2. Особенности реализации коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» в основной школе

Целью изучения коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка»  в основной школе является овладение умениями и навыками, обеспечивающими бытовую самостоятельность и социальную компетентность.

Для достижения поставленной цели необходимо сформировать у обучающихся следующие жизненные компетенции:

- компетенции в сфере соблюдения правил личной гигиены и ухода за собой;

- компетенции в сфере ухода за одеждой и обувью;

- компетенции в сфере ухода за жилищем и ведения домашнего хозяйства;

- компетенции в сфере организации питания и приготовления пищи;

- компетенции в сфере совершения денежных операций и пользования объектами торговли;

- компетенции в сфере использования современных средств связи и коммуникации;

- компетенции в сфере пользования различными видами транспорта;

- компетенции в сфере оказания первой медицинской помощи;

- компетенции в сфере семейной жизни;

- компетенции в сфере культуры поведения.

Курс «Социально-бытовая ориентировка» в основной школе направлен на формирование компенсаторных умений и навыков в сфере самообслуживания и повышение уровня социальной компетентности обучающихся. Данный курс является естественным продолжением курса начальной школы. В ходе его реализации происходит совершенствование и универсализацию умений и навыков, сформированных при изучении в начальной школе.

Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» в основной школе реализуется за счет часов внеурочной деятельности. На его изучение рекомендуется отводить от 1 до 2 часов в неделю в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся и общего уровня социально-бытовой адаптации класса.

Содержание курса на каждом году обучения представлено повторяющимися разделами, однако каждый раздел ежегодно расширяется с учетом возраста, интересов и социального опыта обучающихся. Педагог самостоятельно определяет количество часов, отводимых на изучение каждого раздела. Продолжительность изучения раздела определяется с  учетом уровня социальной адаптации обучающихся.

Основной формой преподавания коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» являются коррекционные занятия теоретической и практической направленности. Занятия проводятся в группе. Численность группы  слепых обучающихся при проведении занятий не должна превышать 5 человек на одного преподавателя. В некоторых случаях численный состав группы может быть сокращен в соответствии с индивидуальными учебными планами обучающихся. При делении на мелкие группы следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося, обеспечивая возможно большую однородность группы. Численность группы слабовидящих обучающихся определяется размером класса.

Преподавание курса «Социально-бытовая ориентировка» строится на основе органичного сочетания словесного, наглядного и практического методов. Выбор и сочетание методов и их конкретных проявлений зависит от содержания учебного материала и особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся. Так, словесные методы (рассказ, беседа, объяснение) никогда не используются без подкрепления при помощи средств наглядности и практических упражнений, так как это может привести к появлению и развитию вербализма. В то же время применение наглядного и практического методов всегда сопровождается словесными комментариями и инструкциями, что позволяет сформировать у обучающихся адекватные предметно-пространственные представления и передать образцы выполнения предметно-практических действий.

Программа курса включает в себя следующие разделы:

  • Личная гигиена;
  • Одежда и обувь;
  • Питание;
  • Семья;
  • Этика и культура поведения;
  • Жилище;
  • Транспорт;
  • Торговля;
  • Медицинская помощь;
  • Средства коммуникации и связи.

Особенности преподавания курса «Социально-бытовая ориентировка» в данном пособии описываются на примере тематического раздела «Торговля», который в наименьшей степени представлен в существующей учебно-методической литературе. В рамках данного раздела могут быть выделены следующие подразделы:

  • Денежные операции;
  • Виды объектов торговли;
  • Практика использования объектов торговли.

Методический аппарат каждого подраздела предполагает различные комбинации методов. При изучении подраздела «Денежные операции» используются такие методы и приемы, как рассказ, демонстрация средств наглядности, алгоритмизация и практические упражнения. Подраздел «Виды объектов торговли» реализуется посредством рассказа, беседы, экскурсии и наблюдения. Подраздел «Практика использования объектов торговли» ориентирован преимущественно на применение практических методов, к числу которых относятся сюжетно-ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций и практические упражнения.

Подраздел «Денежные операции» предполагает изучение основных видов денежных расчетов, овладение навыками различения российских монет и банкнот и  обучение способам совершения финансовых операций с использованием различных технических средств.

Денежные операции подразделяются на наличные и безналичные расчеты. При наличных расчетах один человек передает другому реальные денежные единицы (монеты или банкноты). Безналичные расчеты осуществляются  путем списания с банковского счета одного лица на счет другого лица. Монеты и банкноты при этом не используются. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что человеку с нарушениями зрения удобнее и безопаснее совершать безналичные расчеты при помощи пластиковой карты. Такой способ позволяет избежать трудностей, связанных с идентификацией монет и банкнот и подсчетом сдачи. Правильность совершения операций можно отслеживать при помощи СМС сообщений или уведомлений, которые поступают на мобильный телефон владельца карты сразу же после совершения платежа.

