ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ.

 

Профессиональная подготовка как условие и средство включения в трудовую жизнь является первым этапом профессиональной адаптации. Профориентация умственно отсталых подростков в условиях специализированных школ организована с учетом следующих позиций.

Во-первых, профориентация – достаточно длительный процесс, в ходе которого решаются проблемы адекватного профессионального самоопределения, профвыбора.

Во-вторых, необходимая системность, комплексность процесса профориентации в значительной степени обеспечивается включением средств медицинского, психофизического, психологического, педагогического характера.

В-третьих, продолжительность процесса профориентации, его содержательная разноплановость предлагают различные этапы, направления, которые связаны со спецификой актуальных профориентационных задач и используемых для их решения средств.

В-четвертых, своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий её реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушением интеллекта, обучающихся в школах VIII вида).

Таким образом, организационный аспект профориентации детей с умственной отсталостью в условиях специализированных школ включает:

  • выделение этапов процесса профориентации и определение профориентационных задач, решаемых на каждом из них;
  • определение основных методических приемов профориентации, адекватных её актуальным задачам на выделенных этапах;
  • определение путей и средств взаимодействия между различными специалистами и учреждениями, принимающими участие в профориентации;
  • анализ фактических условий работы коррекционных школ в аспекте прфориентации.

Профориентация представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий: медицинских, психологических, психофизиологических, социально-педагогических, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Этот процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, складывающийся из нескольких этапов и форм. Они имеют определенную хронологическую последовательность, в их ходе преследуется решение различных задач и, соответственно, использование различных методических приемов профориентации, что требует привлечение разных специалистов. При этом важно, что шаговый принцип, определенная последовательность этапов профориентации имеет не формальную, а смысловую обусловленность, так как успешность решения профориентационных задач на её начальных этапах предполагает возможность постановки последующих профориентационных задач и, соответственно, возможность их эффективного решения.

Традиционно выделяют следующие задачи профессиональной ориентации:

  • профессиональная информация;
  • профподбор, подбор доступных по состоянию здоровья и психологическому статусу профессий и видов труда;
  • трудовое профессиональное воспитание;
  • коррекция неадекватных профпланов, трудовых установок и др.

Кроме того, в процессе осуществления профориентации можно выделить несколько блоков:

  • медицинский блок – определение перечня показаний и противопоказаний к трудовой деятельности;
  • психофизиологический блок – определение, исходя из характера реактивности жизнеобеспечивающих систем, уровня доступных и показанных нагрузок;
  • психологический блок – определение, исходя из анализа психологических факторов, ориентации на различные виды трудовой деятельности;
  • педагогический блок – формирование трудового стереотипа, готовности к труду, формирование и развитие профессионально важных качеств, проведение трудовых проб;
  • социальный блок – подбор оптимальных вариантов профобучения и трудоустройства на основании анализа конъюнктуры рынка труда, соответствующей профессиографической информации о наличии возможностей профподготовки в данном регионе и обобщения данных предыдущих блоков.

В специальной (коррекционной) школе для учащихся с умственной отсталостью осуществляется следующее профессиональное воспитание:

  • в процессе трудового обучения;
  • во время экскурсий на предприятия для ознакомления с доступными профессиями и условиями труда (строительные, швейные и др.);
  • устраиваются встречи с представителями этих профессий, добившимися высоких результатов в работе.

Методика профориентационных занятий базируется на принципах специальной педагогики, олигофренопедагогики и психологии умственной отсталости, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса в коррекционных школах. Программа трудового обучения, кроме формирования общетрудовых умений и навыков по конкретному профилю, включает также освоение элементов знантй об экономике современного производства, о формах трудовой деятельности, оплате руда, бюджете семьи, предполагает психологическую подготовку к труду – развитие произвольного внимания, осмысленного запоминания, мыслительных операций, формирование культуры труда, понятия о профессиях. В процессе освоение программы «Введение в специальность» дается общее представление о конкретном производстве, о взаимоотношениях работника и администрации, об отношении труда и заработной платы, об охране труда, экологии, о культуре молодого рабочего.

