Приложение
Варианты образовательных маршрутов для детей с нарушенным слухом, поступающих в 1 класс
Вариант адаптированной основной общеобразовательной программы | Образовательный маршрут | Условия обучения | Характеристика детей, которым адресован данный образовательный маршрут | |
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ АООП (цензовый уровень) | 1.1. - для глухих детей,
2.1. – для слабослышащих и позднооглохших детей |
Класс инклюзивного образования (обучение совместное со слышащими сверстниками) | Данный образовательный маршрут адресован детям, готовым к полной интеграции – к освоению основных образовательных программ и обучению, совместному со слышащими детьми, что обусловлено уровнем их общего и речевого развития:
· уровень общего развития, представления о мире и социально-бытовые навыки у таких детей максимально приближены к возрастной норме или соответствуют ей; · уровень развития коммуникации и речи практически соответствует возрастной норме; · на слухо-зрительной основе (с индивидуальными слуховыми аппаратами) они свободно воспринимают обычную устную речь, специально не приспособленную к особенностям речевого развития ребенка с нарушенным слухом; однако, при этом могут отмечаться редкие «срывы»; · их собственная речь внятная, понятная даже людям, не имеющим опыта общения с неслышащим ребенком; · дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание текста, доступного им по словарю; · дети психологически готовы к обучению на равных среди слышащих детей; · семья хочет обучать ребенка среди слышащих сверстников и готова оказывать ему систематическую помощь. |
|
ВТОРОЙ ВАРИАНТ АООП (цензовый уровень) | ||||
2.2. - для детей с нарушенным слухом и сохранным интеллектом:
для слабослышащих и позднооглохших детей; для глухих, готовых к обучению совместно со слабослышащими сверстниками |
Гибкий класс
(комбинированная форма обучения: на одних уроках – совместно со слышащими детьми, на других – в условиях специального гибкого класса) |
Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим, позднооглохшим и глухим детям, которые еще не готовы к полной интеграции – обучению на равных в классе слышащих сверстников на всех уроках, но уже могут обучаться совместно с ними части уроков и занятий. Это обусловлено особенностями их развития:
· уровень общего развития этой группы детей близок к возрастной норме или незначительно отстает от нее; социально-бытовые навыки соответствуют возрасту; но представления об окружающем мире пока еще могут не соответствовать возрасту; · уровень развития коммуникации и речи: o у слабослышащих и глухих детей еще отстает от возрастной нормы, но они уже понимают развернутую фразовую речь и успешно пользуются ею в общении со знакомыми людьми; o у позднооглохших детей он, как правило, соответствует возрасту, но они испытывают значительные трудности в понимании устной речи из-за того, что еще полностью не восстановлена устная коммуникация; · на слухо-зрительной основе (с индивидуальными слуховыми аппаратами) слабослышащие и глухие дети достаточно свободно воспринимают доступную по содержанию и лексико-грамматическому оформлению устную речь, специально приспособленную к особенностям речевого развития ребенка с нарушенным слухом; позднооглохшие дети, у которых еще не восстановлена устная коммуникация, испытывают значительные трудности в восприятии устной речи. · речь детей может быть внятной (понятной даже людям, не имеющим опыта общения с неслышащим ребенком) или достаточно внятной (понятной близким, но не всегда понятной незнакомым людям); · дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание текста, доступного им по словарю; · дети психологически готовы к обучению со слышащими детьми; · семья хочет обучать ребенка среди слышащих сверстников и готова оказывать ему систематическую помощь. |
||
Специальный класс I отделения для слабослышащих и позднооглохших детей | Данный образовательный маршрут адресован детям, которые по уровню своего развития могли бы обучаться в условиях гибкого класса (см. выше), однако не готовы к этому и нуждаются в специальных условиях обучения в среде школьников с нарушенным слухом, поскольку:
· может быть болезненным отношение детей к наличию у них нарушения слуха; · отсутствует положительный опыт совместного со слышащими детьми воспитания, что влечет за собой неумение активно и плодотворно взаимодействовать с ними; · дети могут не уметь читать и писать печатными буквами; · семья ребенка не всегда хочет совместного обучения и не всегда может оказывать ребенку систематическую поддержку. |
|||
Специальный первый класс II отделения для слабослышащих и позднооглохших детей | Данный образовательный маршрут адресован:
Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде школьников с нарушенным слухом, что обусловлено особенностями их развития: · уровень их общего развития отстает от возрастной нормы; · уровень владения социально-бытовыми умениями, как правило, близок к возрастной норме или незначительно отстает от нее; · представления об окружающем мире отстают от возрастных показателей; · уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы: круг их общения и речевые средства крайне ограничены: · дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание текста, близкого их жизненному опыту и доступного по словарю; (слабослышащие без дошкольной подготовки и позднооглохшие могут быть неграмотными). |
|||
Специальный первый дополнительный класс II отделения для слабослышащих и позднооглохших детей | Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с недостаточной дошкольной подготовкой. Для этих детей необходимо обучение в специальных условиях среди слабослышащих школьников, что обусловлено особенностями их развития:
