3.1. Садовник

1.1. Общие положения для профориентации.

Область профессиональной деятельности – выполнение работ по производству и первичной переработке продукции плодовых и декоративных культур.

Объекты профессиональной деятельности:

  • плодовые и декоративные культуры, их сорта, семена, посадочный материал и товарная продукция,
  • почва и ее удобрение,
  • сельскохозяйственный инвентарь, оборудование,
  • технологические процессы производства и первичной обработки продукции плодовых и декоративных культур.

Требования к результатам предпрофессионального обучения:

  • понимание сущности и значимости профессии «садовник», проявление устойчивого интереса,
  • организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
  • организация собственной деятельности с соблюдением правил техники безопасности,
  • осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
  • работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
  • владение трудовыми действиями при подготовке почвы к посеву и посадке плодовых и декоративных культур, подготовке посадочного материала, проведению мероприятий по защите растений от вредителей, болезней, сорняков; сборе урожая, транспортировке к месту хранения, подготовке к хранению.

 

  • Профильные виды деятельности.

1.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.

  • знание назначения, строения предметов сельскохозяйственного инвентаря (ведра, мотыги с ручками разной длины, лопаты с ручками разной длины, плоскорезы, грабли с ручками разной длины, лейки разной величины, шланги, опрыскиватели для растений, спецодежда (перчатки, фартуки, подколенники), тачки, штыревые удалители сорняков), оборудования (газонокосилки, триммеры),
  • знание плодовых и декоративные культур, их сортов,
  • знания, необходимые для подготовки почвы,
  • знание технологических процессов производства и первичной обработки продукции плодовых и декоративных культур.

 

  • Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной

гигиены, технической безопасности.

  • подготовка специальной одежды к использованию (халат/фартук, удобная обувь, защитный костюм, комбинезон, головной убор, перчатки), мытье рук,
  • подготовка и подбор сельскохозяйственного инвентаря, садового оборудования к выполнению трудовых действий,
  • подготовка удобрения, компоста для улучшения структуры почвы и питания растений.

 

  • Подготовка почвы к работе.
  • перекапывание земли,
  • удаление камней, корней и мусора,
  • формирование клумб,
  • разметка земли,
  • выкапывание ямок/лунок для посадки семян и рассады полевых, декоративных культур, кустарника, деревьев.

 

  • Посадка растений.
  • подготовка семян к посеву (сортировка, замачивание семян, дезинфекция семян в марганцовке) и посев семян для выращивания рассады декоративных культур,
  • выполнение технологических операций по уходу за рассадой декоративных культур (полив посадочного материала, пикировка растений),
  • высаживание рассады декоративных культур (доставка рассады к месту высаживания, внесение удобрения, компоста перед посадкой; размещение растения в ямке/лунке, засыпание землей),
  • высаживание семян декоративных культур, кустарника, деревьев (внесение удобрения, компоста перед посадкой; размещение семян декоративных культур, кустарника, деревьев в ямках/лунках, засыпание землей).

 

  • Уход за растениями.
  • полив растений (лейкой, шлангом с мелким разбрызгивателем),
  • рыхление почвы и окучивание растений (с использованием мотыги, плоскореза),
  • прополка растений (выдергивание сорняков, складывание в ведро),
  • опрыскивание растений (увлажнение водой),
  • проведение мероприятий по защите растений от вредителей и болезней (подкормка удобрениями),
  • подвязывание веток растений,
  • обрывание сухих листьев,
  • обрезание сухих веток,
  • подстригание травы,
  • выкапывание многолетних растений до наступления заморозков,
  • укрывание растений на зиму.

 

  • Сбор урожая плодов и декоративных культур.
  • срез декоративных культур,
  • снимание фруктов с веток дерева/кустарника (яблоки, груши, слива и др.),
  • срезание ягод (рябина, калина и др.),
  • снимание ягод (клубника, крыжовник и др.),
  • складывание плодов в тару,
  • транспортировка плодов и декоративных культур к месту хранения.

 

  • Товарная обработка урожая плодовых и декоративных культур, подготовка к хранению.
  • просушивание плодов,
  • сортировки плодов и декоративных культур (по качеству, по размерам и др.),
  • упаковка и раскладывание плодов и декоративных культур по местам хранения.

 

  • Проведение послеуборочных работ.
  • уборка клумб (уборка плетей, корней в место сбора мусора),
  • перекапывание земли,
  • уборка осенних листьев,
  • чистка и мытье сельскохозяйственного инвентаря по окончании работы,
  • уборка сельскохозяйственного инвентаря в места хранения.

 

1.2.10. Оформление цветников различных типов.

  • создание клумб (перекапывание земли; придание формы овала, треугольника, прямоугольника, ромба и др.),
  • подготовка почвы к посадке и уход за растениями (см. выше).

 

1.2.11. Поддержание порядка в местах хранения сельскохозяйственного

инвентаря.

  • уход за сельскохозяйственным инвентарем (мытье, протирание и сушка предметов сельскохозяйственного инвентаря),
  • уход за сельскохозяйственным оборудованием (чистка газонокосилки, триммеры, протирание оборудования),
  • подметание и мытье пола.

 

1.3. Рекомендации.

Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами работы с сельскохозяйственным инвентарем, оборудованием.

Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.

Необходимо учитывать особенности слухового восприятия. Например, если у подростка наблюдается гиперсензитивность к громким и резким звукам, то во время работы с триммером необходимо использовать защитные наушники.

Использование перчаток поможет подростку спокойнее реагировать на соприкосновение с почвой, семенами, различными растениями.

Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, при выполнении трудовых действий, связанных с использованием сельскохозяйственного инвентаря и оборудования, может потребоваться сопровождение при наличии проблемного поведения, например, когда повышенное возбуждение способствует усилению двигательных стереотипий.

Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при выполнении трудовых действий. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.

Нарушения двигательных функций, нарушения зрения могут затруднять или делать невозможным выполнение отдельных трудовых действий (перекапывание земли, формирование клумб, сортировка семян и др.). К примеру, если осуществление полива растения лейкой не доступно обучающемуся, ему предлагают использовать для выполнения данного трудового действия шланг с насадкой и регулятором подачи воды.

Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. При использовании ограничителей (ярких лент, досок, веревок) обучающиеся с нарушением зрения смогут перекапывать определенный участок земли, формировать клумбу, рыхлить землю. Наличие дополнительных ориентиров (например, камушков) поможет им в нужных местах выкапывать ямки/лунки для посадки семян и рассады.

При наличии скамеечек, досок на колесах, на которых можно в положении сидя выполнять трудовые действия, перемещаться по садовому участку, обучающиеся с ТМНР, испытывающие затруднения при передвижении, удержании равновесия, смогут рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрывать сухие листья, подвязывать ветки и т.д.

Для повышения функциональных возможностей и самостоятельности используемый сельскохозяйственный инвентарь должен соответствовать особенностям восприятия обучающихся, их двигательным возможностям и т.д. Например, если обучающемуся трудно рыхлить землю, присев на корточки, ему предлагают мотыгу с длинной ручкой; если трудность вызывает удержание тяжелого ведра, тяжелых граблей, то обучающемуся предлагают инвентарь, изготовленный из облегченного материала; если толщина ручки предметов сельскохозяйственного инвентаря неудобна для удержания, то используют дополнительные насадки для корректировки толщины и формы ручки.

Обучающиеся с ТМНР при выполнении садовых работ пользуются наглядно представленными технологическими процессами производства и первичной обработки продукции.