ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Специальные (коррекционные) школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Сфера возможного приложения труда умственно отсталых носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что коррекционная школа не может выполнить своей основной социальной задачи – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Содержание профессионального обучения умственно отсталых учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям (10).

Далеко не все выпускники школы работают по полученной в школе профессии, так как часто проявляется несоответствие между уровнем профподготовки учащихся и требованиями современного производства. Часть выпускников коррекционной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.

Учащиеся школ для детей с нарушением интеллекта могут овладеть рядом профессий. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

Как известно, для умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-инвалидов и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У умственно отсталых школьников встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т.д.

При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т.д.). В целом у данного контингента отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов – силы, подвижности и уравновешенности.

В этой связи на государственном уровне Госкомтруда разработана система доступных умственно отсталым выпускникам 137 специальностей в различных областях производственной, сельскохозяйственной и обслуживающей профессиональной деятельности.

У старшеклассников коррекционных школ, как и у их нормально развивающихся сверстников, появляется потребность обсуждать вопрос будущей профессии. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер, парикмахер, учитель и т.д. Мотивом к выбору этих профессий у них служат внешние привлекательные стороны профессии, желание работать рядом с родителями или друзьями. Редко мотивом являются существенные качества профессии, её значимость. Это обусловлено тем, что умственно отсталые учащиеся имеют туманное представление о содержании этих профессий. Свой выбор они объясняют, как правило, красивостью названия, престижностью профессии или влиянием советов родных и друзей.  Так, например, на вопрос выпускнику: «Кем ты хочешь быть?», - он отвечает: «Менеджером», «Почему ты им хочешь быть?», - он отвечает: «Звучит красиво, и она сейчас модная!». Большинство выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида мечтают иметь «свой дом, семью и работу, которая позволила бы нормально жить», они не называют, как правило, конкретных профессий, но высказывают пожелания в ближайшем будущем иметь материальные ценности: машину, квартиру, много денег и т.п.

Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации контингента.

Постепенно, в ходе проводимой профориентационной работы умственно отсталые учащиеся начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям: швея, столяр, слесарь, овощевод, рабочий по уходу за животными и т.д. Обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика.

Многим ученикам специальной (коррекционной) школы старших классов свойственны уверенность и целенаправленность в доступной им сфере конкретно-практической деятельности. Умственно отсталые старшеклассники адекватно переживают свои успехи и неудачи, проявляют настойчивость в достижении конкретной цели.

Исследования К.М. Турчинской свидетельствуют о том, что уровень профессиональной устойчивости выпускников коррекционных школ значительно ниже уровня профессиональной устойчивости выпускников профессиональных училищ. Наряду с частой сменой профессии наблюдается частая смена места работы. Нередки случаи, когда выпускник специальной (коррекционной) школы каждый год меняет место работы.

Профессиональное самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных факторов. Можно выделить как минимум четыре их группы.

Во-первых, социально-экономические факторы. На разны этапах своего развития общество предлагает разные сферы приложения сил молодому человеку, вступающему в жизнь. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их изменения и развития, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеют моральные и материальные стимулы конкретного профессионального труда, престиж профессии, важность для общества на данном этапе его развития и т.д.

Ко второй группе относятся социально-психологические факторы. Это, в первую очередь, социальное окружение (семья, круг друзей, школа и т.д.). Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации личности, определенное отношение к разным группам профессий, специфические социальные ожидания, установки и стереотипы.

Третью группу составляют психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, общие и специальные способности, уровень интеллектуального и личностного развития, особенности памяти, внимания, моторики и т.д.

Четвертая группа включает в себя индивидуально-психологические особенности учащегося. Они определяют динамические характеристики протекания психических процессов, выражаются в виде разных темпераментов и могут либо способствовать выполнению отдельных видов деятельности, либо затруднять их.

Недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма профессионального самоопределения. На первых двух этапах формирования профессионального самоопределения у умственно отсталых детей особых расхождений с нормой не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения – профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед умственно отсталыми школьниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями (11).

У многих учащихся специальной (коррекционной) школы обнаружено значительное несоответствие между названными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе. У умственно отсталых школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознанны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затрудненно в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому их профессиональное самоопределение должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Правильному определению профессиональных возможностей умственно отсталых школьников способствуют специальные медико-психологические обследования и основанные на этих данных квалифицированные консультации.

Выпускники специальной (коррекционной) школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Таким образом, решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися коррекционной школы становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профориентационной работы.