В пособии раскрывается специфика реализации программного содержания коррекционных курсов для обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с новыми требованиями проекта примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования (далее ПАООП ООО), в частности, представлены содержание и методика преподавания коррекционных курсов «Ориентирование и мобильность», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Изучение рельефно-точечной системы Л. Брайля». Особое внимание уделяется практической направленности курсов. Пособие адресовано учителям, педагогам дефектологам, воспитателям и всем заинтересованным лицам.

ВВЕДЕНИЕ

На ступени основного общего образования происходит планомерное введение обучающихся с нарушениями зрения в более сложную социально-образовательную среду. В основной школе образование обучающихся данной группы по-прежнему носит коррекционную направленность. Поэтому, в структуру   ПАООП ООО включена программа коррекционной работы.

Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в основной школе задается двумя векторами. Первый вектор связан с необходимостью продолжения коррекционной работы, основные задачи которой не удалось решить на предыдущей ступени образования. В начальной школе у обучающихся уже должна быть сформирована система ведущих компенсаторных умений и навыков, используемых в учебно-познавательной, ориентировочно-поисковой и предметно-практической деятельности. Однако индивидуальные особенности обучающихся, прогрессирующий характер зрительного заболевания, неблагоприятные условия семейного воспитания и другие негативные факторы часто определяют необходимость продолжения работы по их формированию в основной школе.

Второй вектор связан с совершенствованием и универсализацией компенсаторных умений и навыков, сформированных в начальной школе. В связи с этим коррекционная работа в основной школе должна быть направлена на отрыв сформированного навыка от узкой конкретной ситуации и перенос его в новые условия. Обучающихся необходимо подготовить к тому, чтобы они могли эффективно использовать тот или иной навык в различных ситуациях.

Основным инструментом реализации коррекционной работы являются коррекционные курсы. Для слепых обучающихся предусмотрены курсы «Ориентирование и мобильность» и «Социально-бытовая ориентировка». Для  слабовидящих обучающихся обязательным является курс «Социально-бытовая ориентировка». Кроме того, в зависимости от состояния зрительных функций и индивидуальных особенностей психического развития, слабовидящему обучающемуся могут быть рекомендованы коррекционные курсы «Развитие зрительного восприятия», «Ориентирование и мобильность», «Изучение рельефно-точечной системы Л. Брайля». Они реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом слабовидящего обучающегося. Необходимость их изучения определяется рекомендациями психолого-педагогического консилиума образовательной организации, врача-офтальмолога и пожеланиями родителей.

Целью настоящего пособия является обеспечение научно-методического сопровождения реализации коррекционных курсов для обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с требованиями ПАООП ООО. Пособие призвано оказать методическую помощь педагогам в решении организационных и содержательных проблем преподавания коррекционных курсов. Пособие адресовано педагогам образовательных организаций, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования.