2. Характеристика образовательных маршрутов для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся

 Принципиальные различия глухих, слабослышащих и позднооглохших детей в состоянии их слуховой функции, в уровне их развития и в перспективе его сближения с возрастной нормой (или ее отсутствие) потребовали разработки дифференцированного стандарта с использованием разных вариантов АООП НОО: для глухих l.l., 1.2., 1.3, 1.4, а также для слабослышащих и позднооглохших 2.1, 2.2, 2.3.

Предложенный дифференцированный стандарт позволяет на практике обеспечить каждого ребенка необходимым ему обучением и воспитанием вне зависимости от его места жительства, вида образовательной организации, тяжести нарушения развития, способности к освоению уровня образования, предусмотренного для здоровых сверстников. При этом могут быть удовлетворены как общие, так и особые образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями слуха. Дифференцированный стандарт предлагает варианты образовательных маршрутов с учетом структуры нарушения и особенностей развития детей с нарушенным слухом, он также предусматривает целенаправленное расширение их взаимодействия со слышащими сверстниками (Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / 2013/).

Первый вариант АООП НОО (цензовый уровень образования)

Данный вариант образовательного маршрута может быть эффективен для глухим (1.1.) или слабослышащих и позднооглохших детей (2.1.), которые к моменту поступления в школу уже достигли уровня общего и речевого развития, близкого к возрастной норме и которые имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками.

Обучение в соответствии с данным вариантом образовательного маршрута предполагает, что ребёнок будет получать образование, сопоставимое по уровню с образованием слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (4 года). Он будет полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия), будет обучаться на равных в одном классе со слышащими сверстниками и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и они.

Обязательными условиями успешного обучения ребенка с нарушенным слухом в условиях данного образовательного маршрута являются создание адекватных условий для реализации его особых образовательных потребностей, систематическое оказание ему целенаправленной коррекционной помощи, в том числе для формирования полноценной жизненной компетенции.

Второй вариант АООП НОО (цензовый уровень образования)

Данный вариант образовательного маршрута может быть эффективен для тех глухих (1.2.) или слабослышащих и позднооглохших (2.2.) детей, которые к моменту поступления в школу по уровню общего и речевого развития еще не приблизились к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней в специальных условиях обучения.

Обучение в соответствии с данным вариантом образовательного маршрута предполагает, что ребёнок будет получать образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием слышащих сверстников, но, как правило, в более пролонгированные календарные сроки (5-6 лет). При этом обучение будет организовано в специальных классах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. По окончании школы ребенок получает такой же документ об образовании, как и его слышащий сверстник.

Организация обучения и воспитания по адаптированным основным образовательным программам обеспечивает удовлетворение не только общих, но и особых образовательных потребностей данных категорий детей с нарушенным слухом. Именно это позволяет детям получать образование, постепенно преодолевать отставание в развитии, формировать у них полноценную жизненную компетенцию.

Обучение начинается или в 1 классе, или в 1 дополнительном классе.

Третий вариант АООП НОО (нецензовый уровень образования)

Данный вариант образовательного маршрута предназначен для глухих (1.3.) или для слабослышащих и позднооглохших (2.3.) детей, имеющих выраженные дополнительные первичные нарушения развития: выраженная задержка психического развития церебрально-органического генеза; легкая умственная отсталость; нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью. К моменту поступления в школу по уровню общего и речевого развития эти дети значительно отстают от возрастной нормы, при этом перспектива их сближения с нею маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи.

Обучение в соответствии с данным вариантом образовательного маршрута предполагает получение образования, не сопоставимого по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре адаптированной основной образовательной программы «академический» компонент редуцируется в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обучение и воспитание осуществляется в условиях специального класса для глухих или для слабослышащих и позднооглохших сверстников. При этом образовательное пространство организуется с учетом специфики развития данной категории детей с нарушенным слухом.

Обучение в начальной школе осуществляется в течение 5-6 лет.

Четвертый вариант АООП НОО

Данный вариант образовательного маршрута может быть рекомендован глухим детям с комплексом выраженных дополнительных первичных нарушений развития: с умственной отсталостью умеренной, тяжелой или глубокой степеней, а также с тяжелыми и множественными нарушениями.  К моменту поступления в школу развитие этих детей не сопоставимо с возрастной нормой. Их обучение и воспитание осуществляется на основе индивидуальной адаптированной основной образовательной программы, которая разрабатывается с учетом индивидуальных возможностей каждого воспитанника. В основу программы закладывается формирование жизненной компетенции ребенка в доступных для него пределах. Программа может быть ограничена формированием элементарных навыков самообслуживания. Обучение и воспитание данной группы детей осуществляется в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы необязательно должны быть однотипны.

Обучение в начальной школе осуществляется в течение 6 лет.

Таким образом, выбор варианта образовательного маршрута должен осуществляться с учетом уровня общего и речевого развития ребенка с нарушенным слухом, при этом основным ориентиром выступают близость актуального развития ребенка к возрастной норме и перспективы дальнейшего сближения с ней в разных условиях обучения.

Для каждого варианта АООП НОО предложены Учебные планы с выделением в них необходимых часов для педагогической работы (включая первый вариант с выделением 5 часов на каждого ребенка, обучающегося совместно со слышащими сверстниками, для реализации адаптированной программы). Указаны также и необходимые специалисты:

  • для 1-3 вариантов – учитель-дефектолог – сурдопедагог и психолог; при наличии у ребенка выраженных нарушений зрения или опорно-двигательного аппарата, других тяжелых нарушений – тьютор (ассистент, помощник);
  • для 4 варианта - учитель-дефектолог – сурдопедагог, олигофренопедагог, психолог, тьютор (ассистент, помощник).

При необходимости к обучению привлекаются и другие специалисты: социальный педагог, медицинские и технические специалисты.

 

Следует особо подчеркнуть, что, определяя для ребенка тот или иной образовательный маршрут, следует исходить из его потенциальных возможностей развития в процессе обучения. При наличии сомнений в правильности совершаемого выбора возможности ребенка рекомендуется завысить, а не преуменьшить. Этой рекомендации необходимо придерживаться в спорных случаях при выборе между вариантами 1.1. и 2.1. (обучение в классе для слышащих детей) и 1.2. и 2.2. (обучение в классе для детей с нарушенным слухом). Но наиболее тщательно и обдуманно решение следует принимать, выбирая между вторым и третьим вариантами образовательного маршрута (получение цензового и нецензового уровня образования). При отсутствии уверенности в том, что у ребенка имеется первичная выраженная задержка психического развития, если есть основания предполагать, что задержка может быть вторичной, возникшей в результате неадекватного дошкольного воспитания и обучения неслышащего ребенка, целесообразно рекомендовать для него образовательный маршрут по варианту 1.2. или 2.2. Если окажется, что ребенок не усваивает Примерную адаптированную основную общеобразовательную программу, предусмотренную для детей, не имеющих выраженные дополнительные нарушения в развитии, то в середине или в конце учебного года его можно без негативных последствий перевести на образовательный маршрут 1.3. или 2.3. с более простой образовательной программой.

Мы охарактеризовали в общем виде возможные образовательные маршруты, один из которых в ходе проведения ПМПК должен быть рекомендован ребенку с нарушенным слухом. Представленный спектр образовательных маршрутов, с одной стороны, позволяет вовлечь в процесс школьного обучения и воспитания всех детей с нарушенным слухом, вне зависимости от сложности структуры нарушения в их развитии, а с другой – обеспечить адекватную уровню общего и речевого развития образовательную среду для каждого ребенка.