятельного ориентирования и передвижения в замкнутом и открытом пространстве. Для достижения этой цели необходимо сформировать у обучающихся следующие компенсаторные умения и навыки:
- Умение обследовать пространства различного типа;
- Умение создавать пространственные образы на основе информации, поступающей от органов чувств;
- Навыки чтения рельефных карт и схем и соотнесения полученной информации с реальным пространством;
- Умение строить маршруты;
- Навыки ориентировки и передвижения при помощи различных средств мобильности;
- Умение пользоваться общественным транспортом;
- Навыки решения проблем, возникающих в процессе самостоятельной ориентировки и мобильности.
Предпосылками формирования вышеуказанных навыков являются сформированные компенсаторные механизмы получения и обработки информации , достаточный уровень развития пространственного мышления и наличие навыков ориентировки на плоскости. Путем совершения определенных обследовательских действий сохранные анализаторы обучающегося получают информацию об окружающем пространстве. Затем пространственное мышление осмысливает поступающую информацию в соответствующих категориях и на ее основе синтезирует мысленные карты окружающего пространства. Ментальные карты, в свою очередь, становятся основой для формирования навыков ориентировки на конкретном участке пространства. Первоначально у обучающегося формируются навыки ориентировки на плоскости, которые затем переносятся в новые, усложненные, условия и трансформируются в зависимости от особенностей окружающего пространства. Постепенно обучающийся переходит от ориентировки на плоскости к ориентированию в помещении, здании, дворе, улице, площади, микрорайоне, городе. Сензитивным периодом для формирования вышеупомянутых психических структур является младший школьный возраст, что подтверждено исследованиями в области физиологии и возрастной психологии (Л. О. бадалян, И. С. Якиманская). Поэтому целенаправленная работа по их развитию проводится в начальной школе в рамках курса «Пространственная ориентировка», а также в рамках других учебных предметов и коррекционно-развивающих областей. Согласно планируемым результатам АООП для варианта 3.2, 4.2, по окончании начальной школы обучающийся достигает уровня развития, достаточного для освоения курса основной школы.
Курс реализуется за счёт учебных часов, предназначенных для внеурочной деятельности. На его освоение отводится 34 часа в год, то есть 2 часа в неделю. Для слепых обучающихся, обладающих низким уровнем развития компенсаторных умений и навыков в области ориентирования и мобильности, следует предусмотреть возможность проведения дополнительных занятий.
Курс проводится в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Теоретические занятия могут проводиться в малых группах наполняемостью не более 7 человек. Занятия практической направленности должны проводиться индивидуально или в подгруппах численностью не более 2 человек. Подгруппы формируются с учетом зрительных возможностей, уровня развития пространственного мышления и индивидуального темпа работы обучающихся.
Преподавание коррекционного курса «Ориентирование и мобильность» в основной школе должно начинаться с входной диагностики, на основании которой разрабатывается рабочая программа индивидуально для каждого обучающегося. Диагностика включает в себя 3 блока:
- Диагностика уровня развития восприятия пространства.
- Диагностика уровня сформированности пространственных понятий;
- Диагностика уровня развития пространственного мышления и навыков ориентировки на плоскости.
Первый блок направлен на исследование уровня сформированности обследовательских действий и степени осмысленности тактильного, слухового и зрительного восприятия. Если диагностика проводится в условиях кабинета, педагогу потребуется набор напольных планшетов с различными типами поверхностей (линолеум, ламинат, кафель, тактильная плитка, бетон, листовое железо, песок, гравий, искусственная трава), крупные метки, контрастные по отношению к покрытию пола, мобильный телефон с функцией громкой связи и ассистент. Если приобретение вышеуказанного оборудования окажется затруднительным, для проведения обследования выбирают место на улице. При этом соблюдают несколько условий. Во-первых, обследуемого необходимо поместить в незнакомое пространство. Во-вторых, нужно предусмотреть наличие нескольких типов поверхностей (асфальт, земля, песок, гравий, трава и т.п.) , плоской контрастной разметки (полоса, отделяющая велотрек от основной части тротуара, беговая дорожка с разметкой и т.п.)и разнообразных звуков (шум двигателей и колес автомобилей, сигналы звукового светофора, шаги прохожих, хлопанье дверей, гул вентиляторов, пение птиц и т.п.).
В первом задании обучающемуся предлагается определить тип поверхности наконечником тактильной ориентационной трости. В случае наличия слабовидения или остаточного зрения обучающемуся надевается повязка, чтобы полностью исключить из акта восприятия зрительный анализатор. Данный прием используется только в диагностических целях и на последующих занятиях не применяется. Если диагностика касается обучающегося, который передвигается или планирует передвигаться с тактильной тростью, нужно проследить, чтобы подошвы его ног не вставали на изучаемую поверхность. Это позволит сосредоточиться на инструментальном осязании. Если обследованию подвергается слабовидящий обучающийся, для которого передвижение с тростью не является обязательным, рекомендуется изучать поверхности подошвами ног. В ходе выполнения обследования обучающийся должен называть существенные признаки поверхности, которую он воспринимает подошвами ног или кистями рук через ствол тактильной ориентационной трости, (твердая/мягкая, гладкая/шершавая, издает гулкий/глухой звук) и на их основании идентифицировать тип покрытия. При этом оценивается степень активности обучающегося в процессе получения информации, уровень сформированности обследовательских действий (скольжение, постукивание, надавливание наконечником трости) и степень осмысленности восприятия (способность делать выводы на основании полученных ощущений).
Второе задание предъявляется только обучающимся, обладающим предметным зрением (слабовидящие, слепые с остротой зрения 0,01 -0,04). Педагог раскладывает на полу контрастные метки, выполненные в виде полос или стрелок, либо пользуется готовой разметкой на асфальте. Метки должны быть расположены на расстоянии 1 м друг от друга при диагностике слепых с остаточным зрением и 3 м друг от друга во время обследования слабовидящих. При проведении диагностики в помещении следует подобрать широкое пространство без продольных ориентиров типа холла или вестибюля. Обследуемого просят самостоятельно найти визуальные ориентиры и пройти по ним небольшой маршрут. Оценивается умение обнаруживать и выделять визуальные ориентиры при помощи нарушенного зрения, выражающееся в количестве найденных меток, и способность осмысливать заключенную в них информацию, о которой можно судить по правильности выбора направления при передвижении по меткам.
