ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
У школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются следующие особенности личности:
- высокий уровень невропатизации;
- низкая самооценка;
- фиксация на двигательном дефекте;
- неадекватная оценка себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
- неадекватность профессиональных интересов.
У большинства обучающихся этой группы ориентация на будущую профессию происходит без учета тех ограничений, которые накладывают хроническое инвалидизирующее заболевание.
Для детей и подростков с НОДА характерны такие особенности личности как коммуникативная недостаточность, низкий уровень мотивации достижений, неадекватная самооценка (чаще заниженная), проявления иждивенчества. Они испытывают затруднения при необходимости организовывать и регулировать свою деятельность и поведение. У многих детей в подростковом возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания. В группе школьников с НОДА часто встречаются акцентуации характера, которые крайне редко диагностируются у нормально развивающихся подростков: астено-невротическая и сенситивная. Для астено-невротической акцентуации характерны повышенное внимание к состоянию своего здоровья, частые жалобы, ипохондрический фон настроения. Такие особенности диагностируются у подростков с тяжелой двигательной патологией. Для сенситивной акцентуации характерны низкая самооценка, выраженное переживание внешних проявлений заболевания, неуверенность в себе. Такие черты характера чаще отмечаются у обучающихся с легкой и средней тяжестью двигательных нарушений. Они формируются под влиянием неудач в процессе контактов с окружающими людьми, в том числе здоровыми сверстниками.
Наличие двигательной патологии, изнеживающее воспитание, социальная депривация способствуют закреплению или проявлению конституционально обусловленных черт астено-невротического, сенситивного и психастенического типов акцентуаций характера.
Представленные данные свидетельствуют о том, что подростки с церебральным параличом относятся к «группе риска» в том, что касается дезаптационных срывов.
Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Задачи коррекционной работы психолога:
- психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений;
- психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов;
- психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности;
- участие психолога в профориентационной работе;
- психологическое консультирование участников образовательного процесса;
- психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
Диагностическая деятельность психолога
Задачами психолого-педагогического исследования являются:
- Выявление особенностей развития познавательной деятельности с оценкой потенциальных возможностей интеллектуального развития;
- Определение основных направлений коррекционно-педагогического воздействия.
Оценка результатов психолого-педагогического обследования проводится на основе качественного анализа особенностей психической деятельности с определением структуры когнитивного нарушения в сочетании с функциональными возможностями ребенка (двигательными, сенсорными, речевыми) и с его хронологическим возрастом.
В основной школе большое значение при обследовании имеет выявление особенностей личностного развития, а также профессиональных склонностей и намерений.
После проведенного обследования составляется заключение, где отмечаются особенности познавательной деятельности, развитие речи, а именно, что ребенок знает, что может делать сам, какие формы деятельности превалируют.
При обследовании детей с двигательными нарушениями целесообразно придерживаться определённой схемы (см. Приложение 2).
Психологическая коррекция и профилактика нарушений
когнитивных процессов
На основании анализа результатов диагностики особенностей развития психолог определяет потребность обучающегося с НОДА в психокоррекционной работе по совершенствованию когнитивных процессов. У большинства обучающихся нарушения когнитивных процессов были компенсированы в ходе подготовки к школе или в период получения начального образования. Однако у некоторых их них могут выявляться нарушения высших психических функций, затрудняющих овладением учебным материалом и требующих коррекционного воздействия. Такими нарушениями являются истощаемость психических процессов, колебания умственной работоспособности и внимания. Эти нарушения проявляются постоянно, носят стойкий характер, отражают физическое и психическое состояние обучающегося с НОДА. Наряду с этими нарушениями у обучающихся по данному варианту программы выявляется недостаточная сформированность пространственных и временных представлений, диссоциация между низким уровнем конструктивного праксиса и достаточным уровнем развития словесно-логического мышления. Эти особенности затрудняют освоения учебных программ по ряду предметов, среди которых русский язык, математика, география, история, технология и др. Для этих обучающихся психолог разрабатывает программу коррекционной работы по формированию пространственных представлений, временных представлений, конструктивного праксиса. Содержание программы, сроки ее реализации, результаты определяются индивидуально.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности
Особенности личностного развития лиц с НОДА обусловлены двумя основными факторами: переживанием своего состояния в связи с имеющимися двигательными нарушениями; особенностями семейного воспитания по типу гиперопеки, реже – эмоционального отвержения больного ребенка. В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации требуются занятия по профилактике и коррекции личностного развития. В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по нормализации внутрисемейных отношений и коррекции неадекватных подходов к воспитанию в семье.