Для того, чтобы успешно совершать операции с наличными, человек с нарушениями зрения должен научиться доступным для него способом различать монеты и денежные банкноты. Для этого первоначально обучающихся знакомят со всеми видами действующих российских монет: тактильно и визуально обследуют их, сравнивают по диаметру, находят на них лицевую и оборотную сторону, читают , изображенные на них плоскопечатные цифры. Слепым и слабовидящим с низкой остротой зрения при различении монет следует целиком полагаться на тактильное восприятие. Если обучающийся не знает, как выглядят плоскопечатные цифры, необходимо при помощи магнитной азбуки или какого-либо рельефно-графического пособия показать ему изображения цифры 1, 2, 5, 0 и добиться их узнавания и различения, и только после этого приступать к изучению монет. Слабовидящим с достаточно высокими показателями остроты зрения рекомендуется первоначально предъявлять увеличенные изображения монет, либо обвести тактильные знаки, обозначающие их номинал, тонким контрастным контуром. Для закрепления навыка дифференциации монет можно предложить следующие упражнения:

  • рассортировать монеты по номиналу, разложив их столбиками;
  • сосчитать сумму, которая лежит в кошельке;
  • набрать сумму в 10 рублей десятью разными способами;
  • смоделировать ситуацию оплаты за проезд в троллейбусе или автобусе.

Далее следует сформировать у обучающихся более сложный навык различения банкнот. В случае со слабовидящими работа будет строиться по тому же принципу, что и обучение различению монет: внимательное визуальное обследование купюр, сравнение их по цвету, величине и качеству бумаги, различение лицевой и оборотной стороны, определение местоположения обозначений денежного номинала. Слепых школьников необходимо учить распознавать денежные купюры при помощи специальных приложений для смартфона, работающего под управлением программы экранного доступа. Несмотря на то, что на большинстве денежных купюр присутствуют тактильные знаки, использование их на практике нецелесообразно, так как они предназначены отнюдь не для тактильного обследования, а для определения подлинности купюры при помощи специального аппарата. Такие знаки имеют очень слабый рельеф и при частом использовании купюры совершенно стираются, поэтому распознать их тактильно практически невозможно. Процесс распознавания банкнот при помощи смартфона целесообразно продемонстрировать на примере приложений «Определитель купюр» и «Blind-Droid Wallit», которые совместимы как с платформой «Ios», так и с платформой «Android». Преимуществом данных приложений является простота обращения, что делает их доступными даже для начинающего пользователя смартфона. После демонстрации работы приложения следует дать обучающимся простейший алгоритм его использования:

  1. Расправить купюру и положить её на плоскую поверхность;
  2. Активировать ярлык приложения на экране смартфона;
  3. Положить смартфон так, чтобы он полностью закрывал собой купюру;
  4. Медленно поднимать смартфон вверх, удерживая его параллельно поверхности стола;
  5. Дождаться голосового сообщения с информацией о купюре.

При отсутствии у обучающегося каких-либо навыков пользования смартфоном педагог может взять на себя операцию запуска приложения, а прочие действия предоставить ученику.

Независимо от состояния зрительных функций, нужно обратить внимание обучающихся на необходимость сортировки и хранения банкнот в отдельных ячейках кошелька, что значительно облегчает процесс их идентификации. Это обусловлено тем, что денежные расчеты часто происходят при низком уровне освещенности или в условиях спешки, когда невозможно сосредоточиться и правильно определить купюру.

