1.1. Результаты, которые достигаются детьми к 7 годам
К концу дошкольного обучения дети с нарушениями слуха имеют разный уровень общего и речевого развития. Это, как уже отмечалось, зависит не только от степени снижения слуха и времени его наступления, но и от условий их воспитания и обучения ребенка от рождения до семи лет.
Одни дети по уровню и общего, и речевого развития максимально приближаются к возрастной норме. Другие – приближаются к ней (или несколько отстают от нее) лишь в общем развитии, но при этом имеют достаточно низкий уровень развития коммуникации и речи. Третьи – значительно отстают от возрастной нормы как в общем, так и в речевом развитии.
При этом диапазон различий в развитии поступающих в школу детей с нарушениями слуха чрезвычайно велик – от ребёнка, готового на равных обучаться вместе со слышащими сверстниками (при соответствующей коррекционной поддержке), до детей, которые в силу особенностей их развития нуждаются в обучении по адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Эффективное школьное обучение детей с нарушениями слуха может быть обеспечено только при подборе для каждого ребенка адекватного образовательного маршрута, в котором учитываются особенности его психического развития и перспектива его сближения с нормой в тех или иных условиях обучения. С этих позиций можно выделить четыре основных варианта:
- развитие ребенка приближается к возрастной норме, он может обучаться в обычной среде (на равных со слышащими сверстниками) при условии адекватного коррекционного сопровождения;
- развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней:
- при адекватном коррекционном обучении в особых условиях – в комбинированных условиях обучения в общеобразовательной школе;
- при адекватном коррекционном обучении в условиях специального образования;
- развитие ребенка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при адекватном коррекционном обучении в условиях специального образования;
- развитие ребенка не сопоставимо с возрастной нормой, его развитие возможно лишь при использовании индивидуальных образовательных программ в условиях специального обучения.
Различия в развитии школьников с нарушениями слуха определяют и разнообразие в требуемых формах организации обучения, уровне и содержании образования, что отражено в образовательных маршрутах, рекомендованных ФГОС НОО для них, в частности в четырех образовательных маршрутах для глухих и в трех – для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, представленных ниже.