Психолог, диагностировав высокий уровень тревожности, низкую или компенсаторно-завышенную самооценку, высокий уровень невропатизации, риск декомпенсации акцентуации характера и (или) другие негативные личностные проявления, разрабатывает программу коррекционной работы для обучающихся, определяет формы и сроки ее реализации, планирует результаты освоения программы.
Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА
Для обучающихся с НОДА в основной школе характерно появление реакции эмансипации, т.е. стремление к самостоятельности, желание освободиться от зависимости от родителей. Родители детей данной категории, как правило, не готовы к появлению этого возрастного новообразования. Они продолжают осуществлять воспитание по типу гиперпротекции, тормозят развитие самостоятельности ребёнка, пытаются контролировать как его действия, так и планы на будущее. Эта ситуация часто провоцирует конфликты, нарушения родительско-детских отношений. Для части родителей также характерна недостаточно адекватная оценка физических и психологических особенностей своего ребёнка. В ряде случаев родители переоценивают интеллектуальный потенциал обучающегося, игнорируют реальные физические и когнитивные ограничения. Такая родительская позиция оказывает влияние на представление родителей о дальнейшем профессиональном пути обучающегося с НОДА: родители ориентированы на получение высшего образования, престижной профессии, часто объективно недоступной ребёнку. Позиция родителей влияет на самооценку обучающегося с двигательными нарушениями, формирует у него неадекватные профессиональные намерения. Именно эти проблемы становятся основными в работе с семьей ребёнка с НОДА, обучающегося в основной школе. Рис. 1.
Рис. 1 Направления работы психолога с семьей обучающегося с НОДА
Выбор первоочередных направлений работы с семьей ребенка или подростка с НОДА осуществляется на основе результатов исследования семьи, бесед с учеником и его родителями, проведения психодиагностических методик. Рис 2.
Рис. 2 Модели работы с семьёй обучающегося с НОДА
Выбор конкретных форм работы с семьей определяется теми задачами, которые психолог ставит перед собой, а также зависит от уровня подготовки специалиста.
Формами работы с семьёй обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются:
- родительские клубы;
- систематические групповые занятия;
- индивидуальная работа с матерью или отцом;
- поведенческий тренинг;
- групповые дискуссии;
- игры и драматизации;
- родительские сочинения.
Конкретные приемы коррекционной работы, представлены в исследовании В.В. Ткачевой и И.Ю. Левченко.
Психологическое консультирование
участников образовательного процесса
Важным направлением деятельности психолога является психологическое консультирование участников образовательного процесса – учителей, тьюторов, родителей и др. Это консультирование осуществляется по итогам диагностического этапа. Участникам образовательного процесса предоставляются сведения об индивидуальных особенностях, обучающихся с НОДА и даются рекомендации. Рекомендации направлены на учет выявленных особенностей в образовательном процессе, профилактику и коррекцию нарушений. Особую значимость эти рекомендации имеют для учителей, так как учителя часто не знают особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с НОДА, не владеют приемами коррекционной работы. Для части учеников характерными являются нарушения работоспособности, которые проявляются на разных уроках в виде нарушений внимания, истощаемости, утомляемости, отказе от выполнения заданий. У многих из них отмечаются негрубые нарушения пространственного восприятия, что находит свое отражение в трудностях усвоения материала по географии, истории, математике и др. Ученики затрудняются в выполнении тех заданий, которые базируются на анализе и учете пространственных отношений.
Для профилактики нарушений внимания и работоспособности необходимо:
- дозирование интеллектуальной нагрузки (объем учебного материала должен быть сокращен на треть от обычного объема);
- планирование смены видов деятельности с целью профилактики утомляемости;
- планирование во время уроков двигательных разминок и специальных релаксационных упражнений;
- применение на уроках специальных методик и приемов предъявления материала с учетом характера нарушения или заболевания.
Психолог, диагностировавший у обучающегося несформированность пространственных представлений, должен разработать рекомендации, адресованные учителям. В этих рекомендациях следует предложить конкретные приемы, которые можно использовать при изучении тем, базирующихся на освоении пространственных представлений. Следует отметить, что несформированность пространственных представлений у обучающихся данной категории может быть источником специфических ошибок на письме. В начальной школе часть таких обучающихся занимались с логопедом по коррекции дисграфии, но в основной школе данный вид работы не предусмотрен. Однако специфические ошибки у учеников сохраняются, их количество увеличивается при утомлении, при выполнении письменных творческих работ. Психолог должен дать соответствующую консультацию учителю русского языка.
