5. Заключение

Труд является существенным компонентом большей части жизни человека. Труд, соответствующий потребностям и способностям личности, значительно повышает качество ее жизни. То есть, недостаточно иметь знания о доступных профессиях, необходимо иметь знания о себе и обладать определенными личностными качествами. И если знания о профессии могут быть сформированы достаточно быстро, особенно в условиях современной информатизации общества, то формирование личностных качеств и представлений о себе как личности и будущем профессионале требует значительно больших временных затрат. Именно на эти задачи, на наш взгляд, в большей степени направлена работа по ранней профориентации в целом и ранней профориентации детей с ОВЗ в частности.

Задачи и направления работы, описанные в методическом пособии, не исчерпывают суть проблемы ранней профориентации. Отдельного подробного описания требует взаимодействие семьи и образовательной организации в процессе реализации направлений ранней профориентации. Согласно исследования Росстата, в настоящее время нивелируется традиционный механизм профессиональной семейной преемственности. По данным социологических опросов, только от 8 до 10 % респондентов старшего подросткового возраста определяющей в выборе профессии называют сферу профессиональной деятельности родителей (Росстат, 2012; СОЦОПРОС, 2011). При этом для профессиональной ориентации детей с ОВЗ семья как агент профориентации имеет огромное значение. Формирование личности ребенка, его самостоятельность, сформированные в ходе обучения инициативность и активная жизненная позиция являются в немалой степени результатом семейного влияния. Семья ребенка, как фильтр, отбирает меры воздействия на него, виды деятельности, в которые включен ребенок. Направленность деятельности ребенка и его ожидания от дальнейшей жизни также во многом определяются семейным окружением. С этой точки зрения необходимо подробно рассматривать взаимовлияние семейных установок и установок образовательных организаций как двух агентов ранней профориентации. Отдельной задачей является изменение представлений общества о профессиональных возможностях лиц с ОВЗ и инвалидностью, переход массового сознания к восприятию лиц с ОВЗ через призму социальной модели инвалидности, осознание обществом, семьями и самими лицами с ОВЗ их возможностей в профессиональном сообществе.