В третьем задании обучающемуся необходимо выстроить картину окружающего пространства с опорой на слуховое восприятие. Если диагностика осуществляется в помещении, ассистент отправляется на маршрут, а обследуемый совместно с педагогом следит за перемещениями ассистента при помощи телефона, работающего в режиме громкой связи. Задача обучающегося заключается в том, чтобы по звукам, доносящимся из телефонного аппарата, определить, в каком месте находится ассистент, что его окружает, что происходит вокруг. Если обследование проводится в условиях улицы, обучающийся должен по окружающим звукам идентифицировать предметы, находящиеся вокруг него и определить их примерное местоположение. В этом случае необходимо полностью выключить из акта восприятия зрительный анализатор при помощи повязки (применительно к слабовидящим и слепым с остаточным зрением). Данный прием используется исключительно в диагностических целях и не применяется на других занятиях. При выполнении этого задания обследуемый должен делать умозаключения на основании информации, поступающей от слухового анализатора, например: «Спереди доносится шум машин, следовательно, там находится дорога, по которой они едут. Сзади слышен хлопок двери, значит, там находится здание, в которое заходят люди. Справа слышится пение птиц, значит, там находится дерево, на котором они сидят»; «Слышен хлопок двери, а затем шум ветра, следовательно, наш помощник вышел на улицу. Слышен громкий шум машин, значит, наш помощник подошел к дороге. Вокруг слышен гул двигателя и голоса людей, а шума ветра теперь не слышно, значит, наш помощник едет в автобусе». Оценка производится путем подсчета правильных умозаключений.
В рамках второго блока выявляется уровень освоения базовых понятий, необходимых для характеристики пространственных отношений: «горизонтальный», «вертикальный», «вдоль», «поперёк», «параллельно», «перпендикулярно», «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Подобная диагностика может быть проведена двумя способами. В первом случае обучающемуся предлагается смоделировать те или иные пространственные отношения при помощи магнитных полосок и доски прибора «Ориентир»: «Расположи эту линию вертикально / горизонтально. Расположи линию вдоль / поперек длинной стороны доски. Расположи линии параллельно / перпендикулярно друг другу. Построй из линий прямой / острый / тупой угол». Во втором случае педагог самостоятельно конструирует модели, иллюстрирующие те или иные пространственные отношения и просит ребенка обозначить их словами: «В каком направлении идет эта линия? Как расположена эта линия по отношению к длинной стороне доски? Как расположены эти линии по отношению друг к другу? Какой угол образуют эти линии?» Оценка результатов проводится путем подсчета правильно выполненных заданий и выявления недостаточно сформированных понятий.
В третьем блоке диагностируется навыки ориентировки на плоскости по четырем и восьми направлениям относительно себя и относительно другого предмета, умение ориентироваться в прямоугольной системе координат, а также способность мысленно ставить себя в центр плоскости, перемещаться на место другого предмета, вращать пространство при повороте на 90, 180 и 270 градусов. Для проведения обследования потребуется два планшета с рельефным изображением круга и тактильными делениями, указывающими четыре и восемь направлений соответственно, ячеичница 6 на 6 клеток, а также набор небольших, хорошо различимых на ощупь игрушек (человечек, домик, дерево, машинка, кошка и т.п.).
В первом задании педагог кладет перед обучающимся планшет, на котором обозначено четыре направления, и набор миниатюрных игрушек и предлагает внимательно рассмотреть их. После осмотра обследуемому дается следующая инструкция: «На этом планшете изображен круг с рельефными делениями. Представь, что ты находишься в центре этого круга. Сейчас я расставлю около делений эти игрушки. Определи, с какой стороны от тебя находится каждая из них». Затем точно так же предъявляется планшет с восьмью рельефными делениями и выполняется аналогичное задание. Результаты оцениваются путем подсчета правильных ответов и выявления трудностей, возникающих в процессе выполнения задания.
Во втором задании обучающемуся предъявляется планшет с четырьмя делениями и тот же набор игрушек. Педагог расставляет их по кругу и дает следующую инструкцию: «Перед тобой планшет с изображением круга. Ты находишься в центре этого круга. спереди от тебя машина, слева дерево, справа кошка, сзади трактор. Запомни, как расположены эти предметы. А теперь представь, что ты повернулся вправо, то есть ты стоял лицом к доске, а теперь оказался лицом к двери. С какой стороны от тебя теперь находятся эти предметы?» Затем отрабатывается ситуация с поворотом на 90 градусов влево, поворотом на 180 и 270 градусов. При формулировке инструкции наименования углов заменяют описательными оборотами, например: «поворот влево и еще раз влево, «поворот вокруг своей оси», «поворот кругом». Для достижения четкости понимания указывают конкретные ориентиры в помещении, которые будут находится перед испытуемым до и после поворота. Во время выполнения задания обследуемому запрещается поворачивать планшет или менять собственное положение относительно него. При возникновении затруднений педагог может поставить в центр планшета фигурку человека и при помощи нее продемонстрировать, в каком положении будет находиться наблюдатель относительно других предметов. На заключительном этапе выполнения задания педагог ставит в центр планшета домик с рельефным окном и произносит следующую инструкцию: «Теперь в центре этого круга стоит домик. Его передняя сторона направлена на тебя. Теперь представь себя на месте этого домика. С какой стороны от тебя находятся предметы?» Если обучающийся испытывает серьезные трудности при выполнении задания, педагог может наглядно продемонстрировать местоположение домика, направив руку ребенка на рельефное окно на его фасаде. Оценка результатов осуществляется путем подсчета количества правильных ответов и анализа ошибок, допущенных обучающимся.
В третьем задании обучающемуся предъявляется ячеичница и тот же набор игрушек. Педагог просит обследуемого внимательно рассмотреть ячеичницу, показать, где находится строка и столбец, а затем сосчитать количество клеток в каждой строке и строке. После обследования ячеичницы педагог дает испытуемому следующую инструкцию: «Положи человечка в четвертый столбец вторую строку. А теперь в шестой столбец пятую строку. А теперь в первый столбец третью строку. А теперь в четвертый столбец шестую строку. А теперь во второй столбец пятую строку». Если обучающийся не знаком с терминами «строка» и «столбец», педагогу следует предпринять попытку воспользоваться наименованиями «вертикальный ряд» и «горизонтальный ряд». Результаты оцениваются путём подсчета
правильных ответов и анализа допущенных ошибок.
Менее 60% правильных ответов на вышеперечисленные вопросы и задания свидетельствует о низком уровне готовности к освоению курса. 60-80 % правильно выполненных заданий говорит о среднем уровне готовности. Более 80 % успешно выполненных заданий соответствует высокому уровню готовности к освоению курса.