Участие психолога
в профориентационной работе
В связи с особенностями профессиональных намерений требуется участие психолога в профориентационной работе. Профориентационную работу с обучающимися с НОДА необходимо осуществлять с начала обучения в основной школе. Конкретное содержание работы зависит от многих факторов и определяется по результатам диагностики. Основной задачей психолога в структуре этой работы является коррекция неадекватных профессиональных намерений, которые отмечаются у большинства обучающихся с НОДА, и препятствуют, в будущем, правильному профессиональному выбору.
Система работы предусматривает два этапа. На подготовительном этапе решаются две задачи:
- исследование профессиональных интересов и намерений ученика, его личностных особенностей и специфики познавательной деятельности;
- определение актуальных и потенциальных функциональных возможностей, клинических показаний и противопоказаний в отношении возможных профессий.
На этом этапе создается примерный перечень профессий, рекомендованных каждому обучающемуся с учетом его профессиональных склонностей и функциональных возможностей.
При составлении перечня психологу помимо прочего необходимо учитывать такие важные аспекты как медицинские показания и противопоказания к тем или иным видам профессиональной деятельности. При отсутствии у психолога таких данных в отдельных случаях можно опираться на положения приказа Минтруда России № 515 от 04.08.2014 г. (рекомендуемые виды трудовой и профессиональной деятельности инвалидов в зависимости от нарушенных функций).
Предварительный этап, как правило, выявляет типичные ситуации наличия неадекватных профессиональных намерений у обучающихся с НОДА. Они описаны в Приложении 5.
Основной этап психокоррекционной работы строится по типу занятий интенсивного общения в группах социально-психологического тренинга. Групповые занятия проходят еженедельно по 2 раза, длительность одного занятия составляет от 45 до 60 минут.
Реализация этого этапа возможна на любом году обучения, но особенно важно включить эту деятельность психолога в программу коррекционной работы в последние годы обучения в основной школе для подготовки к правильному профессиональному выбору после ее окончания.
Для решения этих задач хорошо зарекомендовали себя два приема: сочинения «Мой характер и моя будущая профессия», «Почему я хочу стать...» и т.п. с последующим их обсуждением, а также анализ конкретных жизненных ситуаций, связанных с трудовой деятельностью в различных коллективах (учитель в детском коллективе; в коллективе, где все здоровы; в коллективе, где не принимают человека с физическим недостатком и др.).
Проведение занятий в групповой форме, позволяет подросткам увидеть и осознать то, что их проблемы не уникальны, что их одноклассники имеют схожие проблемы, связанные с профессиональным будущим; кроме того, совершенствуются навыки общения, расширяется и сам круг общения.
Профориентационная работа психолога с обучающимися обязательно должна сочетаться с работой с родителями по оптимизации родительских позиций в отношении профессионального будущего их детей.
Психологическая помощь при подготовке к ОГЭ
Выпускники с НОДА при подготовке к ОГЭ испытывают когнитивные, личностные, процессуальные трудности. Это обусловлено особенностями развития обучающихся с двигательными нарушениями. Рис. 4
Рис. 4 Трудности, которые испытывают обучающиеся с НОДА при подготовке к ОГЭ
Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения. Для преодоления трудностей необходимо помогать выпускнику осваивать навыки работы с экзаменационными материалами и в выработке индивидуальной стратегии.
Работа по преодолению личностных и процессуальных трудностей представлена на Рис. 5.
Рис. 5 Формы работы по преодолению трудностей при подготовке к ОГЭ
Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Рис.6 Формы работы по подготовке обучающихся с НОДА к ОГЭ
Необходимые мероприятия, информирование об эффективных способах подготовки к экзаменам (организация жизнедеятельности, стратегия и тактика поведения в предэкзаменационный период);
- обучение методам и приемам запоминания информации;
- отработка навыков саморегуляции психических состояний;
- развитие умения мобилизировать себя в решающей ситуации.
На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:
- классные часы, мини-лекции, беседы с выпускниками об условиях эффективной подготовки к экзаменам: соблюдение режима сна и бодрствования, питания, организация рабочего пространства и т.д.;
- групповые психологические занятия для различных категорий детей;
- индивидуальные консультации для выпускников;
- разработка рекомендаций для выпускников и их родителей.
Рекомендации могут быть представлены как в устной (на родительских собраниях, классных часах, во время консультаций), так и в письменной форме (в виде памяток, стендовой информации, информации на сайте школы).