3.НАЧАЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ): ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ПРОФДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ОБЩЕТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Процесс формирования начальных общетрудовых навыков включает три основных этапа: профориентационный, диагностический и обучение начальным навыкам профессионального труда.

3.1 Профориентационная работа

 Задачи профориентации младших школьников с умственной отсталостью на этапе начального трудового воспитания (младший школьный возраст:  1 - 4 классы) включают:

мотивационные:

-формирование мотивации к участию в общественно значимой трудовой деятельности;

-формирование интереса к знакомству с особенностями различных видов труда и профессий;

общетрудовые:

-формирование навыков и умений ручного труда (ручных умений), начальных общетрудовых навыков;

социально-личностные:

-развитие навыков межличностного взаимодействия (с взрослым, сверстниками) в коллективной трудовой деятельности.

Профориентационная работа делится на 2 этапа: подготовительный и основной

Профориентационная работа (подготовительный этап)

Цель подготовительного этапа: знакомство и формирование у обучающихся представлений о различных профессиях, инициация мотивации на выбор профессии.  В качестве форм работы используются:

- специально подготовленные беседы и рассказы педагогов (учителя труда/ мастера трудового обучения) о профессиях в сопровождении демонстрационного наглядного материала и презентаций. Первоначально акцент делается на тех профессиях, с которыми дети уже знакомы, но затем внимание переводится на те специальности, которым потом будут обучать воспитанников.

Важно отметить, что несмотря на то, что перечень трудовых профессий и рабочих специальностей, которыми могут овладеть лица с умственной отсталостью, значительно ограничен, необходимо прежде всего предоставить воспитанникам возможность сделать свой хотя бы первичный выбор, а для того, чтобы его осуществить, они должны быть знакомы с этими профессиями.

-составление портфолио профессий – одна из важнейших форм работы с детьми после проведения ознакомительных профориентационных бесед. В этом процессе участвуют уже не только педагоги (учителя труда/ мастера трудового обучения, психолог), но и сами воспитанники, а также их близкие, родители/ члены семей. Процесс выбора профессий для подготовки портфолио и организация участия в нем родителей обучающихся осуществляется психологом, под контролем которого в перечень профессий включаются и те, которыми в будущем умственно отсталые дети смогут овладеть. В качестве домашних заданий детям предлагается вместе с родителями сделать портфолио профессии папы или мамы, других близких лиц, например, «Профессии моей семьи», « Трудовая родословная моей семьи».

На этом этапе используются и такие формы профориентационной работы как:

-встречи с бывшими выпускниками школы, успешно освоившими определенный вид труда; встречи с членами семей воспитанников, передовиками производства;

кскурсии в школьные   мастерские, в учреждения среднего профессионального образования (СПО), в которых обучаются рабочим специальностям  умственно отсталые лица;

творческие мероприятия - конкурсы аппликаций, рисунков о труде, выставки детских поделок, выполненные по тематике трудовой деятельности;

театрализованные представления - костюмированные карнавалы профессий и др.

Схема расположения материалов в портфолио предпочтительно должна быть следующей: общее представление о профессии, функционал, инструментарий, продукция, форма или спецодежда, значение данной профессии в жизни людей.

Общее представление о профессии - создание целостного образа представителя определенного профессионального труда, например, профессия швеи/ ткача (располагается картинка с изображением швеи/ ткача за работой). Подбирается наиболее типичная картинка, отражающая все вышеперечисленные характеристики одной из названных профессии (функционал, инструментарий, продукция, спецодежда).

Функционал – отвечаем на вопрос: чем занимается представитель данной профессии? Например: чем занимается швея? Она шьет постельное белье, одежду. Ребенку предлагается подобрать соответствующую картинку.

Инструментарий – с помощью чего работает швея? Какие инструменты/предметы использует? Представляем картинку с швейной машинкой, иглами, тканями.

Продукция – что изготавливает швея? Предлагаем картинку с изделиями, сшитыми из тканей и т.д..

Форма/ спецодежда – это отличительная одежда, показывающая принадлежность человека к определённой профессии. Например – швея носит фартук, косынку, иногда нарукавники. Выбираем картинку с человеком в данной спецодежде.

Предназначение профессии – для чего нужна профессия швеи? Если  исчезнет профессия швеи, то некому будет шить постельное белье, платья, юбки и костюмы людям.

Таким образом, у воспитанников формируются представления о профессиях, которыми занимаются как близкие им люди, так и те специальности, из которых им самим необходимо будет сделать выбор.

Важно отметить, что та детализация и последовательность формирования представлений о профессиях, которая показана ранее, должна присутствовать и в каждой последующей форме работы с умственно отсталыми детьми. Это позволяет в дальнейшем сформировать у них начальные представления о том, кто такой слесарь, кто такой гончар, ткач, швея, вышивальщица и т.д.

Профориентационная работа (основной этап)

Цель основного этапа: осуществление умственно отсталым младшим школьником собственного начального профориентационного выбора.