Данная диагностика направлена на выявление уровня сформированности минимальных умений и навыков, необходимых для освоения курса основной школы. Предметом диагностики также может стать уровень владения техниками и приемами передвижения с тростью навыками чтения рельефных карт и схем. Однако процесс их формирования на прямую не связан с определенным возрастным периодом, поэтому данная задача может решаться как в начальной, так и в основной школе. Более подробный вариант диагностики приводится в пособии З. В. Денискиной, М. В. Венедиктовой «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальных (коррекционных) школ III-IV вида» [1].
Реализация курса «Ориентирование и мобильность» предполагает следующие направления работы:
- Использование различных средств ориентирования и мобильности;
- Изучение принципов и способов организации пространства;
- Обучение универсальным способам обследования окружающего пространства;
- Ориентировка и передвижение в различных локациях;
- Развитие навыков решения проблем, возникающих в процессе самостоятельной ориентировки и мобильности.
Первое направление связано с обучением пользованию различными тифлотехническими средствами ориентирования и мобильности. Использование подобных инструментов частично компенсирует дефицит информации и обеспечивает безопасность незрячего и слабовидящего пешехода в процессе ориентировки и передвижения в пространстве. Для слепых обучающихся базовым инструментом такого рода является тактильная ориентационная трость (белая трость). Поэтому основная работа в рамках данного направления связана с изучением техник и приемов передвижения с тростью. По завершении курса начальной школы учащиеся, как правило, на первоначальном уровне владеют простейшими обследовательскими действиями, техниками «диагональ» и «маятник», приемами «касание» и «скольжение», подъёма и спуска с лестницы, локализации и обхода препятствий. В основной школе эти навыки должны совершенствоваться и интегрироваться в повседневную жизнь. Во-первых, необходимо расширять представления обучающихся о препятствиях и способах их преодоления. Желательно предварительно изготовить макеты основных препятствий в масштабе 1/10 см. Каждый из макетов представляет собой фрагмент проезжей части или тротуара, ограниченный с двух сторон бордюрами, между которыми расположено препятствие. Необходимость использования макетов обусловлена тем, что на небольшом участке местности встретить все виды препятствий практически невозможно. Кроме того, их ручное обследование оказалось бы затруднительным по соображениям безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм, а осмотр при помощи трости дает лишь приблизительную информацию о форме и величине объекта. Использование макетов позволяет организовать детальное обследование основных видов препятствий при помощи небольшой палочки, имитирующей трость, и ознакомить обучающихся с приемами их преодоления. Все препятствия целесообразно условно разделить на проходимые и непроходимые. Проходимые препятствия, как правило, имеют небольшую высоту или состоят из нескольких частей, между которыми имеется узкий проход (лежачий полицейский, бетонные полусферы, сигнальные конусы, каменные вазоны, ограничительные столбы, автомобильные покрышки). Такие препятствия можно пройти, двигаясь с большой осторожностью. Непроходимые препятствия, как правило, отличаются целостностью и монолитностью (ливневка, открытый канализационный люк, бетонный блок, ограничительные столбы с натянутой между ними цепью, шлагбаум, деревянные ограждения, устанавливаемые во время ремонтных и снегоочистительных работ). Такие препятствия нужно обходить сбоку. На следующем этапе происходит обследование нескольких препятствий, находящихся в непосредственной близости от школы, что дает возможность уточнить представления об их величине и отработать на практике приемы их преодоления.
Во-вторых, нужно знакомить учащихся со стационарными средствами ориентирования, которые могут в какой-то мере облегчить процесс ориентировки и передвижения. К таким средствам относятся поручни и тактильные наземные указатели. При изучении поручней следует продемонстрировать приемы их обнаружения, идентификации и слежения по ним при помощи трости. При знакомстве с тактильными наземными указателями сначала необходимо рассмотреть их виды, назначение, правила размещения. При этом целесообразно использовать образцы различных видов указателей, доступные для ручного и инструментального обследования. Все указатели делятся на три типа: направляющие, предупреждающие и поля различного назначения [3]. Первые задают направление движения, вторые предупреждают о препятствиях, третьи либо привлекают внимание пешехода к изменению направления движения, либо говорят о близости социально значимого объекта (зоны посадки в общественный транспорт, кассы, окна информации и т.п.). Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что несмотря на внешнее сходство, указатели могут иметь разное значение и выделить те признаки, которые следует учитывать в спорных ситуациях. На следующем этапе нужно предложить обучающимся четкие правила использования тактильных наземных указателей:
- При передвижении по направляющим указателям с тремя продольными рифами следует вставить наконечник тактильной ориентационной трости в правый желобок и идти справа от указателя. Это позволит избежать столкновения со встречными пешеходами, также воспользовавшимися таким указателем.
- При передвижении по направляющему указателю с шестью продольными рифами нужно встать со стороны тротуара боком к полосе, вставить наконечник трости в один из желобков и перемещаться вдоль указателя, следуя всем его поворотам, но не пересекая его. Это позволит обойти павильон остановки общественного транспорта и войти на посадочную площадку, избежав столкновения с ним.
- При обнаружении тактильного указателя, имеющего цилиндрические рифы, рекомендуется остановиться и тщательно обследовать его. Если указатель имеет форму квадрата, а от него в разных направлениях отходят тактильные направляющие, следует выбрать желаемое направление и двигаться дальше. Если указатель имеет форму полосы, расположенной поперек линии движения, значит, впереди находится препятствие. Если цилиндрические рифы размещены в линейном порядке, препятствие можно преодолеть, но при передвижении следует проявлять особую осторожность. Если же рифы расположены в шахматном порядке, препятствие является непроходимым, и его нужно обойти, либо вообще прекратить движение в данном направлении.
- При обнаружении предупреждающего указателя, имеющего продольные рифы, расположенные вдоль линии движения, нужно приготовиться к пересечению проезжей части. Опираясь на слуховые ориентиры, следует выяснить примерную ширину дороги, интенсивность транспортного потока, наличие светофора. Затем вставить наконечник трости в один из желобков тактильного указателя и четко определить направление дальнейшего движения. Выбрать момент, когда транспорт на дороге будет отсутствовать или сделает остановку. Перейти дорогу, стараясь двигаться прямолинейно. Зайдя на тротуар на противоположной стороне дороги, найти такой же указатель и при помощи него сверить направление дальнейшего движения.
- При обнаружении тактильного указателя, расположенного вдоль края платформы, необходимо перемещаться вдоль него, не пересекая тактильную полосу вплоть до полной остановки поезда. При пересечении указателя нужно двигаться с особой осторожностью, тщательно обследуя поверхность платформы наконечником тактильной трости.