Профинформирование включает оформление стендов, для подростков с профессионально ориентационной информацией, посещение учреждений профессионального образования, где выпускники получают профессии. Профинформация необходима на всех этапах профориентации, и одна из важнейших её задач заключается в стимуляции развития психологических качеств и свойств личности, а также ликвидации (сглаживания) тех из них, которые препятствуют адекватному выбору. Её эффективность и результативность определяется не только содержанием самой информации, сколько характером её «присвоения», «включения» в личность. Профконсультирование и коррекция профпланов проводится психологом, который участвует в проведении занятий по профориентации, проводит уонсультирование педагогов по специальным вопросам профориентации умственно отсталых школьников, занимается профориентационными проблемами. Подбор профессий, которым можно обучить и с которыми возможно трудоустройство, проводится в процессе обучения на основании профпроб по ограниченному количеству профессий в зависимости от имеющихся трудовых мастерских и кружков. Как правило, это столярное, молярное, швейное дело, рукоделие, вышивка, плетение, изготовлений изделий народных промыслов. Важность и ценность этого методического приема в профориентационном значении заключается в том, что он имеет и диагностический, и развивающий, и коррекционный смысл. При этом при его реализации происходит наглядное, действенное, практическое «узнавание» учащимися своих возможностей, своих способностей в том или ином виде деятельности, что естественным образом может видоизменить его установки, притязания, ценностные ориентации, характер которых крайне важен для адекватного профвыбора.

Для профинформирования, консультирования и коррекции профпланов привлекаются школьный врач, психиатр. Социальный педагог, как правило, организует указанные выше экскурсии и встречи, а также содействует выпускникам в трудоустройстве или поступлении на профобучение.

После окончания девятого класса выпускники школы имеют несколько возможных путей трудоустройства: в открытом рынке труда с обучением на рабочем месте или после обучения в специализированных профессиональных училищах.

В систему профориентационной деятельности с учащимися входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются. Профконсультации, например, в ряде случаев дают большой эффект при совместном консультировании родителей и ребенка. Существенно важным при реализации активных методов профориентации следует признавать возможность участия в них и родителей учащихся (например, сюжетно-ролевых играх, в качестве руководителей кружков и т.п.). Это, с одной стороны, дает возможность родителям лучше узнать своих детей, повысить адекватность своих представлений о профперспективах, а с другой – повысить эффективность развивающих и коррекционных занятий в силу значимости для детей соответствующих позиций и отношений родителей. Но из-за того, что часто СКОШИ VIII вида являются школами интернатного типа и из-за отрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей), данная работа не охватывает родителей всех учащихся.

Для успешного решения задач профессиональной ориентации могут быть использованы профориентационные коррекционные методы – как педагогические, так и психологические. При этом решаются задачи по оптимизации, гармонизации психического развития умственно отсталых подростков в целом, что является важнейшим фактором адекватного профессионального самоопределения.

К коррекционным методам относится и группа тренинговых методик, активно развивающих те или иные качества ребенка, и специальные уроки профориентации или профориентационные консультации и т.п., а также методические приемы психологической реабилитации: психологическая консультация, тренинг, психокоррекция и психотерапия. Важно, что эти методики могут быть использованы на каждых этапах профориентационной работы. С помощью данных методик могут сглаживаться патопсихологичская симптоматика, ослабляться выраженность девиантного поведения, могут развиваться общие коммуникативные навыки и т.п., т.е. с их помощью могут создаваться предпосылки к более целенаправленной профориентации сглаживаться те особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, которые этому препятствуют. С их помощью может происходить коррекция неадекватных мотивов и установок на профдеятельность, коррекция неадекватной системы самооценок и уровня притязаний.

Эффективность и действенность профориентации будет непосредственно зависеть от того, насколько вся система профориентационных мероприятий сумеет сориентировать умственно отсталых учащихся на показанные виды трудовой деятельности, насколько эта ориентация будет соответствовать реальной ситуации на рынке труда, на рынке образовательных услуг в соответствующей системе профессиональной подготовки и трудоустройства.

И, конечно, главным условием эффективности профориентационной работы является определение базовых предприятий и положительное отношение к лицам с ОВЗ со стороны общества и государства.