Основным инструментом для совершения безналичных расчетов является банковская карта, которая представляет собой секретный электронный ключ к лицевому счету пользователя. Поэтому рекомендуется обучать школьников ориентироваться на лицевой и оборотной стороне карты  и пользоваться современными техническими устройствами, позволяющими проводить денежные операции при помощи карт (банкоматами, терминалами, мобильным банкингом, электронными платежными системами). В первую очередь следует внимательно рассмотреть структуру банковской карты. Она имеет прямоугольную форму и располагается в альбомной ориентации, то есть длинные ее стороны должны занимать горизонтальное положение относительно плоскости стола. В левом верхнем углу лицевой стороны карты расположен микрочип, который имеет вид блестящего рельефного квадрата. В правом верхнем углу карты помещен знак бесконтактных платежей (в случае, если карта их поддерживает), который представляет собой пять закрывающих круглых скобок, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Однако этот знак не определяется тактильно. Под микрочипом и знаком бесконтактных платежей размещена основная информация о карте, написанная плоскопечатными буквами и цифрами, выполненными рельефным способом. Первая строка включает в себя шестнадцатизначный номер карты, вторая - срок ее действия, (месяц и год), третья - фамилию, имя, отчество владельца карты в латинской транскрипции, четвертая - номер филиала, в котором была выдана карта. В верхней части оборотной стороны карты имеется светлая полоса - магнитная лента. На ней нанесен CVC-код - уникальное трехзначное число, необходимое для проведения операций в электронных платежных системах. Каждая карта также имеет пин-код - секретное четырехзначное число, которое выполняет функцию подписи клиента и подтверждает его согласие на совершаемую операцию. Пин-код никогда не пишется на поверхности карты. Его необходимо держать в памяти.

Далее следует ознакомить обучающихся с основными способами использования карты. При совершении платежных операций карта либо вставляется внутрь устройства левой стороной вперед (карты с магнитной лентой или микрочипом), либо прикладывается к специальному сканеру (карты с функцией бесконтактной оплаты), либо просто является источником информации, которая затем вводится в поля для заполнения. Необходимо пояснить, что рельефные надписи, расположенные на поверхности карты изначально предназначены не для тактильного восприятия, а для предупреждения возможности подделки карты и повышения ее долговечности. Поэтому как слепым, так и слабовидящим пользователям рекомендуется зафиксировать реквизиты карты любым доступным способом, чтобы в случае необходимости иметь возможность оперативно к ним обратиться.

Банкомат - это устройство самообслуживания, позволяющее вносить и снимать наличные со счета, проверять баланс банковской карты и совершать безналичные платежи и переводы. Для людей с глубокими нарушениями зрения банкоматы адаптируются путем установки специального программного обеспечения, озвучивающего основные элементы интерфейса, и дублирования надписей на корпусе устройства шрифтом Брайля. На сегодняшний день такие банкоматы установлены только в офисах ПАО «Сбербанк». Однако следует помнить, что в режиме невизуального доступа функционал устройства ограничен операциями снятия наличных и проверки баланса карты.

Сначала необходимо ознакомить обучающихся со строением и функциями банкомата. Для этого рекомендуется организовать экскурсию в ближайшее отделение ПАО «Сбербанк», которая должна включать в себя тактильное и зрительное обследование банкомата. Стандартный банкомат представляет собой металлическую тумбу высотой около полутора метров. Он состоит из главного модуля, который помещается в верхней части устройства, и стального сейфа, расположенного внизу. Главный модуль включает в себя монитор, устройство для выдачи денег, клавиатуру, слот для выдачи чека, кардридер, сканер бесконтактных карт и сканер штрихкодов. Все эти элементы предназначены для взаимодействия с клиентами. На верхней вертикальной поверхности банкомата устанавливается монитор. Он имеет сенсорную поверхность, реагирующую на прикосновения пальцев, что позволяет управлять банкоматом без использования дополнительных кнопок. Справа или снизу по отношению к нему располагаются слот для выдачи чека и кардридер. В современных моделях банкоматов, адаптированных для слепых, они имеют подписи, выполненные шрифтом Брайля. Кроме того, кардридер снабжен зеленой подсветкой, которая помогает пользователям с остаточным зрением легко обнаруживать его. Непосредственно под монитором находится гнездо для наушников, которое позволяет переводить банкомат в режим невизуальной работы. Оно представляет собой отверстие, отмеченное рельефным значком в виде подковы. Справа от него расположена кнопка регулировки громкости речи. Под гнездом помещается наклонная поверхность, на  которой находятся клавиатура, сканер бесконтактных карт и устройство для выдачи денег. Клавиатура состоит из цифровых и функциональных клавиш. Цифровые клавиши расположены по три в ряд. Последний ряд включает в себя также клавиши «звёздочка» и «решетка». Клавиша 5, помещенная в середине,  отмечена рельефной меткой. Справа от цифровых клавиш находятся функциональные: «сброс», «отмена» и «ввод». Клавиша «сброс», помеченная рельефным значком в виде креста, позволяет прервать начатую операцию и получить назад карту. Клавиша «отмена» с маркировкой в виде стрелки, направленной влево, осуществляет возврат к предыдущему действию. Клавиша «ввод», отмеченная рельефным кружком, подтверждает введенные данные. Сканер бесконтактных карт имеет вид квадрата, поверхность которого тактильно отличается от остальной поверхности банкомата. Снизу она ограничена силиконовой полосой. К ней можно прикладывать карты, имеющие электронный чип, чтобы не вставлять их в кардридер. Устройство для выдачи денег - это прямоугольное углубление, имеющее дверцу, на которую нанесена надпись «Наличные». Эта дверца, называемая затвором, отъезжает в сторону  в момент внесения или выдачи денег. При открытом затворе также виден купюроприёмник, который представляет собой прямоугольный ящичек с продольными ячейками, из которых выезжают денежные купюры. Ниже следует вертикальная поверхность, в правом верхнем углу которой расположен сканер штрихкодов. Это небольшое квадратное углубление, к которому нужно подносить штрихкод, напечатанный на квитанции, чтобы совершить платеж. Стальной сейф имеет дверцу и ящик с ячейками, в который загружаются денежные купюры. Он открывается при помощи электронного ключа и обслуживается специальными работниками, которые называются инкассаторами.