- При обнаружении указателя, имеющего вид тактильной полосы с девятью продольными рифами, расположенными поперек линии движения, рекомендуется тщательно обследовать его и оценить окружающую обстановку. Если указатель установлен внутри здания, значит, впереди расположено окно получения услуг или информации. Следует приблизиться к нему вплотную и обратиться к сотруднику. Если речь идет об улице, значит, пешеход находится на остановке общественного транспорта и нужно приготовиться к посадке в автобус или троллейбус. При помощи тактильного указателя необходимо найти край посадочной площадки, дождаться момента полной остановки транспортного средства, определить на слух его тип и местоположение дверей. Затем совершить посадку.
На заключительном этапе необходимо выполнять практические упражнения на обнаружение, обследование и интерпретацию значения тактильных наземных указателей. Для этого желательно использовать здания или зоны общего пользования, оборудованные соответствующими указателями и имеющие небольшой поток людей.
Наконец, целесообразно постепенно включать приемы пользования тростью в более сложные действия и операции, такие как переход через дорогу, посадка и выход из общественного транспорта. При обучении переходу через дорогу необходимо при помощи трости находить край тротуара, выравнивать по нему положение собственного тела, пересекать проезжую часть с сохранением прямолинейного движения, проверять свое местоположение на противоположной стороне дороги, чтобы убедиться, что опасный участок пройден. При освоении навыков посадки в транспорт слепой пешеход должен при помощи трости находить край посадочной площадки, обнаруживать дверь транспортного средства, измерять высоту подножки, подниматься по ступеням. При выходе из транспорта необходимо уметь спускаться по ступеням, находить край подножки и посадочной площадки, оценивать расстояние между ними, осуществлять переход из транспортного средства на тротуар. Более подробные инструкции по использованию трости во время перехода через дорогу и посадки в общественный транспорт приведены в пособии В. З. Денискиной, М. В. Венедиктовой [1].
Первоначально эти навыки следует отрабатывать в специально созданных условиях, например, на пришкольном участке с использованием мало оживленных подъездных дорог и школьного автобуса. Затем сформированные навыки постепенно переносят в реальные условия, включая их в различные учебные ситуации.
По мере овладения техниками и приемами передвижения с тростью, следует знакомить слепых обучающихся с другими средствами ориентировки и мобильности, которые можно использовать в дополнение к ней: собака-проводник, лазерные, инфракрасные и ультразвуковые устройства, обнаруживающие препятствия на расстоянии (очки, фонарики, приставки для трости), смартфоны с навигационными приложениями, адаптированными для незрячих пользователей, а также специальные системы ориентирования типа «Говорящий город» и «Доступный город». На первом этапе учитель объясняет принцип действия того или иного вспомогательного средства и выделяет его преимущества и недостатки. На втором этапе процесс ориентировки и передвижения с тем или иным вспомогательным средством демонстрируется на практике. На заключительном этапе проводится рефлексия.
При демонстрации передвижения с собакой-проводником необходимо чётко разъяснить учащимся функции собаки и незрячего пешехода: собака запоминает маршрут, ведет человека от ориентира до ориентира и останавливается около каждого из них; человек обследует пространство перед собой во время таких остановок, принимает решение о том, что делать дальше, и дает соответствующую команду собаке. Следует обратить особое внимание на то, что собака не умеет пользоваться светофором и принимать решение о возможности перехода через дорогу. Рекомендуется продемонстрировать на практике позу пешехода и приемы использования трости при передвижении с собакой, а затем сравнить их с базовыми приемами ходьбы с тростью. При передвижении с тростью центр тяжести пешехода находится в передней верхней части живота, а при перемещении с собакой смещается в область спины. Пешеход слегка откидывается назад и как бы повисает на шлейке собаки. Трость при этом занимает вертикальное положение справа от корпуса пешехода. Во время остановки пешеход переводит трость в базовое положение и обследует пространство впереди себя стандартным способом. Кроме того, передвижение с собакой осуществляется по левой, а не по правой стороне улицы.
Во время демонстрации действия устройств, обнаруживающих препятствия на расстоянии, необходимо тренироваться в понимании издаваемых ими звуковых и вибрационных сигналов, а также в координировании собственных движений с этими сигналами. Следует обратить особое внимание обучающихся на то, что для безопасного передвижения нужно уметь распределять внимание между сигналами, подаваемыми устройством, и звуковым фоном улицы. Рекомендуется также смоделировать ситуации, в которых применение устройства окажется неэффективным (большое скопление людей, машин или иных предметов; наличие ступенек, открытого люка, ямы, края платформы и т.п.). Это необходимо для того, чтобы у учащихся не возникло ошибочное представление о том, что подобные устройства могут заменить собой трость.
Во время изучения навигационных приложений следует ознакомить учащихся с двумя основными их типами: приложения, позволяющие прокладывать маршруты и контролировать собственные перемещения («OsmAnd Access», «Blind Square», «LoadStone»), и приложения, предназначенные для отслеживания движение транспорта («Яндекс транспорт», «Умный транспорт», «Bus Time»). При изучении приложений первого типа необходимо разъяснить обучающимся, что информация, поступающая от навигатора, должна в обязательном порядке соотноситься с информацией, получаемой при помощи органов чувств (инструментального осязания, слуха, вестибулярного аппарата, остаточного зрения). Навигатор позволяет представить себе только глобальную картину пространства, в которой обозначены лишь пункт отправления, пункт назначения и основные повороты. Детальное обследование пространства, находящегося непосредственно перед пешеходом, осуществляется при помощи трости и сохранных анализаторов. В процессе знакомства с навигационными приложениями следует показать различные способы ориентирования при помощи спутниковой навигации: ориентирование по записанному треку, ориентирование на основе маршрутных инструкций, ориентирование по азимуту. Ориентирование по записанному треку предполагает, что передвижение осуществляется в точном соответствии с траекторией, предварительно пройденной незрячим пешеходом или его помощником и зафиксированной программными средствами. Направление движения определяется по так называемому звуковому компасу. Пешеход вращает смартфон параллельно плоскости земли и получает звуковой сигнал в том случае, если верхняя сторона экрана обращена в правильном направлении. В этом же направлении предстоит двигаться пешеходу. Прерывание звукового сигнала означает отклонение от правильной траектории движения. Второй способ ориентирования предусматривает построение маршрута самим навигационным приложением. Направление движения определяется по словесным инструкциям, синтезируемым программными средствами. Словесные инструкции строятся в логике ориентировки по четырем направлениям и содержат простейшие пространственные понятия (вперед, назад, налево, направо), например: «Через сто метров поверните направо». В случае отклонения от заданной траектории приложение сообщает о необходимости повернуть обратно или пересчитывает маршрут. Третий способ предоставляет выбор траектории движения самому пешеходу. Приложение периодически выдает ориентирующие подсказки, которые содержат информацию о том, на каком расстоянии и в каком направлении находится цель, например: «Триста метров на 2 часа». В отличие от двух предыдущих, этот способ требует умения ориентироваться на часовом циферблате и достаточно высокого уровня развития пространственного мышления, чтобы представлять себе цель с учетом всех поворотов и перемещений. Поэтому перед демонстрацией данного способа необходимо актуализировать умение ориентироваться на циферблате.
