1. Карта наблюдения результатов ранней профориентации детей с ОВЗ

Ниже приведена примерная карта наблюдения, которая может быть использована для первичной, промежуточной и итоговой диагностики результатов ранней профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Карта может быть адаптирована и дополнена образовательной организацией с учетом категории обучающихся и требованиями адаптированных образовательных программ. Оценка актуального уровня социально-бытовой адаптации предполагается в количественном и качественном виде, с фиксацией наблюдаемых критериев по задачам ранней профориентации.

Количественная фиксация наблюдаемых критериев предполагает следующие балльные оценки:

Критерий не регистрируется - 0

Критерий регистрируется нерегулярно - 1

Критерий регистрируется регулярно - 2

Качественная оценка включает описание достижений ребенка за прошедший период (если диагностика повторная) или описание доступных ребенку достижений в той или иной задаче. Также в качественную оценку включаются целевые ориентиры, описывающие те умения и навыки, которые могут быть освоены ребенком в планируемый период на основе его актуального уровня. Карта не предполагает градацию уровней ранней профориентации детей.

В карту включены критерии, где требуется указать количество предтрудовых действий за период наблюдения. Для корректной оценки рекомендуется выбрать период времени, в течение которого проводится наблюдение за ребенком (не менее 4х часов с включением различных видов деятельности ребенка) и указать его в карте наблюдения.

При проведении повторного наблюдения рекомендуется указать, насколько типично данное поведение для ребенка, в случае нетипичного поведения в день наблюдения (перед болезнью, влияние других средовых факторов) результаты не учитываются, необходимо новое наблюдение.

 

Название задачи, критерия Регистрируется ли критерий Примечания
Формирование готовности к произвольным действиям через принятие ответственности за свои потребности

 

 
Потребность ребенка успешно выполнить деятельность    
Чувство уверенности, воодушевление, ответственность, осознание значимости деятельности    
Субъективное состояние способности и стремление личности выполнять деятельность    
Поиск, исследование и анализ деятельности, которая приведет к удовлетворению потребности    
Способность осуществлять действия в составе деятельности    
Мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, контроль достижения цели    
Осознавание потребностей, склонностей, их первичная оценка и формирование начальных представлений о собственной личности;  
Конструктивное отношение к чужой точке зрения на собственные способности и потребности    
Способность противостоять прямому или косвенному внушению по поводу собственных способностей и потребностей    
Способность совместно со взрослым компенсировать индивидуальные особенности, связанные с ограничениями здоровья, в игровой и трудовой деятельности    
Формирование способности узнавать о своем незнании и конструктивного отношения к незнанию или неудаче;  
выполнение операции/деятельности без ориентации на результат или качество, как получится, игнорирование вопросов, на которые не знает ответа;    
выполнение операции/деятельности без ориентации на результат, с попыткой копирования образца действия/деятельности, без эмоциональной реакции, игнорирование вопросов, на которые не знает ответа или ответ «из воздуха» без реакции на указание на неправильность;    
выполнение операции без ориентации на результата, с попыткой копирования образца действия/деятельности, с негативной эмоциональной реакцией, негативная эмоциональная реакция на неприятие ответа «из воздуха»;    
выполнение операции без ориентации на результат, с попыткой копирования образца действия/деятельности, с негативной эмоциональной реакцией на неудачу, с повторными попытками и нарастанием эмоции по мере неудачи, выраженная позитивная эмоция при удачной попытке любого качества, повторные попытки угадывания ответа с нарастанием негативной реакции, выраженная позитивная реакция на при удачной попытке любого качества;    
выполнение операции без ориентации на результат, с попыткой копирования образца действия/деятельности, с негативной или нейтральной эмоциональной реакцией на неудачу, с повторными попытками и умеренным нарастанием негативной эмоции по мере неудачи, выраженная позитивная эмоция при удачной попытке любого качества, повторные попытки для улучшения результата; повторные попытки угадывания ответа с умеренным нарастанием негативной реакции, выраженная позитивная реакция при удачной попытке любого качества, запрос на информацию к партнеру по общению или другому источнику.    
Формирование позитивного отношения к предтрудовой (неигровой) деятельности          
Количество предтрудовых действий за период наблюдения

 

 

 

 

 
Предтрудовые действия не регистрируются,    
предтрудовые действия регистрируются эпизодически,    
предтрудовые действия регистрируются регулярно, когда согласуются с удовлетворением непосредственных потребностей ребенка;    
предтрудовые действия регистрируются регулярно, независимо от включения непосредственных интересов ребенка, продолжительность предтрудовых действий незначительна, могут не приводить к планируемому результату;    
предтрудовые действия регистрируются регулярно, независимо от включения непосредственных интересов ребенка, продолжительность предтрудовых действий зависит от времени, необходимого для достижения результата; регулярно, независимо от интереса, до достижения результата с учетом возможностей.    
Внешняя мотивация предтрудовых действий    
Внутренняя мотивация предтрудовых действий    
Предтрудовые действия ориентированы на себя далее на группу других с принятием социальной роли    
Предтрудовые действия ориентированы на другого человека    
Предтрудовые действия ориентированы на группу других людей с принятием социальной роли    
Оценка результата действия с ориентацией на себя    
Оценка результата действия с ориентацией на другого    
Оценка результата действия с ориентацией на группу (в целом)    
Предтрудовые действия выбираются раньше игровых    
Поиск предтрудового действия    
Поиск социальной роли    
Формирование устойчивого интереса к миру труда и профессий, первичного представления о мире профессий;  
Запрос информации о профессиональной деятельности про человека    
Запрос информации о сути профессиональной деятельности (о профессии)    
Потребность наблюдения интересующей профессии    
Поиск информации об интересующей профессии    
Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.  
Удовольствие от действия – стремление повторить    
Удовольствие от результата выполнения действия – стремление повторить или показать    
Удовольствие от деятельности – стремление повторить деятельность    
Удовольствие от результата деятельности – стремление повторить или показать    
Оценка пользы результата, отбор результатов по степени полезности    
Оценка уникальности/эффектности полезного результата    
Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами  
Ориентация на себя без описания и демонстрации другим    
Ориентация на себя, описание и демонстрация другим без уточнения потребности другого    
Ориентация на себя, описание и демонстрация другим с уточнением потребности, без изменения деятельности или описания, поиск заинтересованного адресата    
Ориентация на себя и другого, описание и демонстрация с уточнением потребности, возможность отложить презентацию с учетом интересов адресата, видоизменение рассказа с учетом интересов адресата    
Формирование схемы мысленного анализа труда: замысел, материал, инструмент, действия, результат  
Количество элементов между действием и результатом (максимально 3)    
Сформирована схема «действие- результат»    
Сформирована схема «инструмент - действие - результат»    
Сформирована схема «материал - инструмент - действие - результат»    
Сформирована схема «замысел – материал – инструмент – действие – результат»    
Элементы, наиболее часто реализуемые в деятельности от замысла до результата