Далее следует отработать навыки ориентировки на поверхности банкомата. Это можно сделать при помощи несложных заданий поискового характера, например:

  • найти кардридер;
  • показать затвор устройства для выдачи денег;
  • нажать на клавиатуре кнопку «отмена»;
  • набрать на клавиатуре четырехзначное число.

Следующий этап связан с изучением алгоритмов проверки баланса карты и снятия наличных. Выбор изучаемых операций обусловлен их доступностью в режиме невизуальной работы. Для этого достаточно иметь одноразовые наушники и банковскую карту с небольшим количеством денежных средств.

Алгоритм проверки баланса карты строится по следующей схеме:

  1. Вставить штекер наушников в гнездо банкомата, чтобы перевести его в режим невизуального доступа;
  2. Вставить в кардридер карту так, чтобы рельефная надпись оказалась слева, а микрочип справа;
  3. Дождаться голосовой инструкции и ввести пин-код карты (четырехзначное число);
  4. Дождаться открытия голосового меню и нажать на клавиатуре цифру 1;
  5. Подтвердить свой выбор повторным нажатием цифры 1;
  6. Выбрать способ получения информации о состоянии счета нажатием соответствующей клавиши (озвучить баланс - 5, напечатать чек - 6, показать на экране - 8);
  7. Подтвердить свой выбор повторным нажатием той же клавиши;
  8. Завершить сеанс работы путем нажатия клавиши «сброс» , отмеченной крестом;
  9. Извлечь карту из кардридера;
  10. При необходимости забрать чек.

Алгоритм снятия наличных включает в себя следующие операции:

  1. Вставить штекер наушников в гнездо банкомата, чтобы перевести его в режим невизуального доступа;
  2. Вставить в кардридер карту так, чтобы рельефная надпись оказалась слева, а микрочип справа;
  3. Дождаться голосовой инструкции и ввести пин-код карты (четырехзначное число);
  4. Дождаться открытия голосового меню и нажать на клавиатуре цифру 4;
  5. Подтвердить свой выбор повторным нажатием цифры 5;
  6. Выбрать требуемую сумму путем нажатия соответствующей клавиши (500 рублей - 1, 1 000 рублей - 2, 2 000 рублей - 3, 3 000 рублей - 4, 5 000 рублей - 5);
  7. Подтвердить свой выбор повторным нажатием той же клавиши;
  8. Извлечь карту из кардридера;
  9. Забрать купюры из купюроприемника;
  10. При необходимости забрать чек.

Терминал - это устройство для приема к оплате платежных карт, которые используются в магазинах или организациях, предоставляющих различные услуги. Существуют терминалы, которые приводятся в действие кассиром, и терминалы самообслуживания. В настоящий момент для людей с глубокими нарушениями зрения доступен только первый тип терминалов.

При первоначальном знакомстве с терминалом следует рассмотреть его строение и функции. Он представляет собой небольшую пластмассовую коробку прямоугольной формы. Чаще всего он располагается на плоскости горизонтально и узкой стороной обращен к покупателю. На верхней поверхности терминала находится дисплей и клавиатура. На дисплее выводится сумма операции и сообщения о состоянии платежа. Клавиатура предназначена для ввода пин-кода карты, а в некоторых случаях и суммы платежа. Для этого она снабжена  12 символьными и 3 функциональными клавишами. Символьные клавиши расположены по 3  в каждом горизонтальном ряду. Последний ряд включает в себя цифру 0 и знаки «звёздочка» и «решетка». Цифра 5, помещенная в центре клавиатуры, имеет тактильную метку для облегчения процесса ориентировки. Последний ряд  содержит функциональные клавиши: «сброс» (рельефный крестик), «отмена» (стрелка влево) и «ввод» (рельефный кружок). Первая позволяет прервать операцию, вторая - вернуться к предыдущему действию, третья - подтвердить совершаемую операцию. На торцевой поверхности терминала, обращенной к покупателю, расположен кардридер. В некоторых моделях под кардридером также помещен слот для выдачи чека.