На основном этапе профориентационной работы обучающимся предоставляется возможность осуществить собственный профориентационный выбор путем выполнения задания «Моя будущая профессия» или «Кем я хочу стать». Воспитаннику предлагалось выбрать из уже ранее изготовленных, знакомых портфолио именно ту профессию, которая больше всего нравится, рассказать о ней и объяснить почему нравится и выполнить какое-то небольшое задание, которое предлагает педагог (нарисовать человека, который занимается этой профессией, сделать аппликацию на данную тему, подобрать  инструментарий или продукцию из предложенных вариантов в соответствии с выбранным портфолио профессии и др.)

3.2 Допрофессиональная профориентационная диагностика

Работа психолога, в первую очередь, направлена на проведение профориентационной диагностики. В данном случае диагностическая процедура имеет характер допрофессиональной начальной или промежуточной диагностики.

Важно понимать также, что значительная часть обучающихся с умственной отсталостью могут иметь медицинские  (зафиксированные в документах ПМПК или МСЭ) противопоказания или ограничения к овладению той или иной профессиональной деятельностью. Конечно, на профориентационном этапе обучающимся предлагались среди специальных профессий именно те, которыми они могут овладеть. Но процедура профдиагностики необходима все равно для уточнения возможностей обучающегося и условий, которые необходимы для овладения им будущей профессией [28, 34,35].

Профориентационная диагностика представляет собой клинико-психолого-социально-педагогическое исследование и является процедурой, раскрывающей потенциал умственно отсталого ребенка по овладению рабочей специальности, а также направленной на обеспечение разработки и реализации коррекционно-развивающих программ профессионально-трудовой направленности.

Цель профориентационной диагностики — определение возможностей обучающегося с умственной отсталостью к полному или частичному овладению конкретной профессией, определение  условий, необходимых для достижения данной цели.

Результаты, полученные в ходе исследования умственно отсталого младшего школьника, являются исходным материалом в определении как его индивидуального маршрута развития, так и возможностей в овладении трудовыми навыками, а далее возможностей трудоустройства и социализации.

На этапе начального трудового воспитания проводится допрофессиональная диагностика (начальная), которая направлена на изучение и определение психофизических возможностей умственно отсталого младшего школьника к овладению общетрудовыми навыками. Допрофессиональная диагностика (промежуточная) проводится в конце каждого учебного года. Ее целью является определение сформированности начальных общетрудовых навыков, умений и знаний в области определенных видов труда.

Важным этапом в сборе и обобщении данных об обучающемся с умственной отсталостью, проектировании его индивидуального маршрута в овладении профессией является составление индивидуального профориентационного паспорта (портфолио). В профориентационном паспорте должны быть отражены следующие характеристики: медицинский диагноз, психологическая характеристика, включающая как особенности когнитивной, двигательной, эмоционально-личностной сфер, так и социально-трудовой прогноз на овладение избранной профессией, сформированность навыков самообслуживания и социализации, определен резервный потенциал семьи в поддержании ребенка с процессе овладения профессией.

 

Структура и содержание профориентационного психолого-педагогического исследования. Каждый этап профориентационного психолого-педагогического исследования направлен на составление психологического портрета обучающегося с умственной отсталостью. Профдиагностическое исследование представлено несколькими блоками.

  1. Первый блок включает оценку базовых психических функций и других важнейших параметров психики (здесь могут присутствовать и выписки из медицинских заключений, ПМПК, МСЭ и т.д.):

-особенности восприятия, памяти, внимания, речи, мышления с установлением характера нарушений и компенсаторных возможностей;

-уровень развития двигательной сферы, оценка применения дозированных нагрузок, используемых в соответствии с рекомендованным видам труда для лиц с умственной отсталостью;

-особенности динамики психической деятельности (истощаемость, импульсивность и т.д.

  1. Второй блок определяет особенности коммуникативно-речевой, эмоционально-личностной и поведенческой сфер:

-степень зрелости коммуникативной сферы, владение средствами коммуникации (устная речь, жесты, умение использовать специальные устройства, например, коммуникатором), способность к общению и его особенности, которые необходимо учитывать при включении в трудовой коллектив;

-развитие речи (без нарушений, квалификация нарушений: системное недоразвитие речи в легкой, средней или тяжелой степени – СНР);

-социально-личностные и эмоционально-поведенческие особенности, значимые для прогноза успешного обучения и профессиональной адаптации;

-способность устанавливать контроль за своим поведением с учетом нравственно-этических и социально-правовых норм, осознанность поведения, способность к саморегуляции и возможные поведенческие реакции при коррекции поведения другими;

-способность к ориентации в пространстве и времени;

-способность к осознанию своих индивидуальных особенностей и их адекватной оценке.

  1. Третий блок осуществляет анализ сформированности навыков самообслуживания и социализации:

-умение пользоваться туалетом, душем, осуществлять самостоятельный прием пищи в столовой;

-умение снимать и надевать верхнюю и рабочую одежду, сдавать/вешать ее в гардероб;

-знание маршрута проезда к месту обучения или работы, умение пользоваться проездным билетом, общественными видами транспорта, знание правил поведения в общественных видах транспорта.

