5. НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современных условиях экономического развития общества особое значение имеет свобода выбора профессии. Успешное освоение востребованной в обществе профессии обусловливает авторитет со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому важным этапом в жизни любого человека является профессиональное самоопределение.
В. П. Ермаков, И.Н.Зарубина [5] отмечают, что недостатки профессионального самоопределения, обусловленные тяжестью зрительной патологии, могут быть преодолены в процессе ранней профориентации.
Для построения ранней профориентации составляется рабочая программа и разрабатываются направления такой работы. Предлагаем примерный план.
Цель работы по формированию ранней профориентации:
Воспитание личности, способной к самостоятельной адаптации в современном мире, самореализации, определению жизненных и профессиональных перспектив.
Задачи:
- развитие морально-нравственных качеств обучающихся, осознанности важности учебной деятельности, здорового образа жизни, необходимости труда,
- воспитание активного члена общества, гражданина и патриота своей страны,
- способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки, умения анализировать и объективно оценивать свои возможности,
- содействовать определению жизненных перспектив, сознательному выбору профессии.
Направления работы по формированию ранней профориентации:
Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.
Цель: Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни.
Задачи:
- Развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.
- Формирование нравственных качеств личности и приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.
- Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны.
- Осмысление основ правовой и экономической грамотности.
- Воспитание адекватных норм коммуникативного общения, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.
- Овладение воспитанниками системой знаний, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни.
Познавательная деятельность.
Цель: Коррекция недостатков познавательного развития, развитие положительной познавательной мотивации в выборе профессии.
Задачи:
- Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач.
- Развитие основ личной самооценки; ответственности за свои поступки.
- Формирование профессиональных представлений.
- Воспитание положительных качеств личности (сознательность, организованность, дисциплинированность и т. д.), необходимых в самоопределении.
Оздоровительная деятельность.
Цель: Формирование у воспитанников установки на сохранение зрения и здоровый образ жизни.
Задачи:
- Воспитания личностных качеств, а именно: дисциплинированности, аккуратности, собранности, умении организовать свое время и пр.
- Воспитание интереса к занятиям спортом, поддержка и развитие детского спорта.
Трудовая деятельность.
Цель: Усвоение норм общественного поведения, позволяющих активно участвовать в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.
Задачи:
- Овладение воспитанниками общетрудовыми умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
- Воспитание культуры труда и умений использовать в практической деятельности.
- Формирование практической и психологической готовности к труду в целях успешной социализации и самоопределения.
- Коррекция поведения детей посредством трудотерапии.
Художественно - творческая деятельность.
Цель: Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
Задачи:
- Систематичное развитие эстетического вкуса у слепых и слабовидящих обучающихся во всех сферах деятельности.
- Развитие интереса к традициям русской народной культуры, быта, воспитание уважения к традициям других народов.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты.
Культурно-досуговая деятельность.
Цель: Способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы посредством приобщения слепых и слабовидящих обучающихся к досуговой деятельности.
Задачи:
- Приучать детей рационально использовать свое свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью.
- Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, занятия по интересам и т.д.).
- Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга.
- Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам.
- Приучать активно участвовать в подготовке к праздникам.
- Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
- Поддерживать увлечения детей в разнообразной деятельности, создавать условия для дополнительного обучения в кружках и секциях.
Работа с родителями
Задачи работы с родителями:
- постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка,
- просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи,
- помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.
Формы работы:
- родительские собрания,
- индивидуальные беседы.
Работа с воспитателем группы:
Задачи:
- Привлекать воспитателей к организации дополнительных занятий с отстающими учениками.
- Работа по ранней профориентации со слепых и слабовидящих обучающихся.
- Информировать воспитателей о проблемах слепых и слабовидящих обучающихся и их семей, о нравственном и физическом здоровье детей, о выборе профессии.
- Привлекать воспитателей к работе с родителями, к проведению классных и внеклассных мероприятий.
- Поддерживать тесный контакт с специалистами школы-интерната.
Формы работы с воспитателем:
- Организация бесед и консилиумов с учениками и родителями.
- Участие в организации и проведении конкурсов, предметных недель.
- Участие в школьных мероприятиях.
Индивидуальная работа со слепыми и слабовидящими обучающимися:
Формы работы:
- Индивидуальные и коллективные беседы с детьми о выборе профессии.
- Индивидуальные консультации по профессиональной ориентации.
- Вовлечение в классные, школьные и внеклассные мероприятия.
- Тесный контакт с родителями слепых и слабовидящих обучающихся.
Примерный перечень критериев сформированности навыков, необходимых для будущей профессии
Модель выпускника школы-интерната может быть представлена как упорядоченный перечень основных социально-значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности. Поэтому слепые и слабовидящие обучающиеся должны:
- знать себя, свои функциональные зрительные возможности для будущей профессии, особенности эмоционально-поведенческих реакций, что позволит более осознано найти достойный выход из сложных жизненных, личностно значимых ситуаций;
- ориентирован на сохранение зрения и здоровый образ жизни, способен противостоять негативным дурным влияниям, может отказаться от вредных привычек и не станет на пути противоправных действий, знает свое тело, имеет достаточно полное представление о нем, о своих психофизиологических возможностях, знает способы поддержания и укрепления здоровья;
- знаком с основами семейной жизни; умеет общаться с противоположным полом в соответствии с принятыми в обществе правилами;
- обладает психической, эмоциональной устойчивостью к непредвиденным (конфликтным) ситуациям; эмоциональным здоровьем, способен к эмоционально-поведенческой саморегуляции; проявляет толерантность;
- сформированы основы нравственно - правого самосознания; знает и понимает свои права, умеет их отстоять без нарушения правовых, этических норм; признает свои обязанности, как член общества;
- относительно развит интеллект, в том числе социальный. Умеет адекватно ориентироваться в значимых ситуациях жизни и деятельности;
- сформированы интересы и склонности в соответствии с природными возможностями и приобретенными знаниями и умениями. Умеет организовать свой досуг; использует средства и возможности культуры для своего совершенствования, расслабления, снижение напряжения;
- сформированы навыки социально-бытовой ориентировки; профессиональные интересы и склонности, трудовые и профессиональные навыки; умеет осуществлять совместную деятельность с другими людьми.