На следующем этапе рекомендуется показать обучающимся процесс оплаты при помощи терминала и отработать его на практике. Оплата покупок через терминал предполагает следующий набор действий:

  1. Выяснить у кассира сумму операции и удостовериться в её правильности;
  2. Развернуть карту левой стороной от себя, так, чтобы микрочип оказался вверху справа;
  3. Вставить карту в кардридер или приложить её к устройству в области дисплея;
  4. Ввести пин-код и подтвердить операцию при помощи клавиши «ввод», отмеченной рельефным кружком;
  5. Дождаться соответствующего звукового сигнала, вынуть карту и забрать чек.

Мобильный банкинг - это удаленное управление банковскими счетами через мобильные сети при помощи смартфона или планшетного компьютера. Работа мобильного банкинга, как правило, осуществляется с использованием специальных мобильных приложений. При знакомстве с мобильным банкингом целесообразнее всего воспользоваться приложением «Сбербанк Онлайн», так как оно полностью адаптировано для незрячих людей. На его примере следует продемонстрировать обучающимся структуру приложения, приемы отслеживания баланса карты, а также алгоритмы совершения платежей и переводов.

При первичном знакомстве с приложением следует показать обучающимся основные вкладки и сделать их краткий обзор, что позволит сформировать общее представление о программе и ее функционале. Программа включает в себя пять вкладок, название которых размещены в горизонтальном ряду в нижней части экрана: «Главная», «Платежи», «Диалоги», «История», «Каталог». Во вкладке «Главная» отображается информация обо всех картах и вкладах, которыми располагает данный клиент. Вкладка «Платежи» предназначена для выбора и совершения платежных операций. Во вкладке «Диалоги» можно прочитать все сообщения, адресованные владельцу карты, другими пользователями мобильного банка. Вкладка «История» содержит информацию о приходных и расходных операциях по всем счетам данного клиента. Во вкладке «Каталог» размещена рекламная информация обо всех продуктах и услугах, предоставляемых ПАО «Сбербанк».

На следующем этапе целесообразно показать обучающимся основные способы отслеживания баланса карты. Первый способ заключается в чтении СМС сообщений, поступающих на мобильный телефон, к которому привязана карта клиента. Второй способ состоит в просмотре PUSH-уведомлений, относящихся к конкретной карте, которые открываются в приложении при нажатии кнопки «Уведомления» в правом верхнем углу главного экрана. Третий способ подразумевает внимательное изучение вкладки «История», где собраны и выстроены в хронологическом порядке уведомления об операциях по всем счетам клиента.

Далее можно переходить к изучению алгоритмов проведения конкретных операций. Алгоритм совершения платежа удобно показать на примере оплаты мобильной связи. Он включает в себя следующие действия:

  1. Активировать ярлык «Сбербанк Онлайн» на экране смартфона;
  2. Ввести пин-код (уникальное пятизначное число);
  3. Зайти во вкладку «Платежи»;
  4. Найти и активировать пункт «Мобильная связь»;
  5. Активировать кнопку «Оплата любого номера телефона»;
  6. Ввести номер телефона и сумму платежа;
  7. Проверить введенные данные и подтвердить операцию.

Алгоритм совершения перевода рекомендуется продемонстрировать на примере перевода клиенту ПАО «Сбербанк». Он предполагает следующие действия:

  1. Активировать ярлык приложения на экране смартфона;
  2. Ввести пин-код (уникальное пятизначное число);
  3. Найти и развернуть заголовок «Карты»;
  4. Выбрать необходимую карту;
  5. Найти и активировать пункт «Оплатить или перевести»;
  6. Выбрать тип перевода (перевод клиенту «Сбербанка»);
  7. Выбрать способ идентификации получателя (по списку контактов - вкладка «Контакты», по номеру телефона - «Телефон», по номеру карты - «Карта»);
  8. Ввести сумму перевода;
  9. Проверить данные и подтвердить операцию;
  10. При необходимости сохранить чек.

В случае, если обучающиеся не владеют навыками пользования смартфонами, педагог ограничивается простой демонстрацией функций приложения. Если же обучающиеся являются постоянными активными пользователями сенсорных устройств, следует уделить время на практическое освоение алгоритмов и их последующее применение в учебных ситуациях.