  1. Четвертый блок оценивает мотивированность обучающегося на трудовую деятельность:

-наличие/отсутствие мотивированной установки на труд и профессиональную деятельность;

-структура ценностно-мотивационной сферы, профессиональные интересы и склонности, а также возможности их коррекции.

  1. Пятый блок определяет сформированность навыков ручного труда, начальных профессиональных знаний, умений и навыков:

-навыки ручного труда, общетрудовые умения и навыки, необходимые при освоении определенных видов труда, профессии;

-знания и навыки овладения рабочей профессией;

-начальные профессиональные навыки в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда.

  1. Шестой блок направлен на выявление особенностей социального окружения детей с умственной отсталостью:

-психологический климат в семье, выявление факторов, способствующих или препятствующих успешному включению в трудовую деятельность (характер отношений с родителями/ближайшими родственниками, стиль воспитания, планы и ожидания родственников в отношении перспектив дальнейшего профессионального пути обследуемого, оценка возможностей родственников в оказании помощи в профессиональном самоопределении обследуемого);

-особенности социального взаимодействия обследуемого со сверстниками, его статус в коллективе;

-характер взаимоотношений с педагогами и мастерами производственного обучения;

-факторы обучения в школе, способствующие или препятствующие успешной профориентации;

-уровень адаптации в школьном коллективе — анкетный опрос классного руководителя.

В процессе диагностики профессиональных интересов и возможностей детей с умственной отсталостью используется различный психодиагностический инструментарий, адаптированный к возможностям этих  лиц и учитывающий возрастные характеристики обследуемых [29].

 

3.3  Начальное трудовое воспитание

Коррекционное обучение по формированию начальных трудовых навыков осуществляет учитель труда. Работа проводится с каждым обучающимся индивидуально и дозированно, оценивается включенность каждого ребенка в трудовую деятельность, успешность освоения навыка и возникающие трудности. Формирование начальных общетрудовых навыков осуществляется в процессе выполнения аппликаций, работы с тестом и пластилином, в технике квилинга, работы с ножницами,  иголкой по бумаге, рисованию и в других  видах детского творчества, в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[14].

Процесс овладения начальными общетрудовыми навыками умственно отсталыми младшими школьниками дифференцируется на несколько этапов.

  1. Дробление всего процесса формирования навыка (выполнения изделия) на отдельные этапы, включающие более мелкие операции.
  2. Демонстрация выполнения трудовой операции сначала педагогом/мастером, затем практически одновременное повторение этой же операции уже обучающимся с помощью педагога/мастера.

3 Активное применение опытно-наглядно-визуальных образцов (демонстрация образца выполнения операции на рисунке, фото) формирования навыка.

4.Осуществление отработки отдельных этапов выполнения изделия в следующей последовательности:

-выполнение операции приемом «рука в руке» с помощью педагога/мастера;

-выполнение операции самостоятельно, но при активной помощи мастера (придерживание педагогом/мастером руки ребенка в нужной позиции);

- выполнение операции ребенком полностью самостоятельно без посторонней помощи.

  1. Использование многократных повторений этапов формирования навыка/ выполнения изделия. Этот тренинг должен осуществляться не только в мастерской, на уроке ручного труда, но и должны быть даны рекомендации по его выполнению родителям.
  2. Для работы мастеру необходим помощник, чтобы индивидуально помочь каждому.
  3. Необходимо контролировать выполнение трудовых операций и не давать закрепляться ошибочным действиям.

Обучающий процесс, который осуществляет учитель труда, сопровождается коррекционными занятиями психолога, направленными на развитие мотивационной активности детей к овладению трудовыми навыками, а в будущем  - трудовой профессией. Психолог проводит с детьми беседы, стимулирующие интерес к овладению рабочей специальностью (Расскажи, кем работают твои родители? Кто готовит еду в школьной столовой? Кто проводит с тобой уроки? Кто убирает в школьном дворе? Кто ведет автобус, когда утром ты едешь в школу, а вечером возвращаешься после занятий? Какую профессию ты выбираешь? Чем ты любишь заниматься в свободное время?) организует сюжетно-ролевые игры, используя методику «Кем быть», с проигрыванием ролей, имитирующих деятельность людей, исполняющих различные профессии, предлагает выполнить проективный рисунок «Нарисуй, кем бы ты хотел стать», написать сочинение на тему «Пусть меня научат», выполнить игровые задания («Чей это инструмент?», «Отгадай, какие профессии живут в нашем доме?» и др.).

В процессе коррекционных занятий по формированию мотивационной активности обучающихся у детей формируется позитивное отношение к процессу трудовой деятельности и трудовым межличностным взаимоотношениям между детьми — умение работать в коллективе, предоставлять помощь сверстнику в случае необходимости, благосклонно оценивать труд других детей и в уважительной форме делать замечания.