Во время демонстрации работы приложений второго типа следует сосредоточить внимание на ситуации поездки в общественном транспорте. Подобные приложения позволяют прогнозировать прибытие на остановку транспортных средств и определять номер автобуса или троллейбуса без посторонней помощи, а также отслеживать остановки во время поездки при отсутствии автоинформатора. Из перечня доступных приложений подобного рода следует выбрать то, которое лучше всего работает в данном населенном пункте. Для этого необходимо предварительно протестировать их, находясь на остановке общественного транспорта. Первоначальная демонстрация работы приложения и алгоритмов его использования проводится в условиях кабинета, а затем происходит апробация в реальных условиях. По завершении изучения темы следует подчеркнуть необходимость распределять внимание между сигналами смартфона и звуковым фоном улицы и проанализировать ситуации, в которых целесообразно использовать навигационные приложения.
При знакомстве с навигационными системами «Доступный город» и «Говорящий город» следует указать на их ограниченный функционал. Данные системы предназначены для того, чтобы облегчить поиск входа в здание, определение номера автобуса или троллейбуса и посадку в транспорт. При приближении к зданию или транспортному средству, оборудованному данной системой, незрячий пешеход нажимает кнопку вызова на своем абонентском устройстве, которая активирует звуковой маяк, расположенный над входом в соответствующий объект. Кроме того, система заранее сообщает о приближении автобуса или троллейбуса с тем или иным номером. Следует обратить внимание обучающихся на то, что пользование такими системами требует от пешехода хорошо развитого умения ориентироваться на звук. Если в городе, на территории которого расположена школа, имеется соответствующая система, ознакомление с ней происходит на практике. Если такой возможности нет, рекомендуется ограничиться просмотром видеоролика, содержащего информацию о ней.
Для слабовидящих обучающихся базовыми вспомогательными средствами являются монокуляры и смартфон с камерой высокого разрешения. Монокуляры позволяют читать вывески и информационные таблички с наименованиями организаций, названиями улиц, номерами домов и маршрутов общественного транспорта на расстоянии более 5 м. При отсутствии монокуляра аналогичным образом может быть использована камера смартфона. При знакомстве с данной группой устройств нужно разъяснить обучающимся принцип их использования и элементарные правила безопасности при работе с ними. Монокуляры можно использовать в светлое время суток, избегая попадания в глаз прямых лучей солнечного света. Перед тем, как воспользоваться этим прибором, пешеход должен найти подходящую точку обзора и зафиксировать свою позицию. Рассматривание предметов через монокуляр во время движения не допускается, так как пешеход не видит то, что находится вблизи и под ногами. При демонстрации действия монокуляра рекомендуется предложить обучающимся упражнения на зрительное сканирование пространства, локализацию объекта, обследование неподвижных предметов, слежение за движущимися объектами. В отличие от монокуляров, фотокамера смартфона позволяет рассматривать только неподвижные объекты и лишь с небольшой степенью увеличения. Для этого нужно сделать снимок интересующего объекта, а затем увеличить его. При этом, по мере увеличения, качество изображения будет ухудшаться. В заключении следует отметить, что для эффективного использования монокуляров и фотокамеры требуется тренировка соответствующих зрительных функций.
При низкой остроте зрения и наличии дополнительных нарушений (сужение поля зрения и выпадение отдельных его участков, нарушении световой и темновой адаптации) слабовидящим обучающимся рекомендуется использовать тактильную ориентационную трость. В этом случае слабовидящих знакомят с теми же техниками и приемами передвижения с тростью, что и слепых, однако в их применении наблюдается определенная специфика. В первую очередь, трость должна выполнять защитную функцию, поскольку слабовидящий пешеход не может одновременно обозревать пространство перед собой и у себя под ногами. В Поэтому необходимо обучить его правильно распределять задачи между нарушенным зрением и инструментальным осязанием: трость служит для того, чтобы обнаруживать и преодолевать нижние препятствия (ступеньки, бордюры, ямы, люки и т.д.), а остаточное зрение позволяет своевременно реагировать на верхние препятствия (заборы, столбы, деревья, ветки, автомобили и т.п.) и соблюдать дистанцию по отношению к впереди идущим людям. Во-вторых, трость осуществляет функцию проверки информации, получаемой при помощи зрительного анализатора. Нарушенное зрение становится источником иллюзий, которые могут дезориентировать слабовидящего пешехода или привести к столкновению с какими-либо препятствиями. Поэтому ему необходимо обладать навыками обследования предметов и поверхностей при помощи трости. В-третьих, при наличии нарушений световой и темновой адаптации трость используется слабовидящим для поиска тактильных ориентиров и определения своего местоположения. В этом случае при изменении уровня освещенности зрительные возможности обучающегося резко уменьшаются. Поэтому следует научить его быстро переключаться со зрительного восприятия на тактильное.
Второе направление предполагает изучение закономерностей и способов планировки зданий, улиц, площадей, микрорайонов, городов и сельских населенных пунктов. Необходимость подобной работы обусловлена целевыми установками курса. Если курс начальной школы направлен на формирование представлений о здании школы и близлежащей территории (пришкольном участке, ближайшей улице и остановке общественного транспорта) и овладение навыками ориентировки на конкретном участке местности, то курс основной школы призван сделать эти навыки более универсальными путём их переноса в новые условия (На аналогичные объекты, не знакомые обучающимся). Знание закономерностей и способов организации пространства, принятых в современной архитектуре и градостроительстве, способствует возникновению в сознании обучающихся предварительного образа объекта или пространства, которое им предстоит обследовать, что ускоряет и облегчает процесс формирования топографических представлений. В этом случае образ формируется не с нуля, а с опорой на представление о ключевых композиционных элементах, которые в процессе обследования реального пространства уточняются и конкретизируются.
Занятия по данному направлению целесообразно проводить перед обследованием тех или иных объектов или местности. Например, перед обследованием какого-либо здания (магазина, торгового центра, поликлиники, библиотеки, дворца творчества, театра и т.д.) необходимо познакомить учащихся с основными типами планировочной структуры зданий (осевая, угловая, п-образная, т-образная, лестничная, кольцевая и т.п.).
На первом этапе обучающимся показывают схемы планировочных структур и подробно поясняют их особенности. Схемы могут быть смоделированы на приборе «Ориентир» или представлены в виде рельефных иллюстраций. На следующем этапе необходимо установить связь между полученными знаниями и уже имеющимся опытом. Педагог напоминает учащимся о ранее изученных помещениях, зданиях, участках местности и совместно с ними определяет их структуру. На заключительном этапе происходит закрепление полученных знаний при помощи специальных упражнений:
- смоделировать планировочную структуру определенного типа на приборе «Ориентир» или фланелеграфе;
- нарисовать планировочную структуру определенного типа на приборе «Школьник» или магнитном планшете;
- определить тип планировочной структуры, изображенной на рисунке;
- подписать схемы планировочных структур голосовыми метками при помощи маркировщика предметов;
- выявить тип планировочной структуры здания или местности, изображенной на тактильной карте.
Коррекционная работа по данному направлению строится одинаково в отношении слепых и слабовидящих обучающихся. Однако при подборе средств наглядности, способов их предъявления и доступных видов деятельности педагог должен учитывать состояние зрительных функций и особенности восприятия информации той или иной группой обучающихся.
Третье направление включает в себя изучение алгоритмов обследования различных объектов и участков местности (здания, двора, улицы, площади, остановки общественного транспорта, железнодорожной станции, станции метрополитена, микрорайона, населенного пункта и т.п.), их применение на практике и построение тактильных схем. Полноценное овладение обследовательскими действиями является обязательным условием формирования качественных образов окружающего пространства. Отражение информации, полученной в результате обследования, в тактильных схемах является основой для формирования ментальной карты окружающего пространства. Постепенно материальная схема пространства переходит во внутренний план, преобразуясь в топографические представления.
Занятия по этому направлению проводятся при первичном знакомстве с каким-либо объектом или участком местности. На начальном этапе педагог в условиях кабинета четко проговаривает учащимся алгоритм обследования того или иного участка пространства. Алгоритм можно также представить в виде краткого плана или схемы, включающей в себя условные символические обозначения. Выбор алгоритма обследования зависит от конкретной цели, которую преследует педагог. Если планируется, что обучающийся будет посещать избранный участок местности эпизодически, следуя из точки A в точку B, то достаточно ограничиться упрощенным обследованием, результатом которого станет формирование пространственных представлений типа карта-путь. Если же речь идет о пространстве, в котором обучающийся должен уметь свободно ориентироваться и передвигаться, то необходимо организовать полноценное обследование, направленное на формирование пространственных представлений типа карта-обозрение. Конкретные алгоритмы обследования разрабатываются педагогом самостоятельно или заимствуются из специальной литературы [1, 18]. На втором этапе обучающиеся отрабатывают последовательность обследовательских действий на тактильной схеме или макете и одновременно получают первоначальное представление о том пространстве, которое им предстоит обследовать в реальности. На следующем этапе учащиеся под руководством педагога обследуют реальное пространство. Процесс обследования базируется на работе всех сохранных анализаторов. Независимо от величины и степени сложности пространства, его обследование проводится с опорой на тактильную модель. В качестве такой модели может выступать макет, схема, построенная при помощи фланелеграфа или прибора «Ориентир», тактильная карта, созданная посредством аппликации, рельефного рисования или с использованием рельефообразующей бумаги. Вся информация, поступающая от органов чувств, должна соотноситься с моделью. Для этого педагог, находясь непосредственно в обследуемом пространстве, показывает на модели расположение каждого ориентира и реальное местоположение самих обучающихся. Подобный приём обеспечивает целостность восприятия и даёт основу для формирования мысленной карты. На заключительном этапе происходит проверка сформированных пространственных представлений в процессе воссоздающей деятельности. Обучающимся предлагается воспроизвести по памяти образ изученного пространства при помощи магнитного конструктора «Ориентир», фланелеграфа или прибора «Школьник».
При упрощенном обследовании изучается узкая полоса пространства, попадающая в зону непосредственного зрительного и осязательного восприятия пешехода. В ходе такого изучения выделяется начальная и конечная точки маршрута, контрольные и направляющие ориентиры, а также проходимые и непроходимые препятствия В качестве контрольных ориентиров выступают объекты, которые не повторяются или достаточно редко повторяются на данном маршруте и по которым пешеход может проверить свое местоположение (ступеньки, крыльцо определенной конфигурации, скамейка, тумба, бетонный блок, ограда и т.п.). В качестве направляющих ориентиров выступают протяженные объекты, которые позволяют пешеходу выбирать и сохранять направление движения (тротуары, бордюры, ограждения, границы асфальтового покрытия и газона и т.д.). При этом все обследуемое пространство делится на отрезки, которые проходятся в соответствии с изначально заданной последовательностью.
Обследование помещения предполагает изучение границ и предметов, его наполняющих. Для этого необходимо пройти его по периметру в направлении по часовой стрелке. Отправным пунктом служит входная дверь. В процессе обхода следует обращать внимание на расположение ключевых ориентиров: дверей, окон, предметов мебели. Затем обследуется центральная часть помещения. Обучающийся должен несколько раз пересечь пространство комнаты, двигаясь от двери в разных направлениях: к противоположной стене, в левый дальний угол, в правый дальний угол. Таким образом выясняется наличие и порядок расстановки мебели в центральной части помещения. Для определения формы и примерных размеров комнаты можно также предложить обучающемуся измерить её длину и ширину при помощи шагов.
При обследовании здания первоначально выявляются элементы его планировочной структуры, то есть его каркас. Для этого обследуются центральные коридоры одного этажа, связывающие воедино различные части здания. При этом особое внимание уделяется поворотам, разветвлениям, расположению лестниц, лифтов, основных и эвакуационных выходов. При повторном обследовании тщательно изучается расположение помещений различного назначения (классных комнат, кабинетов, спортивного и актового зала, столовой, спальных помещений, туалетов, душевых, раздевалок и т.п.). При обследовании других этажей выявление конструктивных элементов здания и детальное изучение расположения помещений происходит одновременно. При этом необходимо проводить аналогии между коридорами соседних этажей, называть помещения, имеющие одинаковое расположение, указывать на способы сообщения между этажами. На следующем этапе здание обследуется снаружи. Для этого необходимо обогнуть его, двигаясь по часовой стрелке в непосредственной близости от стен здания. В ходе такого обследования выявляется форма, размер, материал, из которого построено здание, взаимное расположение его частей, место нахождения окон и дверей. При этом следует проводить аналогии между внешним и внутренним пространством здания, соотносить расположение окон и дверей при взгляде изнутри и снаружи, выяснять местонахождение наиболее значимых помещений. Желательно несколько раз зайти в здание, пользуясь разными входами, чтобы учащиеся смогли на собственном опыте убедиться в соответствии наружных и внутренних его частей.