Электронные платежные системы - это системы денежных расчетов при продаже-покупке товаров и услуг через сеть Интернет. При оформлении заказа в интернет-магазине покупателю, как правило, сразу же предоставляется возможность пройти на страницу электронной платежной системы и оплатить выбранные товары. Необходимо продемонстрировать обучающимся приемы работы с такими системами при помощи программ экранного доступа и экранного увеличения («Jaws for Windows», «NVDA», «ZoomTex Fusion»). Процесс оплаты заказов в электронных платежных системах строится по следующему алгоритму:

  1. Выбрать из предложенных вариантов способ оплаты (банковская карта, электронный кошелек, счет мобильного телефона и т.д.);
  2. Ввести реквизиты банковской карты (номер карты, срок действия, имя владельца, CVC-код) и номер мобильного телефона;
  3. Ввести секретный код, присланный на указанный номер телефона в виде СМС сообщения, и подтвердить его.

Подраздел «Виды объектов торговли» предполагает знакомство обучающихся с основными объектами торговли, их отличительными особенностями и правилами приобретения товаров в каждом из них. В первую очередь следует ознакомить учащихся с различными классификациями объектов торговли. Это может быть традиционная классификация магазинов по виду товаров (продуктовые, промтоварные, универсальные, специализированные и т.п.), либо классификация, предложенная в данном пособии, в основу которой положен способ организации торговли:

  • Магазины с продавцом;
  • Магазины самообслуживания;
  • Интернет-магазины;
  • Рынки.

Магазины первого типа характеризуются тем, что процесс выбора и упаковки товаров в них производится с участием продавца. Покупатель озвучивает свой запрос, а продавец называет ассортимент товаров, уточняет их характеристики и стоимость, находит требуемый товар, упаковывает и выдает его, принимает оплату. Такой тип магазинов наиболее предпочтителен для покупателей с глубокими нарушениями зрения. Пространство в них, как правило, разделено на зону продавца и небольшую по площади зону покупателей, которые разграничены высокими прилавками. Соответственно, у человека с нарушениями зрения нет необходимости ориентироваться и перемещаться по всему магазину и отыскивать товар на полках. Для пользования торговыми объектами подобного рода необходимо свободно общаться с продавцом: уметь объяснять возникающие трудности, адекватно запрашивать помощь, правильно задавать вопросы относительно интересующего товара.

Магазины самообслуживания - это крупные торговые объекты, для которых характерна открытая выкладка товара в торговом зале и свободный доступ посетителей к стеллажам с товаром.

Неоспоримым преимуществом таких магазинов является богатый ассортимент товаров и их компактное расположение в пределах одного помещения. Подобные магазины предполагают самостоятельное передвижение покупателя по торговому залу и выбор товаров. Операции поиска, взвешивания, упаковки и перемещения товаров на кассу производятся самим покупателем без участия продавца. Сотрудник магазина сопровождает только процесс оплаты. Посещение таких магазинов вызывает у покупателей с нарушениями зрения наибольшие трудности. Затруднения возникают при ориентировке в торговом зале, передвижении по узким проходам между открытыми полками с товарами, поиске нужного товара, пользовании электронными весами, одновременном манипулировании тростью и корзиной для покупок. Для совершения покупок в магазинах самообслуживания необходимо либо хорошо представлять себе расположение товаров на территории торгового зала и уметь тактильно распознавать их через  упаковку, либо обращаться за помощью к сотрудникам и другим покупателям.

Рынок - это пространство, на котором осуществляется продажа различных товаров. Существуют продуктовые и вещевые, крытые и  открытые, постоянно действующие и временные, оптовые и розничные рынки. Отличительной особенностью рынка является возможность договариваться с продавцом о снижении цены. Цены на товары на рынках, как правило, ниже, чем в магазинах.

Как и в небольших магазинах, процесс выбора и упаковки товаров на рынке производится с участием продавца. Оплата товаров за редким исключением осуществляется  путем наличных расчетов. Ориентировка и передвижение по рынку вызывает у человека с нарушениями зрения определенные затруднения. Торговые точки на рынке расположены очень близко друг к другу и часто меняют своё расположение. Рядом с официальными торговыми точками нередко возникают места несанкционированной торговли: разнообразные прилавки, столики, развалы, грузовые машины, осуществляющие продажу товаров прямо из кузова. Кроме того, продавцы на рынке отнюдь не всегда соблюдают профессиональную этику и правильно измеряют вес товара, а покупатель с нарушениями зрения не имеет возможности проверить точность показаний весов.

