3. Психолого-медико-педагогическая комиссия

 Образовательный маршрут, как уже отмечалось, определяется в процессе проведения обследования ребенка с нарушенным слухом на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для принятия правильного решения необходимо:

  • тщательно изучить данные аудиологических исследований состояния слуховой функции ребенка, удостовериться в их адекватности путем сопоставления с результатами обследования слуха сурдопедагогическими методами; подтвердить или опровергнуть степень снижения слуха у ребенка: на уровне глухоты или тугоухости (проведение такого исследования подробно изложено в пособии Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко/, 2003).
  • по предоставленным родителями документам с результатами проведенных медицинских обследований ребенка и по заключениям врачей определить имеются ли у него дополнительные первичные отклонения в развитии, степень их выраженности; удостовериться в объективности указанных в документах сведений;
  • провести обследование уровня общего и речевого развития ребенка.

Проводить комплексное психолого-педагогическое обследование уровня общего и речевого развития поступающего в первый класс ребенка следует при помощи традиционных сурдопедагогических методик.

Обследуя ребенка, специалисты не должны забывать о том, что выявленный у будущего первоклассника с нарушениями слуха низкий уровень речевого развития не может считаться безусловным подтверждением наличия у него столь же существенного отставания в общем развитии. Проводить психолого-педагогическое обследование таких детей следует с обязательным применением невербальных средств инструктирования и невербальных заданий, при этом необходимо каждый раз убеждаться, на сколько точно понял ребенок данную ему инструкцию. Предлагая ребенку задание, не нужно требовать его повторения или просить рассказать, что он будет делать. Уточнять правильность понимания ребенком задания целесообразнее в ходе выполнения им требуемых действий, либо – на другом схожем материале. В результате психолого-педагогического обследования, проведенного с учетом низкого уровня речевого развития обследуемых детей, специалисты могут выявить тех из них, кто по общему развитию не имеет грубого отставания от возрастной нормы, а, следовательно, при создании правильно выстроенных условий специального обучения получат возможность приблизиться к ней.

В процессе проведения комплексного психолого-педагогического обследования ребенка, а также в ходе беседы с его родителями специалистам нужно получить данные:

  • об общем развитии ребенка,
  • об овладении им социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
  • о представлениях ребенка об окружающем мире.
  • о владение ребенком навыками коммуникации и его слухо-речевом развитии.

Кроме того, при выборе варианта образовательного маршрута следует учесть, получал ли ребенок до начала школьного обучения дошкольную подготовку: в течение скольких лет и в каких условиях:

  • в группе компенсирующей направленности, в том числе для детей с нарушенным слухом со сложными (комплексными) нарушениями в развитии,
  • в группе комбинированной направленности,
  • в группе общеразвивающей или оздоровительной направленности при систематических занятиях со специалистами,
  • воспитывался дома и посещал занятия специалистов в образовательных, медицинских или других организациях.

Для обоснованной рекомендации совместного со слышащими детьми обучения и воспитания (первый вариант или вторый – в условиях «гибкого» класса) нужно выявить:

  • как относится ребенок к имеющемуся у него нарушению слуха,
  • имел ли он в дошкольном возрасте положительный опыт взаимодействия с нормально слышащими и говорящими детьми,
  • имеет ли семья возможность и желание повседневно оказывать ребенку помощь в процессе его обучения и воспитания.

Именно эти аспекты важно учитывать при выборе адекватного возможностям каждого ребенка образовательного маршрута, а также тех условий, в которых он может быть реализован, как будет показано ниже.

Напомним, что тот или иной вариант образовательного маршрута рекомендуется по результатам комплексного психолого-педагогического обследования. Как уже отмечалось, для глухих детей выбор осуществляется из четырех вариантов (1.1, 1.2, 1.3. и 1.4.), для слабослышащих и позднооглохших – из трех (2.1., 2.2., 2.3.). Остановимся более подробно на характеристике детей, которым может быть рекомендован тот или иной вариант образовательного маршрута.