· уровень их общего развития, представлений о мире и социально-бытовые навыки не соответствуют возрастной норме; · уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: от практического отсутствия речи до понимания и использования в общении отдельных хорошо знакомых звукоподражаний, лепетных и полных слов и коротких простых фраз, часто воспроизводимых с искажением звукобуквенного состава и грамматического строя языка; · дети, как правило, неграмотны: не умеют читать и писать печатными буквами. |
|||
1.2. – для глухих детей с сохранным интеллектом
|
Специальный первый класс для глухих детей | Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с дошкольной подготовкой. Дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде глухих школьников, что обусловлено особенностями их развития:
· уровень их общего развития отстает от возрастной нормы; · уровень владения социально-бытовыми умениями близок к возрастной норме или незначительно отстает от нее; · представления об окружающем мире отстают от возрастных показателей; · уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы: они понимают и используют в общении короткие простые фразы с аграмматизмами, дети вступают в речевую коммуникацию, как правило, лишь по требованию взрослых; · дети грамотны: умеют читать и писать печатными буквами; при самостоятельном чтении понимают содержание простого короткого текста, близкого их жизненному опыту и доступного по словарю. |
||
Специальный первый дополнительный класс для глухих детей | Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с недостаточной дошкольной подготовкой. Дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде глухих школьников, что обусловлено особенностями их развития:
· уровень общего развития, представления о мире и социально-бытовые навыки не соответствуют возрастной норме; · уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: от практического отсутствия речи до понимания и использования в общении отдельных хорошо знакомых звукоподражаний, лепетных и полных слов и коротких простых фраз; · дети, как правило, неграмотны: не умеют читать и писать печатными буквами. |
|||
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ АООП (нецензовый уровень) | ||||
1.3. – для глухих детей с легкой умственной отсталостью или с ЗПР | Специальный первый класс для глухих детей
|
Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с легкой умственной отсталостью и с ЗПР, которые могут сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Дети могут как иметь дошкольную подготовку, так и не иметь ее. Они нуждаются в специальных условиях обучения в среде глухих школьников, что обусловлено особенностями их развития:
· уровень общего развития, представления об окружающем мире и социально-бытовые навыки значительно отстают от возрастной нормы; · уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: речь, как правило, отсутствует; дети общаются в основном невербальными средствами; при наличии дошкольной подготовки могут понимать и использовать в общении отдельные хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, и короткие простые фразы; · дети могут не уметь читать и писать печатными буквами. |
||
2.3. – для слабослышащих детей с легкой умственной отсталостью или с ЗПР.
|
Специальный первый класс для слабослышащих детей | Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с легкой умственной отсталостью и с ЗПР, которые могут сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Дети в течение 1-3 лет получали дошкольную подготовку. Они нуждаются в специальных условиях обучения в среде слабослышащих школьников с интеллектуальными нарушениями, что обусловлено особенностями их развития:
· уровень общего развития, представления об окружающем мире и социально-бытовые навыки значительно отстают от возрастной нормы; · уровень развития коммуникации и речи низкий: в общении могут понимать и использовать хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, и отдельные короткие простые фразы; · могут быть грамотными: умеют читать и писать печатными буквами. |
||
Специальный первый дополнительный класс для слабослышащих детей | Данный образовательный маршрут адресован слабослышащим детям с легкой умственной отсталостью и с ЗПР, которые могут сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др. при отсутствии дошкольной подготовки. Дети нуждаются в специальных условиях обучения в среде слабослышащих школьников с интеллектуальными нарушениями, что обусловлено особенностями их развития:
· уровень общего развития, представления об окружающем мире и социально-бытовые навыки значительно отстают от возрастной нормы; · уровень развития коммуникации и речи крайне низкий: от практического отсутствия речи до понимания и использования в общении отдельных хорошо знакомых звукоподражаний, лепетных и полных слов и коротких простых фраз (детьми с легкой и средней тугоухостью); · дети неграмотны: не умеют читать и писать печатными буквами. |
|||
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ АООП | 1.4.- для глухих детей с выраженной умственной отсталостью. | Специальный первый класс или индивидуальное обучение | Данный образовательный маршрут адресован глухим детям с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью или с множественными нарушениями в развитии, включая выраженную умственную отсталость. Их развитие не сопоставимо с возрастной нормой. Уровень общего и речевого развития крайне низок; дети не самостоятельны в быту и полностью зависимы от близкого взрослого; речью не владеют. | |