Интернет-магазин – это сайт или мобильное приложение, в котором посетитель может заказать и оплатить интересующий его товар. Покупатель выбирает товар, кладет его в виртуальную корзину, а затем оформляет заказ, выбирая определенный способ оплаты и доставки. Продавец отправляет товар в пункт выдачи, откуда покупатель забирает его самостоятельно, или передает курьеру, который доставляет товар непосредственно на дом клиенту. С точки зрения человека с глубокими нарушениями зрения, интернет-магазины обладают рядом существенных преимуществ, к которым относятся: посещение в любое удобное для покупателя время, выбор покупок в индивидуальном темпе, наличие подробных описаний и технических характеристик товаров, возможность сравнения цен и запроса дополнительной информации у консультантов. Недостатком таких магазинов является отсутствие возможности тактильно обследовать товар перед совершением покупки. Для успешного совершения покупок в интернет-магазинах человеку с глубокими нарушениями зрения необходимо обладать навыками работы на компьютере или смартфоне под управлением программы экранного доступа и иметь активную банковскую карту или электронный кошелек.

На следующем этапе целесообразно провести с обучающимися экскурсии на различные предприятия торговли. В ходе такой экскурсии необходимо знакомить учащихся с ассортиментом магазина, торговым оборудованием, расположением основных зон и отделов, особенностями выкладки товаров, приемами ориентировки на его территории. Полезно также наблюдать за процессом торговли и поведением продавцов и покупателей. Если по каким-то причинам нет возможности понаблюдать за сторонними покупателями на близком расстоянии, педагог сам может выступить в роли покупателя.

При знакомстве с интернет-магазином нужно рассмотреть структуру сайта или мобильного приложения, на базе которого он функционирует, и приемы навигации в нем. Затем следует тщательно изучить правила совершения покупок, ассортимент магазина, образцы описания товаров, способы доставки и оплаты, формы оказания информационной поддержки (горячая линия, онлайн-консультант,   форма для получения обратной связи). В заключении следует продемонстрировать процесс оформления заказа в интернет-магазине.

 

Подраздел «Практика использования объектов торговли» предполагает формирование навыков совершения покупок, овладение социальной ролью покупателя и накопление опыта взаимодействия с персоналом предприятий торговли.

Первичное формирование навыков пользования объектами торговли происходит в процессе сюжетно-ролевых игр в условиях кабинета. Во время проведения таких игр организация пространства в кабинете должна быть максимально приближена к реальному торговому объекту (место хранения корзин, камеры хранения для вещей покупателей, кассы, стеллажи, шкафы с товарами). Обучающиеся должны оперировать дидактическими средствами, имитирующими виды товаров, наличные деньги, технические устройства для безналичного расчета и другие атрибуты совершения покупок.

 

Набор игровых ролей определяется тем, какой объект торговли имитируется в каждом конкретном случае. Как правило, это покупатель с нарушениями зрения, нормально видящий покупатель, продавец, кассир, охранник, консультант, администратор магазина и тд.  Игровые действия должны быть направлены на освоение социальных ролей и моделей поведения, поэтому сюжет игры строится на основе реальных жизненных ситуаций.

 

Целесообразно предложить обучающимся следующие ситуации:

  • Купить хлеб и молоко в ближайшем магазине с продавцом;
  • Попросить помощи продавца в подборе и примерке свитера;
  • Подобрать при помощи продавца черные осенние ботинки 37 размера;
  • Купить торт «Паутинка» в магазине самообслуживания, обратившись за помощью к сотрудникам;

Приобрести в магазине самообслуживания продукты для приготовления праздничного ужина по готовому списку;

  • Приобрести в магазине самообслуживания 1 кг бананов, обратившись за помощью к покупателям;
  • Самостоятельно найти в знакомом магазине самообслуживания батон и совершить покупку;
  • Найти на рынке торговую точку с молочной продукцией и купить две пачки творога;
  • Приобрести на рынке 2 кг картофеля по наиболее низкой цене;
  • Отобрать и взвесить на рынке 1 кг яблок, предварительно проверив их качество при помощи осязательного обследования;

После проигрывания каждой ситуации педагог организует совместное обсуждение игры, в рамках которого проводится саморефлексия и выявляются конструктивные и неконструктивные модели поведения.