Обследование двора строится по такому же принципу, что и обследование помещения. Первоначально изучаются границы двора, что позволяет определить его форму, размер и расположение подходных и подъездных путей. Затем обследуются все строения, находящиеся на его территории, выявляется их место и взаимное расположение. На заключительном этапе осуществляется изучение центральной части двора. При этом необходимо выделить зоны, на которые делится пространство двора (например парковка, детская площадка, спортивная площадка, зеленые насаждения, площадка для сбора мусора и т.д.), указать их границы и взаимное расположение, определить каким образом эти зоны отделены друг от друга и связаны между собой (чередование различных типов поверхности, изменение уровня поверхности, наличие бордюрных камней, ограждений, сигнальных столбов, зеленой изгороди, местоположение свободных проходов).
Для изучения улицы необходимо пройти её от начала до конца и обратно по чётной и нечётной стороне. При этом нужно акцентировать внимание на поворотах (при их наличии), перекрёстках, подъездных дорогах, пешеходных переходах и остановках общественного транспорта. После прохождения обеих сторон улицы в прямом и обратном направлении следует выделить ориентиры, совпадающие на чётной и нечётной сторонах. Желательно несколько раз пересечь улицу в разных местах, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно установить соответствие между объектами, расположенными на разных сторонах улицы.
При обследовании района или населённого пункта можно руководствоваться различными принципами, выбор которых зависит от особенностей планировочной структуры изучаемого пространства. Первый принцип - принцип сетки - заключается в том, что территория населённого пункта делится на равные квадраты и изучается по типу прямоугольной системы координат, то есть каждому сегменту присваивается буквенно-цифровое наименование (например квадрат А1). Такой способ предпочтителен в том случае, если район или населённый пункт имеет сетчатую структуру и правильную прямоугольную конфигурацию. Второй принцип можно условно назвать принципом матрёшки. Он состоит в том, что сначала исследуется ядро населённого пункта, например, центральная площадь. Затем вокруг него очерчивается условный круг или квадрат, включающий еще несколько улиц, и учащиеся обследуют периферию этой фигуры. Затем зона обследования вновь расширяется, пока не будет охвачена вся территория. Этот способ эффективен при обследовании населённых пунктов с кольцевой и радиально-кольцевой структурой. Третий принцип - принцип объединения отдельных маршрутов в единое целое. Первоначально обучающиеся осваивают несколько базовых маршрутов, проходящих по территории района или населённого пункта в разных направлениях, но имеющих определенные точки соприкосновения. После того, как у них сформируются отчетливые образы этих маршрутов (пространственные представления типа карта-путь), между ними устанавливают соотношение, тем самым объединяя их в единую карту-обозрение, отражающую целостный план местности. На завершающем этапе уточняются и конкретизируются представления о тех участках местности, которые остались за пределами базовых маршрутов. Подобный способ, как правило, применяют при обследовании небольших районов или сельских населённых пунктов. Четвертый принцип, который можно назвать принципом кластера, предполагает освоение территории города через изучение его транспортной системы. Сначала при помощи рельефных карт и поездок на общественном транспорте происходит знакомство с наиболее крупными транспортными магистралями города. В ходе такого обследования изучается их направление, назначение, взаимное расположение, комплекс близлежащих улиц. Затем аналогичным образом изучаются более мелкие ответвления основных магистралей, обеспечивающих доступ транспорта вглубь территории или его переход с одной линии на другую. Такой способ удобен при изучении крупных городов.
Содержание коррекционной работы по данному направлению со слепыми и слабовидящими обучающимися в целом идентично. Однако при работе с частично видящими детьми педагогу следует дополнительно выделять из окружающего фона визуальные ориентиры и обращать внимание на так называемые зрительные иллюзии, которые могут создавать трудности в процессе ориентировки, например: стеклянные перегородки и панорамные окна, внешне похожие на дверные проёмы, тени на асфальте, которые могут быть ошибочно приняты за препятствия, улицы, кажущиеся перпендикулярными, но в действительности пересекающиеся под острым или тупым углом и т.п. Кроме того, слабовидящим обучающимся следует упражняться в узнавании ранее выделенных и обследованных зрительных ориентиров из окна движущегося транспорта, поскольку этот навык очень востребован при совершении самостоятельных поездок.
Четвертое направление предполагает соединение всех умений и навыков, сформированных в рамках других направлений и их перенос в реальные жизненные ситуации. Этот процесс происходит поэтапно. На первом этапе обучающийся передвигается по изученным маршрутам, каждый раз возвращаясь на исходную точку. Основное содержание работы на этом этапе будет заключаться в тренировке передвижения по конкретным маршрутам. В процессе отработки маршрутов необходимо предлагать обучающимся задания, направленные на совершенствование соответствующего пространственного образа, например:
- Определить и показать на тактильной карте свое местоположение;
- Назвать ближайшие ориентиры;
- Назвать и показать направление, в котором находится начальная / конечная точка маршрута.
На втором этапе обучающийся варьирует уже изученные маршруты, комбинирует их между собой, переходит с одного маршрута на другой, не возвращаясь к исходной точке. В этот период целесообразно предложить обучающемуся следующие задания:
- Повернуть в сторону и пройти один из участков маршрута по параллельной улице;
- Пройти один из участков маршрута не по центральной улице, а по дворам;
- Дойти до ближайшего магазина / остановки / кафе двумя-тремя различными путями;
- Отклониться от маршрута в незнакомое пространство, а затем вернуться к исходной траектории движения;
- Опираясь на тактильные карты, рассчитать два различных пешеходных / транспортных маршрута из точки A в точку B.
На третьем этапе обучающийся настолько хорошо представляет себе пространство, что может перемещаться от объекта к объекту, самостоятельно избирая траекторию движения. На данном этапе рекомендуется использовать задания поискового характера:
- Зайти в помещение, отмеченное тактильной меткой на макете или мнемосхеме школы;
- Найти спрятанный предмет, местоположение которого отмечено на карте тактильной меткой;
- Найти дом с определенным адресом на изученной улице.
