Приложение

 Варианты образовательных маршрутов для детей с нарушенным слухом, поступающих в 1 класс

Вариант адаптированной основной общеобразовательной программы Образовательный маршрут Условия обучения Характеристика детей, которым адресован данный образовательный маршрут
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ АООП (цензовый уровень) 1.1. - для глухих детей,

2.1. – для слабослышащих и позднооглохших  детей

Класс инклюзивного образования (обучение совместное со слышащими сверстниками) Данный образовательный маршрут адресован детям, готовым к полной интеграции – к освоению основных образовательных программ и обучению, совместному со слышащими детьми, что обусловлено уровнем их общего и речевого развития:

·       уровень общего развития, представления о мире и социально-бытовые навыки у таких детей максимально приближены к возрастной норме или соответствуют ей;

·       уровень развития коммуникации и речи практически соответствует возрастной норме;

·       на слухо-зрительной основе (с индивидуальными слуховыми аппаратами) они свободно воспринимают обычную устную речь, специально не приспособленную к особенностям речевого развития ребенка с нарушенным слухом; однако, при этом могут отмечаться редкие «срывы»;

·       их собственная речь внятная, понятная даже людям, не имеющим опыта общения с неслышащим ребенком;

·       дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание текста, доступного им по словарю;

·       дети психологически готовы к обучению на равных среди слышащих детей;

·       семья хочет обучать ребенка среди слышащих сверстников и готова оказывать ему систематическую помощь.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ АООП (цензовый уровень)  
  2.2. - для детей с нарушенным слухом и сохранным интеллектом:

для слабослышащих и позднооглохших детей;

для глухих, готовых к обучению совместно со слабослышащими сверстниками

Гибкий класс

(комбинированная форма обучения: на одних уроках – совместно со слышащими детьми, на других – в условиях специального гибкого класса)

Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим, позднооглохшим и глухим детям, которые еще   не готовы    к полной интеграции – обучению на равных в классе слышащих сверстников на всех уроках, но уже могут обучаться совместно с ними части уроков и занятий. Это обусловлено особенностями их развития:

·       уровень общего развития этой группы детей близок к возрастной норме или незначительно отстает от нее; социально-бытовые навыки соответствуют возрасту; но представления об окружающем мире пока еще могут не соответствовать возрасту;

·        уровень развития коммуникации и речи:

o    у слабослышащих и глухих детей еще отстает от возрастной нормы, но они уже понимают развернутую фразовую речь и успешно пользуются ею в общении со знакомыми людьми;

o   у позднооглохших детей он, как правило, соответствует возрасту, но они испытывают значительные трудности в понимании устной речи из-за того, что еще полностью не восстановлена устная коммуникация;

·       на слухо-зрительной основе (с индивидуальными слуховыми аппаратами) слабослышащие и глухие дети достаточно свободно воспринимают доступную по содержанию и лексико-грамматическому оформлению устную речь, специально приспособленную к особенностям речевого развития ребенка с нарушенным слухом; позднооглохшие дети, у которых еще не восстановлена устная коммуникация, испытывают значительные трудности в восприятии устной речи.

·       речь детей может быть внятной (понятной даже людям, не имеющим опыта общения с неслышащим ребенком) или достаточно внятной (понятной близким, но не всегда понятной незнакомым людям);

·       дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание текста, доступного им по словарю;

·       дети психологически готовы к обучению со слышащими детьми;

·       семья хочет обучать ребенка среди слышащих сверстников и готова оказывать ему систематическую помощь.

  Специальный класс I отделения для слабослышащих и позднооглохших  детей Данный образовательный маршрут адресован детям, которые по уровню своего развития могли бы обучаться в условиях гибкого класса (см. выше), однако не готовы к этому и нуждаются в специальных условиях обучения в среде школьников с нарушенным слухом, поскольку:

·       может быть болезненным отношение детей к наличию у них нарушения слуха;

·       отсутствует положительный опыт совместного со слышащими детьми воспитания, что влечет за собой неумение активно и плодотворно взаимодействовать с ними;

·       дети могут не уметь читать и писать печатными буквами;

·       семья ребенка не всегда хочет совместного обучения и не всегда может оказывать ребенку систематическую поддержку.

  Специальный первый класс II отделения для слабослышащих и позднооглохших  детей Данный образовательный маршрут адресован:

  • слабослышащим детям с глубоким недоразвитием речи,
  • позднооглохшим детям с распадающейся речью,
  • глухим с более высоким уровнем развития коммуникации и речи, чем у тех детей, для которых эффективно обучение в условиях 1 класса для глухих - образовательный маршрут 1.2 (см. ниже).

Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде школьников с нарушенным слухом, что обусловлено особенностями их развития:

·       уровень их общего развития отстает от возрастной нормы;

·       уровень владения социально-бытовыми умениями, как правило, близок к возрастной норме или незначительно отстает от нее;

·       представления об окружающем мире отстают от возрастных показателей;

·       уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы: круг их общения и речевые средства крайне ограничены:

·       дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание текста, близкого их жизненному опыту и доступного по словарю; (слабослышащие без дошкольной подготовки и позднооглохшие могут быть неграмотными).

  Специальный первый дополнительный класс II отделения для слабослышащих и позднооглохших  детей Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с недостаточной дошкольной подготовкой. Для этих детей необходимо обучение в специальных условиях среди слабослышащих школьников, что обусловлено особенностями их развития:

·       уровень их общего развития, представлений о мире и социально-бытовые навыки не соответствуют возрастной норме;

·       уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: от практического отсутствия речи до понимания и использования в общении отдельных хорошо знакомых звукоподражаний, лепетных и полных слов и коротких простых фраз, часто воспроизводимых с искажением звукобуквенного состава и грамматического строя языка;

·       дети, как правило, неграмотны: не умеют читать и писать печатными буквами.

1.2. – для глухих детей с сохранным интеллектом

 

Специальный первый класс для глухих детей Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с дошкольной подготовкой. Дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде глухих школьников, что обусловлено особенностями их развития:

·       уровень их общего развития отстает от возрастной нормы;

·       уровень владения социально-бытовыми умениями близок к возрастной норме или незначительно отстает от нее;

·       представления об окружающем мире отстают от возрастных показателей;

·       уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы: они понимают и используют в общении короткие простые фразы с аграмматизмами, дети вступают в речевую коммуникацию, как правило, лишь по требованию взрослых;

·       дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание простого короткого текста, близкого их жизненному опыту и доступного по словарю.

  Специальный первый дополнительный класс для глухих детей Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с недостаточной дошкольной подготовкой. Дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде глухих школьников, что обусловлено особенностями их развития:

·       уровень общего развития, представления о мире и социально-бытовые навыки не соответствуют возрастной норме;

·       уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: от практического отсутствия речи до понимания и использования в общении отдельных хорошо знакомых звукоподражаний, лепетных и полных слов и коротких простых фраз;

·       дети, как правило, неграмотны: не умеют читать и писать печатными буквами.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ АООП (нецензовый уровень)  
  1.3. – для глухих детей с легкой умственной отсталостью или с ЗПР Специальный первый класс для глухих детей

 

Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с легкой умственной отсталостью и с ЗПР, которые могут сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Дети могут как иметь дошкольную подготовку, так и не иметь ее. Они нуждаются в специальных условиях обучения в среде глухих школьников, что обусловлено особенностями их развития:

·       уровень общего развития, представления об окружающем мире и социально-бытовые навыки значительно отстают от возрастной нормы;

·       уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: речь, как правило, отсутствует; дети общаются в основном невербальными средствами; при наличии дошкольной подготовки могут понимать и использовать в общении отдельные хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, и короткие простые фразы;

·       дети могут не уметь читать и писать печатными буквами.

2.3. – для слабослышащих детей с легкой умственной отсталостью или с ЗПР.

 

Специальный первый класс для слабослышащих детей Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с легкой умственной отсталостью и с ЗПР, которые могут сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Дети в течение 1-3 лет получали дошкольную подготовку. Они нуждаются в специальных условиях обучения в среде слабослышащих школьников с интеллектуальными нарушениями, что обусловлено особенностями их развития:

·       уровень общего развития, представления об окружающем мире и социально-бытовые навыки значительно отстают от возрастной нормы;

·       уровень развития коммуникации и речи низкий: в общении могут понимать и использовать хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, и отдельные короткие простые фразы;

·       могут быть грамотными: умеют читать и писать печатными буквами.

    Специальный первый дополнительный  класс для слабослышащих детей Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с легкой умственной отсталостью и с ЗПР, которые могут сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др. при отсутствии дошкольной подготовки. Дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде слабослышащих школьников с интеллектуальными нарушениями, что обусловлено особенностями их развития:

·       уровень общего развития, представления об окружающем мире и социально-бытовые навыки значительно отстают от возрастной нормы;

·       уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: от практического отсутствия речи до понимания и использования в общении отдельных хорошо знакомых звукоподражаний, лепетных и полных слов и коротких простых фраз (детьми с легкой и средней тугоухостью);

·       дети неграмотны: не умеют читать и писать печатными буквами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ АООП 1.4.- для глухих детей с выраженной умственной отсталостью. Специальный первый класс или индивидуальное обучение Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью или   с множественными нарушениями в развитии, включая выраженную умственную отсталость. Их развитие не сопоставимо с возрастной нормой. Уровень общего и речевого развития крайне низок; дети не самостоятельны в быту и полностью зависимы от близкого взрослого; речью не владеют.