На втором этапе происходит перенос формируемых навыков в реальные условия. Совершение покупок и отработка конструктивных моделей поведения осуществляется на различных объектах торговли под контролем педагога. Помимо стандартного задания, связанного с совершением покупок, обучающимся могут быть предложены следующие упражнения:

  • Подобрать в книжном магазине с продавцом поздравительную открытку для своей мамы;
  • Выбрать в киоске «Роспечать» брелок для ключей;
  • Купить в галантерейном магазине 3 м атласной ленты красного цвета и оплатить ее наличными;
  • Приобрести в овощном магазине с продавцом 2 помидора, проверив их качество при помощи осязательного обследования;
  • Описать расположение товаров в знакомом магазине самообслуживания;
  • Найти место для хранения корзин в магазине самообслуживания;
  • Найти в магазине самообслуживания камеру хранения и поставить туда сумку, а затем отыскать нужную ячейку и забрать ее;
  • Найти в магазине самообслуживания кассу и обратиться за помощью к сотруднику;
  • Приобрести в магазине самообслуживания йогурт «Фрутис» со вкусом персика, обратившись за помощью к сотрудникам;
  • Найти в обувной магазине самообслуживания сланцы, примерить их и подобрать нужный размер;
  • Найти в знакомом магазине самообслуживания лимон, при помощи покупателей взвесить его и оплатить банковской картой;
  • Узнать у покупателей магазина самообслуживания стоимость банки кукурузы марки «Шесть соток»;
  • Спросить сотрудников магазина самообслуживания о доступных акциях на бытовую химию;
  • Попросить продавца, торгующего на рынке пирожками, озвучить ассортимент и стоимость товаров;
  • Найти на рынке с помощью прохожих торговую точку по продаже сухофруктов и купить стакан кураги, предварительно оценив ее на вкус;
  • Узнать цены на яблоки в нескольких торговых точках, расположенных на рынке неподалеку друг от друга;
  • Выбрать и заказать в интернет-магазине подарок для своего друга / подруги;
  • Ознакомиться с описанием различных моделей наушников, представленных в интернет-магазине, выбрать желаемый вариант и положить его в корзину;
  • Подобрать в интернет-магазине футболку и проверить, имеется ли в наличии нужный размер;
  • Задать вопрос онлайн-консультанту интернет-магазина по поводу интересующего товара.

Занятия по социально-бытовой ориентировке  проводятся в специально оборудованном кабинете, разделенном на сектора (зоны). Зонирование кабинета должно обеспечивать рациональную организацию рабочего пространства и необходимые условия для изучения разделов программы. Кабинет СБО может дополняться другими помещениями и представлять собой комплекс помещений, каждое из которых предназначено для формирования определенных умений и навыков (Например, навыки в сфере ухода за одеждой и обувью - постирочная комната, навыки в области приготовления пищи - кухня и т.п. ). Наиболее оптимальным вариантом организации пространства кабинета является имитация квартиры с включенным в нее классом. К обязательным зонам относятся учебная зона, кухня, постирочная, гостиная. Если площадь помещения позволяет, могут быть дополнительно выделены такие зоны, как прихожая, столовая  и спальня.

Оснащение кабинета СБО, прежде всего, должно быть представлено реальными предметами быта:

  • Мебель: парты, стулья, мягкая мебель, разделочный стол, кухонный стол, табуретки, шкаф для посуды, платяной шкаф, стеллажи, сушилка для белья напольная, гладильная доска.
  • Бытовая техника: газовая или электрическая плита, духовой шкаф, микроволновая печь, мультиварка, ручная или электрическая хлеборезка, электрический чайник, стиральная машина, утюг, пылесос, телевизор;
  • Тифлотехнические устройства: индикатор уровня жидкости, маркировщик предметов, весы с рельефной шкалой или речевым выходом, мерная кружка с рельефными делениями, тактильный или звуковой таймер, нож с дозатором;
  • Посуда: кастрюли, сковороды, тарелки разного размера и назначения, чашки, бокалы, заварочный чайник, сахарница, графин, ёмкости для хранения круп и специй, ложки, вилки, ножи, шумовка, лопатка, картофелемялка, венчик, половник, скалка, ножеточка;
  • Столовый текстиль: скатерти, салфетки, прихватки, полотенца;
  • Набор средств для мытья посуды: тряпки, губки, ёршики, моющие средства;
  • Набор средств для ухода за одеждой: щетки, валики для чистки, тазы, хозяйственное мыло, стиральный порошок, жидкие средства для стирки, распылители воды, вешалки-плечики;
  • Набор средств для ухода за обувью: тряпки, губки, щетки, кремы;
  • Набор средств для ухода за жилищем: ведро, швабра, щетка, веник, совок, тряпки;
  • столярные и слесарные инструменты: отвертки, молоток, гвоздодер, плоскогубцы, пассатижи, кусачки;
  • Швейные принадлежности: иглы, нитки, пуговицы, нитевдеватели, напёрстки, ножницы;
  • Аптечка для оказания первой медицинской помощи.