Работа со слабовидящими обучающимися строится по тому же принципу. Однако наличие зрения позволяет им моделировать и проходить более сложные и протяженные маршруты. Педагогу следует учитывать, что слабовидящие в большей степени опираются на непосредственное чувственное восприятие, нежели на ментальную карту, поэтому им не требуется столь же тщательная и длительная отработка маршрутов, как слепым.
Последнее направление предусматривает обучение различным способам выхода из затруднительных ситуаций, возникающих в процессе самостоятельной ориентировки и передвижения в пространстве. Чаще всего такие ситуации связаны с недостатком информации о незнакомом пространстве, потерей ориентира на знакомом маршруте, необходимостью перехода через дорогу или определения номера транспортного средства. Существует две основных стратегии поведения в подобных ситуациях: самостоятельное решение проблемы или обращение за помощью. Самостоятельное решение проблемы возможно в том случае, если обучающийся обладает достаточно развитым пространственным мышлением и навыками пользования высокотехнологичными средствами ориентирования. В таких случаях рекомендуется отыскать опорный ориентир, вернуться на предыдущий участок маршрута, получить информацию об окружающем пространстве при помощи спутниковой навигации, отследить номер транспортного средства с использованием соответствующего приложения. Второй стратегией должны овладеть все обучающиеся, независимо от зрительных возможностей и уровня психического развития. Важно научить слепых и слабовидящих детей и подростков не только обращаться за помощью к прохожим, случайно оказавшимся поблизости, но и запрашивать таковую через сервисы видеосвязи и видеопомощи. При помощи мобильных приложений «WhatsApp», «Viber», «Skype», «Zoom» обучающийся может связаться со своими родственниками или знакомыми и попросить их произвести обзор местности или отследить по картам его местоположение. Сервис видеопомощи «Be my eyes», созданный специально для незрячих людей, позволяет получить аналогичные услуги от волонтёра.
Теоретические занятия по курсу «Ориентирование и мобильность» проводятся в отдельном кабинете, оснащённом столами, стульями и шкафами. Расстановка мебели не должна препятствовать тактильному обследованию помещения. Необходимо предусмотреть свободный проход между стенами и мебелью, занимающей центральную часть комнаты. Уровень освещенности в помещении должен составлять не менее 800 лк.
Занятия по отработке техник и приёмов передвижения с тростью на первоначальном этапе необходимо проводить в просторном безопасном помещении, в качестве которого можно использовать спортивный зал, холл или рекреацию. Практические занятия, связанные с обследованием и ориентировкой на местности, проводятся на пришкольном участке или за пределами образовательной организации.
Кабинет пространственной ориентировки должен быть оснащён набором тактильных ориентационных тростей различной длины и подставкой для их размещения и хранения. Немаловажным условием является наличие специализированного оборудования и программного обеспечения, обеспечивающего доступ слепых и слабовидящих обучающихся к учебной информации: персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, программой экранного доступа, дисплеем Брайля, качественной акустической системой, интерактивной доской, лазерным принтером, принтером Брайля и устройством для создания рельефной графики на термобумаге. Если нет возможности оснастить кабинет отдельным комплектом оборудования для репродуцирования учебных материалов в рельефно-точечном и рельефно-графическом форматах, следует обеспечить доступ к таковому. Кроме того, рекомендуется оборудовать кабинет несколькими смартфонами, оснащенными программой экранного доступа и навигационными приложениями, адаптированными для незрячих пользователей, а также маркировщиком предметов.
Необходимо также оснастить кабинет следующими дидактическими средствами:
- Образцы тактильных наземных указателей (направляющие, предупреждающие, поля различного назначения);
- Напольные тактильные планшеты размером 50 на 50 см с различными наполнителями (половые доски, линолеум, ламинат, кафель, тактильная плитка, искусственная трава, песок, гравий, листовое железо, бетон);
- Аудиозаписи звуков окружающего мира и различных ситуаций, происходящих на улице;
- Портативный прибор «Ориентир»;
- Портативный фланелеграф с комплектом полосок и геометрических фигур различной величины и текстуры;
- Прибор для рельефного рисования «Школьник» или «Draftsman»;
- Планшеты для определения направлений в различных системах ориентирования (квадратные доски размером 25 на 25 см с изображением окружности, на которой расположены рельефные деления со штырьками, между которыми натягиваются резинки);
- Геоборд с рельефной сеткой и маркировкой шрифтом Брайля;
- Ячеичница 6 на 6 клеток и набор миниатюрных игрушек;
- Макет школы и пришкольного участка;
- Макеты основных типов препятствий (фрагменты проезжей части или тротуара, на которых расположены открытый люк, ливнёвка, лежачий полицейский, ограничительные столбы, цепи, сигнальные конусы, бетонные полусферы, вазоны, автомобильные покрышки, шлагбаум, монолитный бетонный блок, защитные ограждения, устанавливаемые во время ремонтных работ);
- Макет фрагмента дороги с двухполосной и четырехполосной проезжей частью;
- Макеты перекрёстков различного типа (трёхсторонние (т-образный, у-образный), четырехсторонние (крестообразный, x-образный), круговое движение, перекресток сложной конфигурации);
- Макеты остановок различного типа (остановки с наземным, надземным и подземным пешеходными переходами);
- Модели основных видов транспорта (легковой автомобиль, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, поезд, уборочная машина, грейдер, мусоровоз, автовышка, автокран, экскаватор, машина скорой помощи, автомобиль полиции, пожарная машина, эвакуатор);
- Тактильные модели основных знаков дорожного движения (знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход», «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Место остановки автобуса и троллейбуса»);
- Карта-мозаика с изображением здания школы, разделенного на части;
- Тактильная мнемосхема здания школы;
- Тактильная карта школы и пришкольного участка;
- Рельефные контурные карты здания школы и пришкольной территории для раскрашивания при помощи пластилина;
- Тактильная карта ближайшей к школе улицы;
- Тактильная схема салона автобуса, троллейбуса, маршрутного такси, вагона электропоезда, метро, поезда дальнего следования;
- Тактильная схема типовой автобусной остановки;
- Тактильная схема типовой железнодорожной станции;
- Тактильная карта ближайшей к школе остановки общественного транспорта;
- Тактильная карта автобусного и железнодорожного вокзалов;
- Тактильная карта города или населенного пункта, на территории которого расположена школа;
- Карта-мозаика, отражающая административно-территориальное деление города;
- Тактильные карты отдельных районов и микрорайонов города;
- Тактильная карта основных транспортных линий города;
- Тактильная карта региона, на территории которого расположена школа;
- Карта-мозаика, отражающая административно-территориальное деление региона;
- Тактильные карты автомобильных и железнодорожных магистралей региона.